Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Логопедия"

Работа состоит из  1 файл

_files_b2b_2289_files_шпоры по логопедии_1.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

Устр. аграмматич. дислексии и дисграфии: 1.сост. предл, распростр. предл, вариат-ть предл; 2.составление схемы предл, сост. предл. по схеме; 3.ответы на вопросы 4.словоизм. (изм. сущ, глаг, прил. по числам, падежам, употр. предл); 5.согласов. слов в предл; 6.словообраз. (уменьш-ласкат. форм, образ-е родств. слов); 7.словарная раб. (синонимы, антонимы, уточн. знач. слов и оттенков знач).

Профилактика  нарушений письменной речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи в той или иной степени  отражается на деятельности и поведении  ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.

Недостатки  речи обнаруживаются особенно четко  при обучении в школе и могут  привести к неуспеваемости, порождают  неуверенность в своих силах.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Письменная  речь в отличие от устной формируется  только в условиях целенаправленного  обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.

Стойкие специфические  ошибки при письме (дисграфии). Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и др.

Логопед, работая  в детском саду, особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий. Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями. Поэтому для профилактики дисграфий у детей дошкольного возраста разработана и применяется на практике система коррекционной работы.

 

  1. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (дислалии функциональные и органические) и их педагогическая коррекция.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера

Причины нарушений письменной речи: 1.наследственная предрасположенность; 2.органическое поражение головного мозга (травмы, опухоли, недоразвитие); 3.соматические заболевания; 4.двуязычие; 5.социальная среда (дефицит речевых контактов); 6.нарушения устной речи

Психофизиологическая структура письма: 1.Зрительное восприятие, различение и узнавание букв; 2.Соотнесение букв с соответствующими звуками и воспроизведение звукопроизносительного образа слова (прочитывание); 3.Соотнесение звуковой формы прочитанного слова с его значением (понимание).

В процессе чтения можно выделить техническую сторону и смысловую

Т.Е.Егоров выделил 4 ступени формирования навыка чтения: 1.Овладение звукобуквенными обозначениями; 2.Послоговое чтение, 3.Становление синтетич. приемов чтения; 4.Синтетическое чтение.

Симптоматика  нарушений письменной речи.

Различают два вида нарушений письменной речи: дислексия, дисграфия.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера

Симптомы дислексии: 1.Замены и смешения звуков при чтении -- фонетически близких (звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В). 2.Побуквенное чтение – нарушение  слияния звуков в слоги и слова: Р..А..К. 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных в стечениях; пропуски согласных и гласных без стечения; добавление букв и звуков; перестановки звуков; пропуски слогов; перестановки слогов. 4.нарушение понимания прочитанного (от слова до текста). 5.замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА). 6.аграмматизмы при чтении (падежные окончания, глагольные окончания, согласование членов предложения

Классификация нарушений письменной речи.

Дислексия – частичн. специф. наруш. проц. чт, обусл. несформир-ю (наруш) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера. Классификация: 1.фонематич; 2.семантич; 3.аграмматич; 4.мнестич; 5.оптическая; 6.тактильная

Фонематич. Недоразв. фонематич. воспр. – 1 ф-ма (трудн. усв-я букв; замены букв, сходных акустич. и артикуляц. (Б-П, С-Ш), недоразв. фонематич. анализа - 2 ф-ма (побукв. чт; искаж. звукослогов. стр-ры; пропуски согл. в стеч.; вставки гласных м/у согл. в стеч-х (ПАСЛА – ПАСАЛА); переест-ки букв (звуков) (УТКА – ТУКА); пропуски и переест-ки слогов (ЛОПАТА – ЛОТАПА).

Семантич. (механич. чт). 1.наруш. поним. прочит-го при технич. прав. чт.; не м. ответить на вопросы по тексту). 2.несформир-ть представлений о синтаксич. связях слов в предл. (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматич. обусловлена недоразв. грамм. строя речи, морфологич. и синтаксич. обобщ: 1.изм. падежных оконч. сущ.; 2.неправ. согласов. в роде, числе, падеже сущ. и прил.; 3.изм. числа местоим; 4.неправ. употр. родовых оконч. местоим.; 5.изм. ф-мы глаг. Чаще набл-ся у детей с ОНР.

Мнестич. 1. наруш. усвоения букв; 2.в трудн. установл. связей м/у звуком и буквой (не м. воспроизв. ряд из 3-5 букв или слов, наруш. порядок их следов-я).

Оптич. 1.замены и смешения графич. сходн. букв (Д-Л, З-В); 2.недифференц-ть зрит. представл; 3.наруш. оптико-пространств. воспр. (трудн. воспр. букв, напис. одна под другой _ Т_; не расчл-т буквы на сост. эл-ты Н; зерк. чт).

 

 

 

  1. Алалия как системное нарушение устной речи и ее коррекция.

 

Дислалия – наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. В зав-ти от сохр-ти анатомич. строения речев. аппарата 2 формы:

а) функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений). В детском возрасте.

Акустико-фонематич. - несформированность фонематического слуха.

Артикуляторно-фонематич. - несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. I вариант: артикуляторная база не полностью сформир, замены. II: артикуляторная база сформир. полностью, но при отборе звука принимается неправильное решение, что приводит- к смешению звуков.

Артикуляторно-фонетическая (обусловлена неправильно сформированными артикуляторными позициями, что приводит к искажению или пропуску звука).

б) механическая - неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

В зав-ти от колич-ва наруш-х  групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа звуков) и полиморфную – наруш. 2 и более групп звуков.

Нарушения звукопроизношения  могут проявляться по-разному:

1) отсутствует: акета (ракета);

2) произносится искаженно,  т.е. заменяется звуком, отсутствующим  в фонетической системе русского языка: вместо нормативного с — межзубный с;

3) заменяется звуком, более  простым по артикуляции (л-»у).

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или  нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. (с, с', з, з’, ц) и шипящ. (ш, ж; ч, щ) звуков.

2. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения  нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г': хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука и.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-тп, в-ф, з-с, ж- ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми: например, д'-д, п'-п, и т.д. (тота - тетя, пат — пять).

Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. 3 этапа, каждый из которых преследует свою цель.

1. Постановка. 2. Автоматизация. 3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

1. Постановка - сам процесс обучения правильному произношению звука. Учат придавать артикул. органам то положение, кот. свойственно норм. артикул. звука. Во многих случаях к постановке нельзя приступить сразу, т.к. может придать языку необх. положение. Тогда необходимо проведение подготовительной работы. Заключается преимущественно в т. наз. артикуляторной гимнастике, основная цель - развитие достаточной подвижности губ и языка.

При механич.й  дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата (короткая уздечка, прикус).

При сенсорной функц-й дислалии - воспитание слуховой дифференц-и звуков, т.к. не осозн. неправ-ти звукопроизношения, не сможет его контролир-ть.

Помощь родителей - систематическое выполнение предлагаемых упражнений, упражнений в слуховой дифференциации звуков.

После подготовит. работы переходят к постановке звука. М. производиться по подражанию, с  механической помощью и смешанным  способом.

По подражанию. Логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести.

2.Когда удается добиться правильного звучания изолированного звука, переходят к автоматизации, то есть обучению правильному произношению звука в связной речи. В последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком.

Исключаются артикуляторно и акустически близкие звуки. Это позволяет сосредоточить внимание только на вновь воспитываемом звуке.

Этап автоматизации  можно считать законченным, когда  овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи.

3.Дифференциация звуков - воспитать прочный навык уместного употребл. в речи вновь воспитанного звука, без смешения с акустически или артикуляторно близкими звуками. Достигается спец. упр-ми. Работа по различению смешиваемых звуков начинают в подготовит. период, при постановке звука.

Переход к дифференциации звуков м.б. начат только тогда, когда оба смешиваемых звука м.б. правильно произнесены в любом звукосочетании, т.е. когда умение правильно произн. «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Сложность речевого материала нарастает постепенно.

Велика роль родителей: систематич. контроль за правильн-ю  вып. логопедич. заданий, включая и  письм; контроль над речью в обычных  жизн. Сит-х.

Соблюдение  такой последоват-ти является обязательным, т.к. ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки работы.

 

  1. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфонии, фонастении) и их педагогическая коррекция.

 

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка

Причины: воспалительные поражения ГМ; травматические поражения ГМ; кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов; обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития; последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит: запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях КГМ (стадия нейробластов) –  в обоих полушариях ГМ – билатеральное  поражение.

М.б.: врожденное недоразвитие; ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде).

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций (афферентная, эфферентная).

Моторная алалия нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Различают три уровня недоразвития речи: 1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи; 3 уровень – речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"