Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Логопедия"

Работа состоит из  1 файл

_files_b2b_2289_files_шпоры по логопедии_1.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

Функц. наруш. голоса центр. происх-я. Функц. (психогенная) афония. Прич.: 1.реакция на психотравму у истеричных особ. Проявл: отс. голоса; сохранны кашель, звучный смех; возможны рецидивы; длит-ть течения. 2.психотерапия при фиксации на голосовом дефекте. 3.диспансеризация. 4.рекоменд. после окончания курса восстановления

Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса

Этапы: 1.подготовительный; 2.восстановительный; 3.заключительный.

1эт.: обследование реби индив. обслед.артикул.аппарата. Подготовить реч. аппарат к восст. голоса (психотерапия; дых. гимн; артикуляц. гимн; раб. по координации дых. артик. и голос. сист).

2эт: формирование нового механизма голосообразования (восст. дых. артик. гимн; голос. упр.): а)вызыв. голоса; б)закрепл. голоса и его автоматиз.; в)работа над характеристиками голоса.

3эт: расширение диапозона звучания; разв.выносливости в голосовым нагрузкам (психотер.)

Восст. голоса при парезах и параличах  гортани. 1.рац. психотерапия. 2.кор. физиологич. и реч. дых: 1.компл. дых. упр. (диф. ротового и носового выдоха); 2)дутье в губную гармошку для усил. глуб. выдоха и массажа гортани с пом. возд. струи,.3)упр. для активиз. мышц шеи, наружн. и внутр. мышц гортани.

Восст. голоса при хронич. ларинг: 1.разъяснит. беседа о голосогигиене и профил. дисфонии; 2.охранит. режим. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ШЕПОТОМ! 3.работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха.

 

  1. Темпо-ритмические нарушения речи (брадилалии, тахилалии) и их педагогическая коррекция

 

При нарушениях темпа речи: нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи; речь малопонятна для окружающих; в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

 Причины: наследственность; экзогенные факторы (интоксикации, астения); психологические причины (подражание, воспитание). Может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.

Проявления: замедленный темп речи; замедленный темп чтения и письма; монотонность голоса, назализация; удлиннение пауз между словами; удлиннение пауз между звуками в слове; может быть скандированная речь; может быть нарушение звукопроизношения; речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению.

Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики; нарушения мелкой моторики; нарушения мимики; замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления; затруднения переключаемости; необходимость повторения инструкции; склонность к стереотипам; персеверации; нарушения вербальной ориентировки в окружающем.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.

Различают: тахилалия, как самостоятельное нарушение речи; функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания); параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией).

Проявления: быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду); стремительность речи; расстройства речевого внимания; запинки; повторения; проглатывания фонем, слогов, слов; персеверации слогов, слов; искажение структуры предложения; неясность произношения; быстрый темп чтения и письма (с заменами, перестановками звуков и букв).

Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики (ускоренная ходьба, ускоренный темп движений, гиперактивность, тики); неустойчивое внимание, повышенная переключаемость с объекта на объект, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти; нарушения вегетативной нервной системы (потливость, покраснение лица, ушей); нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость, возбудимость); отклонения в поведении.

Виды  наруш. темпа речи несудорожного  характера. Симптоматика.

Классификация тахилалий: батаризм, полтерн.

1. Баттаризм (парафразия) – неправ. форм-е фразы как следств. наруш. реч. вним. Прич: психогенные; соматические; вредная привычка. Мех-м: происх-т преобл-е проц. возб-я над торм-м. Проявл.: недост. концентр. реч. вним; несоотв. темпа мышл. и речи; переест. слов; проглат-я; остановки в речи; повт, пропуски слов, смеш-я; растр-во прав-го оформл. мысли; аграмматизм; рыхлость предл; вставка в речь добавочных элем-в; наруш. буквенного состава слова на письме.

2. Полтерн (спотыкание) – патологич. ускор. речь с наличием прерывистости темпа несудорожн. хар-ра. Проявл: запинки, малая понятн. речи; растр-ва в образ-и отд. зв.; пропуски, переест-ки, изм. зв-в, слогов, слов, фраз; необосн-е паузы; трудн. в выборе слов; спотыкания (беззвучно движ. губы и язык) – как при хорее; выпад-я слов, фраз при пересказе прочит-го; растр-ва дых, голоса, дикции; голос глухой, иногда симптомы перенапряж. голоса, носовой оттенок; наруш. общей и речевой мотор; сочет. с др. реч. наруш; аграмматизмы; внутр. беспорядок мышл.

Нереч. симпт.: растр-ва общей мотор. (быстрая ходьба, резкие повороты, резкие движ, сопровожд. речь, гримасы); растр-ва вним. (неуст-е, не умеют слушать др); растр-ва мышл. (нелогичность); растр. и повед.

Обследование  детей с нарушениями темпа  речи.

Обслед. комплексно: мед. и псих-пед. Вкл-т выясн. сост. нервно-психич. сферы, интеллекта (по данным мед. документации или обслед. врачом-психоневрологом) и речи (на основе логоп. изуч.).

У детей с  брадилалией и тахилалией по мед. документации уточн. данные, касс-ся возм-х  психич. забол-й, неврологич. симптоматики. Выясн. соматич. и инфекц. забол. в детском возрасте, травмы, опухоли ГМ и др.

У детей с  баттаризмом и полтерном особое вним. обращ. на исслед. лексики, грамм. строя речи, семантики: •слух. неречевого гнозиса, воспр. и воспроизв. ритмов, оптико-простр-го гнозиса и праксиса; •слуховой, зрит. и моторн. пам, •реч. акт-ти.

В логопед. заключ.: •чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидн. тахилал. (баттаризм, полтерн); сочет. тахилал. с заиканием; •степ. выраж-ти (легкая, средняя, тяжелая); •вл-е патологически замедл. (ускор) речи на личн. реб., на его коммуникативные возм-ти; •круг сит-й, в кот. проявл-ся тахилалия; •выраж-ть психич. симптомов; •наруш. внешн. речи (звукопроизн., лексико-грам. и семантич. сторон речи, просодии); •наруш. внутр. речи, психич. проц. (воспр, вним, мышл); •особ. моторики; •откл. в поведении.

Кор-педагогическая работа.

При брадилалии. Напр. раб: 1) мед.воздействия (укрепление н.с. и испол.физиотер.процедуры); 2) лечеб. Физра (ЛФК, бассейн); 3) логопедические занятия (выроботка. четких и резких реч. движ; ускор. реч. р-ций; ускор. темпа внутр. речи; ускор. темпа чт. и письма; нормализ. Мотор); 4) логопедическая ритмика (разв.общей и речевой моторики, памяти, формир. ручн. праксиса; разв. зрит. и слух. вним; разв. просодич. комп-в речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения). Продолж-ть работы – 6-12 месяцев.

При тахилалии. Напр. раб: 1)работа над вниманием к речи говорящего; 2) восп-е медл, спок, плавн. дых. и голосообраз-я; 3) восп-е медл-го ритмичн. чтения; 4) формировнаие обего речевого поведения (умение слушать, умение вестисебя, восп-е спок-й, ритмич. упорядоч-й речи; восп-е уст-ки на реч. общение; восп-е общего слух-го и реч. вним.).

Этапы раб: 1 этап: режим молч; психотерапевтич. беседы; снятие возб-ти; сопряж-е, отраж-е ответы на вопр. (дозировано). 2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения и рассказывания: образец сопряженно отраженно по очереди; речевые зарядки (счет до 30-50); самост. речевая раб. под руководством одного из занимающихся; уст-ка на замедл-е всех психомот-х проц. 3 этап. Работа над редактир-м высказ-х мыслей, над адекватностью фразы намеч-му сод-ю; точные пересказы прочит-го по плану и без него; упр. в вариативности фразы; подраж-я. 4 этап. Работа над коллект-м расск. (короткие фразы, кажд. вкл-ся в работу неожиданно по сигналу): тренир. речи вне стен кабинета (реч. сит.); медл. чтение про себя. 5 этап. Подг-ка к публичному выступл. Логоп. кор. продолж. от 2,5 до 12 мес.

Полтерн и баттаризм (специфика  работы).

1. работа над темпом речи; 2. Использ.разных упражнений с движениями(речт по слогам, отстукивание, интонированное произнесение); 3.работа над дых, артикул., диалог и выразительная речь. 4. Взаимождействие речи с другими ВПФ, речь как единое целое

 

 

  1. Заикание как темпо-ритмическое нарушение речи. Методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Механизм: 1.сложное невротическое расстройство в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового и подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). 2.сложное невротическое расстройство в результате зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. 3.сложное функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности. 4.органическое изменение в ЦНС.

Проявления  заикания: 1.физиол. симптомы: реч. судороги; наруш. ЦНС; наруш. физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2.психологич. симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.

Причины: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Неблагоприятные условия при возникновении  логоневроза: 1)физическая ослабленность ребенка; 2)возрастные особенности деятельности мозга (большие полушария и функциональная ассиметрия мозга оформляются только к 5 годам); 3)ускоренное развитие речи (бывают физиологические итерации – повторения слогов, слов); 4)скрытая психическая ущемленность; 5)недостаточность положительных эмоций; 6)недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

Производящие причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

Классификация.

Различают невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

Судороги (основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации: дыхательные; голосовые; артикуляционные; смешанные.

Дыхат. судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых).

Голосов. судороги (ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах.

Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.

Наруш. моторики при заикании: судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв-е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; нек-е указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией.

Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности.

Уловки для  маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия –  Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

Разл-т 3 степ. заикания: легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя - в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. - сильное; тяжелая – в течение всей речи.

Типы течения  заикания: пост. тип; волнообразный  – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

Леч-пед. компл. меропр. сост. из 2 частей: 1.леч-оздоров; 2. кор-пед.

Лечебно-оздоровительную работу проводят медики.

Кор-оздор. раб.: устр. реч. деф.; устр. психологич. особ. заикающихся.

Методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф. Нараст. сложн. упр. в зав-ти от степ. реч. самост. реб.: 1.сопряж. речь; 2.отражен. речь; 3.заучен. фраза; 4.ответы на вопросы по знакомой картинке, самост. опис. знакомой карт; 5.пересказ по карт; 6.спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке); 7.самостоятельная речь.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"