Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Логопедия"

Работа состоит из  1 файл

_files_b2b_2289_files_шпоры по логопедии_1.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

Классификация алалии. Симптоматика

Моторная  алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.

Симпт. реч: фонетич. наруш. (звукопроизн); недоразв. фонематич. слуха; аграмматизмы в речи; наруш. стр-ры слова и фразы; резко обеднен словарный запас; нет связной речи; несформир. мотивация общения; поним. речи сохранно.

Симптомы  неречевые: общая моторная неловкость и недоразв. мелкой мотор; наруш. корд. движ; недоразв. психич. ф-ций; патологич. кач-ва личности (низкая работоспос-ть, негативизм); вторичная задержка умств. разв. (конкретность мышл, бедность логич. операций, сниж. спос-ти к символизации, обобщению, абстрактности); наруш. орального и динамич. праксиса; несформир-ть игровых навыков; импульсивность, хаотичность д-ти; нестойкость интересов.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранение; при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза; не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия; гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при  сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений: большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении; ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего; улучшение понимания при многократном медленном повторении; трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия); улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями); улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего; улучшение понимания при общении с матерью

Речь  при сенсорной алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

Первые слова  появляются поздно, фразовая речь в  большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Артикуляционная моторика — возможность выполнения опр. движений, удержания артикул. поз, вып. последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

Затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи м.б. сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и УО.

 Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.

Комплексная раб. над разв. речи и личности: логопедическая работа на фоне активного медикаментозного лечения и психотерапевтического  воздействия.

Пропедевтическая работа: 1.создание мех-мов реч. д-ти (формир. мотива речи, навыков коммуникации, созд. внутр. программы высказ-я, отбор лексико-грам. средств (материал)). 2.учет специфики речевого недоразвития каждого ребенка, его личностных особенностей. 3.устранение травмирующих факторов окружающей среды, выработка адекватного отношения к речевому нарушению

В систему работы по преодолению  алалии входит:

1. Развитие мелкой  моторики (рисование, штриховки,  раскрашивания, завязывание узелков,  мозаика, конструктор и т.д.).

2. Развитие псих. проц. и преодоление неречевых нарушений у алаликов: анализ, синтез, внимание, память, восприятие, противопоставление, обобщение (систематизация предметов по форме, величине, цвету, различение деталей предметов, выделение лишнего предмета).

3. развитие зрительного и пространственного восприятия, установление причинно-следственных и временных связей.

4. полисенсорная  основа обучения 

5. использование  ритмики и логоритмики

В речи – кор. работа связана с предметно-практической деятельностью.

Поэтапность работы:

1эт. – воспитание реч активности, формир. Пас. и акт. словаря, работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспростр. и малораспростр. предл., формируются первоначальные коммун. навыки.

2эт. – формир. фразовая речь на фоне усложн. словаря и структуры фразы, распространение предложений, диалоги и рассказы описательного характера.

3эт. – формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.

Виды  работ над словарем: подбор предметов к действиям и действий к предметам, называние частей целого (колесо, фара – машина), подбор однокоренных слов (лес – лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, образование уменьшительно-ласкательных форм

Виды  работы над предложением: ответы на вопросы и постановка вопросов, составление предложений по слову, опорным словам, по серии картинок, загадки о предметах, описание предмета предложением, вариативность предложений, рекуонструкция предложений, деформированный текст.

Формир. грамм. навыков: репродукция словосочет, разл. модели предл, соглас-е слов в предложениях, употребление предлогов, изменение форм слова

Связная речь: диалоги, пересказы, составление рассказов (описательные, повествовательные; по восприятию – с опорой на действие, предмет, картинку, серию картинок; по представлению – из опыта)

Работа над  интонацией – логическое ударение, паузы, мелодика речи; работа над голосом (повышение, понижение, изменение громкости)

Обучение грамоте; исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха.

Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.

Осн. напр. коррекции: сознат. анализ состава речи; разв. фонематич. воспр.; поним. реч. стр-р. Осн. принц. кор. раб: последоват-е и систематич. возд-е на все стороны реч. д-ти реб.+специфич. лечение, стимул. созревание клеток КГМ.

1. Строгая организ-я  звукового и реч. режима (т.к  беспорядочная слуховая нагрузка задер. развитие речи): опред. часы и дни отдыха; ограничивают излишнее общение; исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор; щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам.

2. привлеч. вним. реб. (попасть в поле зрения, повернуть к себе, взять за руку)

3. пробуждение  интереса к звукам окружающего  мира и речевым звукам

4. различ. шумов, зв-в нереч-го хар-ра (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5. разв. Направл.  вним. и работосп. (вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6. развитие зрительной  и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

7. развитие потребности  общения, мотивации общения

8. различ-е звучащ. игрушек и инструм-в (наблюдает  за действием логопеда, делает  действие сам, закрывает глаза  (по жесту), различает источник  звука).

В работе избегают громких хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация:

1. введение в  шумовой ряд сильного речевого звука (а, р, у), котор. вязывается с предметом или явлением;

2.нормализация  работосп., поведения, дея-ти (копирование действий, подчинение нереч. инструкциям);

3.выработка условных связей м/у словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака;

4. различение  слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

5. различение  слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

6. различение  характера звука, источника звучания, его локализации

7. предм-практ.  действия – не только повт. слова, а умение вып. действие  с предм. по словесной инстр: ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

8. поним. стандартных  фраз (слова произн. в опред. порядке  с неизменной интонацией и  носят обиходно-бытовой хар-р  (при общении с одним чел;  при общении с разными людьми; при опред. ситуации; с опорой  на мимику, жест).

9. развитие фонематического  слуха

10. формирование  собственной речи (не повторять  и не заучивать фразы, а ставить  ребенка в ситуацию мыслительных задач)

11. формир. понимания  логич, грамматических и тематических  групп слов: посуда, мебель; мытье  рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят

12. конкретизац.  понятий (цвет–красный, синий …,  вкус–соленый, сладкий…)

13. раннее обучение  грамоте

Возм-ть полной ликвид. сенс. алал. ставится под сомнение. Прогноз неопредел-й. Рез-т зав-т  от: сост. слуховой чувствит-ти; врем. и хар-ра провод-го лечения; кор-восп. возд-я; возраста и интеллекта реба.

 

  1. Мелодико-интонационные нарушения речи (ринофонии, афонии) и их педагогическая коррекция.

 

Наруш. голоса — отс. или растр. фонации вследствие патологич. изм-й голосового аппар. Сущ. 2 осн. термина для обознач. патологии голоса: афония (лат. а — отрицат. частица и греч. phone — звук, голос) — полное отс. голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Органич. наруш. голоса. Патол. голоса, возн-я вследств. анатомич. изм-й или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата, считается органич. К периферич. Органич. наруш-м отн-ся дисфонии и афонии при хронич. ларингитах, парезах и параличах гортани, сост-х после удаления опухолей.

Центральные парезы и параличи гортани зав-т от поражения  КГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются  при ДЦП.

Часто причиной органич. наруш. голоса - опухоли и  сост. после их удаления.

Эти наруш. голоса отн-ся к хронич. и самост-но не исчезают.

Функц. наруш. голоса. Наиб. распростр. и многообразные. Не сопровожд-ся воспалит-ми или анатомич. изм. гортани. Причины: голос. переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Носят временный характер. К периферич. функц-м отн-ся: фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Перегрузка; несобл. охранительного голосового режима при воспалительных забол. верхних дыхательных путей).

Органичекие наруш. голоса. Связано с изменением структуры ткани или органо гортани. Виды:острый (хрон.)ларингит, оносторнний хордит (восполение одной связки, прич-опухоли), парезы и параличи гортани (удаление полипов, опухолей), узелки и полипы голосовых связок.

Гипертонусные (спастические) наруш. голоса связ. с повыш. тонуса горт. мышц с преобладанием спазма в момент фонации. Развиваются у лиц, форсирующих голос.

Фонопедия – комплекс педмер воздействия при нарушениях голоса.

Классификация нарушений голоса

Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.

Проявл. нарушений голоса: 1.отсутствие голоса или его расстройства (утрата силы, звучности, искажения тембра); 2.голосовое утомление; 3.субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм, комок в горле, першение …).

Фоностения – наруш. голоса без видимых изм-й в голос-м аппар. (чаще носит профессион-й хар-р). Прич.: психотравмы; эмоцперегрузки; несобл. гиг. голоса. Проявления: нарушения координации дыхания и фонации; невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять звучание, изменять высоту.

Гипотонусная дисфония – обусл. двустор. миопатич. парезами (порезами внутр. мышц гортани).

Прич: инфекции (ОРВИ, грипп, дифтерия); перенапряж. голоса. Проявл: слабость гортанных мышц, хриплость, голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются; осиплость; боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки.

Гипертонусная (спастич) дисфон. – повыш. тонус горт. мышц, тонич. спазм в момент фонации.

Прич: перенапряж. голоса, привычка говор. громко и много. Приз: очень громкий голос.

Смешанная дисфония – повыш. и пониж. голоса. Прич: психол. ситуации,  эндокрин.

Мутации. Прич.:местные (ускоренный рост гортани); нервно-психиче.; патологическая (эндокрин.сис.)

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"