Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Первый — запоминание, его можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Второй — сохранение, т.е. организация и удержание информации. Оно может быть динамическим и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом он обязательно трансформируется, подвергается переработке. Исчезновение из памяти — забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса. Забывание — весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает и то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение — это борьба с забыванием нужного и полезного.
Третий — воспроизведение — это процесс извлечения из памяти сохраненного материала. По сути воспроизведение (непроизвольное или произвольное) — это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Воспроизведение осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта); воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
18. виды памяти:
— наглядно-образную память — это память на зрительные, звуковые, осязательные ит.д. образы;
— словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику. Этот вид памяти присущ только человеку;
— двигательную память — память на движения. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и др. умений.
— эмоциональная память — на переживания. Имеет большое значение для формирования личности.
В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
Память в целом и память конкретного человека имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности: объем, быстрота, точность и длительность. Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствует о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.
Оперативная память — это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.
Объем, быстрота, точность, длительность в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
16. Внимание. В отличие от названных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них («думай внимательно», «смотри внимательно» и т.д.).
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности определенную значимость;
Внимание — это активная направленность психики (сознания) на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, т.е. соответствующих потребностям воздействий и игнорировании (торможение, устранение) других — несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание проявляется в мимике, позе человека. Внимательный человек, как правило, поглощен своим делом, сосредоточен на нем.
По наличию волевого усилия различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепоизвольное. Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Целенаправленно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.
Произвольное (волевое) внимание может трансформироваться в спонтанное. После включения в деятельность сосредоточенность на ней происходит как бы «само собой». Отдельные исследователи называют такое внимание послепроизвольным, т.к. оно возникает после произвольного внимания. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По своим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта.
К важнейшим свойствам внимания относятся избирательность, направленность, устойчивость, распределение, переключаемость, объем внимания.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5-7 объектов).
Распределение внимания — это возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания, в периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности.
Переключаемость внимания означает сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Избирательность внимания проявляется в том, что сознание сосредоточивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
От особенностей внимания зависят такие черты личности как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
12. Воображения — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источником воображения является объективная реальность. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные возникающие задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в управлении другими психическими и физиологическими процессами, в частности волей, вниманием, памятью, речью и т.д. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция воображения — планирование и программирование деятельности, составление определенных программ, оценка их правильности.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, инженерном деле и др.
Существует ряд приемов развивающих воображение: *вычленение из целостного образа каких-либо элементов; *изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.); * агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); *гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца и т.д.), *перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.д.), *типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова и т.д.).
Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее, антиципирующее. Близко к этим видам воображении находится эмпатия — способность понимать другого человека, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В нем мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее. Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддаются волевому контролю.
Воссоздающее воображение — это создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д., а творческое — это более сложный вид воображения, это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем.
Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества.
44. Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни. В первобытном обществе воспитание детей осуществлялось в семье или же поручалось наиболее опытным представителям общины. Производственный и моральный опыт дети усваивали в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.
В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В это время в Древней Греции (VI в. до н.э.) появился термин “педагог”, обозначавший раба, водившего детей в школу (греческое слово “педагогос” (пейда - ребенок, гогос – вести), обозначает детоводитель). Того, кто обучал, называли дидасколом. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин “педагогика”. Педагогические знания в это время входили в состав философии.
В средние века в педагогике, как и в целом в философии, господствовала религия. Возникают монастырские, приходские и соборные школы.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. В этот период появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма (Эразм Роттердамский, М. Монтель). Однако вплоть до 17 в. педагогика продолжала оставаться частью философии.
В 1623 г. английский ученый Ф. Бэкон в трактате “О достоинстве и увеличении наук” выделил педагогику, под которой понималось “руководство чтением”, в качестве отдельной отрасли знания. В этом же столетие статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, разработал классно-урочную форму обучения, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т. д. (работа “Великая дидактика”).
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, А. И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др. Видными представителями педагогической мысли на Беларуси являются: Ф. Скорина, Н. Гусовский, К. Лыщинский, Я. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас и др.
В советское время
на основе марксистко-ленинской
В среде простых людей также складывались свои представления о воспитании. Совокупность этих идей привела к формированию народной педагогики. В народной педагогике выше всего ценятся такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, почитание старших, уважение между людьми.
45. Предмет педагогики. В педагогике различают две ее составляющие: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека (народную, семейную, школьную и другие педагогики) и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.