Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Первый — запоминание, его можно определить как процесс  памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Второй — сохранение, т.е. организация и удержание информации. Оно может быть динамическим и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом он обязательно трансформируется, подвергается переработке. Исчезновение из памяти — забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса. Забывание — весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает и то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение — это борьба с забыванием нужного и полезного.

Третий — воспроизведение  — это процесс извлечения из памяти сохраненного материала. По сути воспроизведение (непроизвольное или произвольное) — это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Воспроизведение осуществляется в следующих формах:  узнавание (возникает при повторном восприятии объекта); воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. виды памяти:

— наглядно-образную память — это память на зрительные, звуковые, осязательные ит.д. образы;

— словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику. Этот вид памяти присущ только человеку;

— двигательную память — память на движения. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и др.  умений.

— эмоциональная память — на переживания. Имеет большое значение для формирования личности.

В зависимости от  приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая  (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Память в целом и  память конкретного человека имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности: объем, быстрота, точность и длительность. Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Быстрота — способность  человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать  определенной скорости ее обработки и использования.

Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность — важнейшая  характеристика памяти человека в целом  и ее процессов, свидетельствует  о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после  однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.

Оперативная память —  это сохранение материала после  его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Объем, быстрота, точность, длительность в совокупности проявления своих особенностей характеризуют  эффективность памяти в целом  и  конкретного человека в частности.

 

 

 

 

 

16. Внимание. В отличие от названных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них («думай внимательно», «смотри внимательно» и т.д.).

Внимание — это  направленность психики (сознания) на  определенные объекты, имеющие для личности определенную значимость;

Внимание — это  активная направленность психики (сознания) на те или иные предметы и явления  при одновременном отвлечении от всего остального.

Сущность внимания проявляется  прежде всего в отборе значимых, т.е. соответствующих потребностям воздействий и игнорировании  (торможение, устранение) других — несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание проявляется  в мимике, позе человека. Внимательный человек, как правило, поглощен своим  делом, сосредоточен на нем.

По наличию волевого усилия различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепоизвольное. Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Целенаправленно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Произвольное (волевое) внимание может трансформироваться в спонтанное. После включения в деятельность сосредоточенность на ней происходит как бы «само собой». Отдельные исследователи называют такое внимание послепроизвольным, т.к. оно возникает после произвольного внимания. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По своим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от  него возникает вследствие интереса  личности, а не привлекательности объекта.

К важнейшим свойствам  внимания относятся избирательность, направленность, устойчивость, распределение, переключаемость, объем  внимания.

Объем  внимания  измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5-7 объектов).

Распределение внимания — это возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними.

Устойчивость внимания  определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания, в периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности.

Переключаемость внимания  означает сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Избирательность внимания  проявляется в том, что сознание сосредоточивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

От особенностей внимания зависят такие черты личности как внимательность, наблюдательность и рассеянность.

 

 

 

 

12. Воображения — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения  свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать.

Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источником воображения является объективная реальность. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них  из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные возникающие задачи. Вторая  функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья  функция воображения связана с его участием в управлении другими психическими и физиологическими  процессами, в частности волей, вниманием, памятью, речью и т.д.  Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция воображения — планирование и программирование деятельности, составление определенных программ, оценка их правильности.

При помощи специальных  упражнений и приемов можно развивать  воображение. В творческих видах  труда — науке, литературе, инженерном деле и др.

Существует ряд приемов  развивающих воображение: *вычленение из целостного образа каких-либо элементов; *изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.); * агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); *гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца и т.д.), *перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.д.), *типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова и т.д.).

Основные виды воображения  — пассивное и активное. Пассивное  делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое  состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее, антиципирующее. Близко к этим видам воображении находится эмпатия — способность понимать другого человека, сопереживать.

Активное воображение  всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В нем мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии.  Активное воображение направлено в будущее. Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддаются волевому контролю.

Воссоздающее воображение  — это создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты  и т.д., а творческое — это более  сложный вид воображения, это  самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем.

Творческое воображение  — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает  новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни. В первобытном обществе воспитание детей осуществлялось в семье или же поручалось наиболее опытным представителям общины. Производственный и моральный опыт дети усваивали в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему  воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.

В период рабовладельческого строя  возникают специальные  образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В это время в Древней Греции (VI в. до н.э.) появился термин “педагог”, обозначавший раба, водившего детей в школу (греческое слово “педагогос” (пейда - ребенок, гогос – вести), обозначает детоводитель). Того, кто обучал, называли дидасколом.  Из античной Греции ведет свое происхождение и термин “педагогика”. Педагогические знания в это время входили в состав философии.

В средние века в педагогике, как и в целом в философии, господствовала религия. Возникают  монастырские, приходские и соборные школы.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в  трудах мыслителей эпохи Возрождения. В этот период появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма (Эразм Роттердамский, М. Монтель).  Однако вплоть до 17 в. педагогика продолжала оставаться частью философии.

В 1623 г. английский ученый  Ф. Бэкон в трактате “О достоинстве и увеличении наук” выделил педагогику, под которой понималось “руководство чтением”,  в качестве отдельной отрасли знания. В этом же столетие статус педагогики  как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, разработал классно-урочную форму обучения, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т. д. (работа “Великая дидактика”).

Огромный вклад в  развитие русской педагогической мысли  внесли М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, А. И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др. Видными  представителями педагогической мысли  на Беларуси являются: Ф. Скорина, Н. Гусовский, К. Лыщинский, Я. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас и др.

В советское время  на основе марксистко-ленинской философии  развивались идеи коммунистического  воспитания. Наиболее известными педагогами в это время были С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А.Сухомлинский.

В среде простых людей  также  складывались свои представления  о воспитании. Совокупность этих идей привела к формированию народной педагогики. В народной педагогике выше всего ценятся такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, почитание старших, уважение между людьми.

 

 

 

45. Предмет педагогики. В педагогике различают две ее составляющие: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека (народную, семейную, школьную и другие педагогики) и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"