Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Межличностный конфликт предполагает взаимное общение. Обычно выделяют три основные препятствия, возникающие в процессе общения. Первое – когда общение используется не с целью достижения соглашения, а, например, с целью выиграть время. Второе – когда другая сторона вас не слышит. Третье – недопонимание.

Выделяют пять основных типов поведения в конфликте:

  • стиль уклонения – стремление выйти из конфликта, не решая его, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
  • стиль конкуренции – эффективен в том случае, когда одна сторона обладает определенной властью, авторитетом, уверена в правильности своих аргументов, имеет возможность настаивать на них;
  • стиль приспособления – используют в том случае, когда одна из сторон не имеет власти и авторитета и осознает, что исход дела чрезвычайно важен для нее, желает сохранить мир и добрые отношения со своим партнером;
  • стиль сотрудничества – наблюдается в тех случаях, когда у сторон тесные длительные взаимоотношения, есть время работать над проблемой, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать другую сторону, обе стороны обладают равной властью и авторитетом;
  • стиль компромисса – эффективен тогда, когда стороны хотят прийти к решению быстро, их может устроить временное решение. Стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой, обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, стороны хотят сохранить взаимоотношения.

Конфликт – прогнозируемое явление, он может быть регулируемым и управляемым. Урегулирование конфликта  должно основываться на таких принципах, которые, во-первых, не идут вразрез  с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемляют человеческого достоинства обеих сторон. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения:

  • стратегия предотвращения конфликта – предполагает воздействие на потенциальный конфликт до его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта;
  • стратегия подавления конфликта – применяется по отношению к деструктивным конфликтам. Осуществлять эту стратегию можно сокращением числа конфликтующих; разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; препятствуя непосредственному взаимодействию конфликтующих;
  • стратегия отсрочки – помогает лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения;
  • стратегия разрешения конфликта – предполагает устранение объективных причин, приведших к конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами.

Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты:

1.  контролирование  эмоций – если вы вовлечены  в конфликт, разрешить который можно путем переговоров, то ключевым моментом является более глубокий анализ представляемых позиций: вашей и позиции другой стороны. Вам следует избавиться от отрицательных эмоций и двигаться дальше, а не сосредоточиваться на них;

2.  установление основных  правил переговоров – объясните,  что эти правила  необходимы  для того, чтобы переговоры могли  быть продуктивными;

  1. выяснение позиций – если другой человек в равной мере готов все обсудить открыто, то и вы, в свою очередь, в равной мере можете выразить свои интересы.
  2. выдвижение альтернативных вариантов – вам необходимо разработать максимально возможное количество альтернативных вариантов решения проблемы. Вносите предложения сами и побуждайте к этому противоположную сторону.
  3. определение скрытых нужд и интересов – обычно и у вас, и у противоположной стороны есть более чем одна причина занимать ту или иную позицию. После того, как вы выявили все причины конфликта и показали, что признаете и понимаете их, вы можете попытаться выбрать из них наиболее существенные для другого человека.
  4. согласие по наилучшим взаимовыгодным вариантам – предлагая устраивающие вас решения, опишите те выгоды, которые может получить от них другой человек. Это может способствовать сохранению в ходе дискуссии атмосферы конструктивизма. Другой человек поймет, что вы учитываете его интересы, и будет поступать таким же образом.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.

В деятельности человек  создает предметы материальной и  духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и на природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс обязан именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и свойства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она  осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть органическими, функциональными, материальными, социальными  и духовными. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы  побуждают человека к деятельности, направлены на создание различных вещей и инструментов. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает её продукт. Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно  имеет дело. Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация; предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки; предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Основными составляющими  деятельности являются действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. К способам действий относятся умения, навыки и привычки. Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуютсссся в результате неоднократного повторения. Навык – это компонент деятельности, но не сама деятельность. Привычка – это потребность произвести соответствующее действие.

К основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и  труд.   

-  Общение рассматривается  как вид деятельности, направленной  на обмен информацией между  общающимися людьми. Общение может  быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным.

  • Игра – это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не её практические результаты. Игра направлена не на производство  конкретного продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существуют несколько типов игр: 1.индивидуальные и групповые (по числу участников); 2.предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); 3.ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя); 4.игры с правилами (поведение индивида определяется системой жестких правил).
  • Учение – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением. Обучение с точки зрения развития личностных  качеств называют воспитанием.
  • Труд есть целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Он направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Труд – основное условие существования человека. Трудовая деятельность возможна только в сотрудничестве с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,21. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Поэтому и  утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.

Эмоции –  элементарная форма переживания  человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что  чувства связаны с высшими  потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. 

Чувства –  это одна из основных форм переживания  человеком своего отношения к  предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью. Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Чувства подразделяются на положительные и отрицательные, а также низшие и высшие. Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека (чувство голода, жажды, недомогание, сексуальные чувства). К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические. Нравственные (моральные) чувства – чувства, связанные с отношением к себе, к другим людям, к обществу, к Родине. Интеллектуальные чувства – возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Эстетические чувства – переживаются в связи с восприятием красоты и гармонии в природе, произведениях искусства, в отношениях между людьми.

Чувства также  подразделяются на стенические и  астенические. Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие эту активность. Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).

Общепринятым  является выделение следующих форм переживания чувств: эмоциональный  тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект, фрустрация.

Эмоциональный тон представляет собой эмоциональное реагирование, возникающее как переживание приятного (неприятного) через:

  • непосредственные ощущения (при ощущении боли психически здоровый человек испытывает страдание, мазохист – наслаждение);
  • представления (воспоминание об ушедшей любви может приводить как к приятной грусти, так и к непреодолимой тоске);
  • текущие и бывшие ранее впечатления (неожиданные впечатления первого контакта с незнакомцем, встреча с которым с нетерпением ожидалась, могут вызвать и разочарование, и удовлетворение);
  • воображение («избиение» японскими рабочими чучела своего начальника нейтрализует накопившееся негодование, «умиротворяет» психику).

Эмоциональный тон выполняет функцию информирования организма о том, как удовлетворяются  его текущие потребности по критерию «приятно – неприятно».

Эмоциональное состояние можно рассматривать  как эмоциональный компонент  общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей продолжительностью и устойчивостью. Эмоциональные состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение  – относительно устойчивое общее  психическое состояние с низкой интенсивностью и слабой предметностью  переживаний. Поведению человека оно придает определенную эмоциональную окраску. Причинами плохого или хорошего настроения могут служить окружающая социальная обстановка, самочувствие на данный момент времени, погодные условия, производственные факторы и др. Настроение отличается полярностью (бодрое – подавленное, радостное – грустное), внешне выражено (через мимику, позы), заразительно (от личности к группе и наоборот), личностно обусловлено (в зависимости от темперамента, характера и воспитания личность может иметь высокую или низкую эмоциональную возбудимость).

Страсть свидетельствует  о стойком, глубоком чувстве, захватывающем  мысли и действия. Такое чувство  может стать постоянно действующей  силой человека, отодвигающей на задний план интересы, которые ранее были значимы.  Страсть может быть положительной (к учебе, профессиональному совершенствованию) или отрицательной (алкоголь, наркотики, деньги, вещи).

Стресс – (от лат. «давление, напряжение») - состояние  сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают две группы стрессоров:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"