Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
43. Межличностный конфликт предполагает взаимное общение. Обычно выделяют три основные препятствия, возникающие в процессе общения. Первое – когда общение используется не с целью достижения соглашения, а, например, с целью выиграть время. Второе – когда другая сторона вас не слышит. Третье – недопонимание.
Выделяют пять основных типов поведения в конфликте:
Конфликт – прогнозируемое явление, он может быть регулируемым и управляемым. Урегулирование конфликта должно основываться на таких принципах, которые, во-первых, не идут вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемляют человеческого достоинства обеих сторон. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения:
Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты:
1. контролирование эмоций – если вы вовлечены в конфликт, разрешить который можно путем переговоров, то ключевым моментом является более глубокий анализ представляемых позиций: вашей и позиции другой стороны. Вам следует избавиться от отрицательных эмоций и двигаться дальше, а не сосредоточиваться на них;
2. установление основных
правил переговоров –
55. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и на природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс обязан именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и свойства.
Мотивом деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть органическими, функциональными, материальными, социальными и духовными. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направлены на создание различных вещей и инструментов. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
В качестве цели деятельности выступает её продукт. Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация; предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки; предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
Основными составляющими деятельности являются действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. К способам действий относятся умения, навыки и привычки. Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуютсссся в результате неоднократного повторения. Навык – это компонент деятельности, но не сама деятельность. Привычка – это потребность произвести соответствующее действие.
К основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.
- Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным.
20,21. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.
Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.
Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью. Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Чувства подразделяются на положительные и отрицательные, а также низшие и высшие. Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека (чувство голода, жажды, недомогание, сексуальные чувства). К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические. Нравственные (моральные) чувства – чувства, связанные с отношением к себе, к другим людям, к обществу, к Родине. Интеллектуальные чувства – возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Эстетические чувства – переживаются в связи с восприятием красоты и гармонии в природе, произведениях искусства, в отношениях между людьми.
Чувства также подразделяются на стенические и астенические. Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие эту активность. Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: эмоциональный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект, фрустрация.
Эмоциональный тон представляет собой эмоциональное реагирование, возникающее как переживание приятного (неприятного) через:
Эмоциональный
тон выполняет функцию
Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей продолжительностью и устойчивостью. Эмоциональные состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – относительно устойчивое общее психическое состояние с низкой интенсивностью и слабой предметностью переживаний. Поведению человека оно придает определенную эмоциональную окраску. Причинами плохого или хорошего настроения могут служить окружающая социальная обстановка, самочувствие на данный момент времени, погодные условия, производственные факторы и др. Настроение отличается полярностью (бодрое – подавленное, радостное – грустное), внешне выражено (через мимику, позы), заразительно (от личности к группе и наоборот), личностно обусловлено (в зависимости от темперамента, характера и воспитания личность может иметь высокую или низкую эмоциональную возбудимость).
Страсть свидетельствует
о стойком, глубоком чувстве, захватывающем
мысли и действия. Такое чувство
может стать постоянно
Стресс – (от лат. «давление, напряжение») - состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают две группы стрессоров: