Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

В ходе познания другого  человека осуществляются следующие  процессы: 1.эмоциональная оценка другого человека; 2.попытка понять его поступки; 3.попытка понять стратегию его поведения; 4.построение стратегии собственного поведения.

Общение может происходить на различных  уровнях:

- Манипулятивный  уровень  заключается в том, что один  из собеседников через определенную  социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

- Примитивный уровень,  когда один из партнеров подавляет  другого ( один постоянный коммунитатор, а другой постоянный реципиент).

- Высший – это тот  социальный уровень, когда независимо  от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Человеческие (или социальные) группы могут быть условными и реальными; постоянными и временными; большими и малыми.

Условные группы людей  выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что  их члены связаны между собой  объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости. Наименьшей по величине реальной группой является группа, состоящая из двух человек (преподаватель и учащийся, муж и жена и т.д.), наибольшей – человечество, классы, нации и т.д.

Малые группы – это  достаточно устойчивые немногочисленные (от 2 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью. Малая  группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые ценности, групповые потребности, групповые нормы, групповые мнения, групповые цели.

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

  • Неорганизованная или случайно организованная группа (зрители в кино) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
  • Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
  • Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
  • Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
  • Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Коллектив – высшая форма организованной группы.

Настоящий сплоченный коллектив  формируется постепенно, проходя  ряд этапов:

  • Первый этап – организационный. Он характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением членов коллектива, усвоением требований, норм, традиций;
  • Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива;
  • Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности – близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Коллектив должен отличаться ответственностью, открытостью, организованностью, контактностью.

По психологическим  характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых  служат для личности образцом. Референтная  группа – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентной является группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.  Кроме этих двух типов групп могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно неприемлет, осуждает и отвергает.

 

 

 

 

42,43Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей – это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку он разрушает деловые взаимоотношения, негативно сказывается на результатах совместной работы. Но в то же время конфликты позволяют выявить разнообразие точек зрения, проанализировать множество альтернатив. Процесс выработки решения становится более эффективным.

Конфликт – это  столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном ( чем более зависимы отношения, тем более они чреваты конфликтом). Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.

Конфликты – явление  не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания, причины выделяют следующие виды конфликтов:

  • По источникам и причинам возникновения ( объективные и субъективные; деловые и личностные);
  • По коммуникативной направленности ( горизонтальные, вертикальные, смешанные);
  • По составу конфликтующих сторон ( внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые);
  • По функциональной значимости ( конструктивные и деструктивные);
  • По формам столкновения ( открытые и скрытые);
  • По масштабам и продолжительности ( общие и локальные; кратковременные и затяжные);
  • По способам урегулирования ( антагонистические и компромиссные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любой конфликт имеет  в своей основе противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в ситуацию, тем острее конфликт. Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди, социальные связи и отношения; условия функционирования организации.

Сущность человека –  главная причина конфликта. Она  состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. Первый вид конфликта имеет место в рамках индивида, когда он выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Такой конфликт может возникнуть у выпускника вуза при выборе места работы. Человек чувствует себя в этом случае некомфортно и стремится выйти из этого состояния за счет устранения такого несоответствия посредством изменения своих ценностей, поведения эа счет большего количества информации о проблеме, порождающей эту несостоятельность.

Внутриличностный конфликт бывает следствием столкновения между  примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, мотивациями, влечениями субъекта ( очень  хочется и того, и другого, но возможно только что-то одно). Выделяют три основных типа внутриличностного конфликта:

- конфликт « приближение  – приближение» – состояние,  когда индивиду приходится выбирать  между двумя в равной степени  привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами;

- конфликт «приближение  – удаление» - состояние, когда  одна и та же цель оказывается  для индивида в равной степени  привлекательной и непривлекательной  (иногда такой внутриличностный  конфликт называют амбивалентным – двойственным, противоречивым);

  • конфликт «удаление-удаление» – состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

  Особым случаем внутриличностного конфликта является так называемый «конфликт ролей» – ситуация, когда от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.

Межличностный конфликт связан с несколькими индивидами, находящимися в оппозиции друг к  другу. Это – наиболее  распространенный вид конфликтов. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Межличностный конфликт может быть двух видов: неконструктивный и конструктивный.

Неконструктивный межличностный  конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивный межличностный  конфликт может возникать лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых  аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

 

 

42. Развитие  конфликта происходит в следующей последовательности: 1.возникновение объективной конфликтной ситуации; 2.осознание данной ситуации как конфликтной одним из участников; 3.проявление конфликтного поведения (инцидент); 4.исход конфликта.

Формулу конфликта можно  представить: конфликт (к) = конфликтная  ситуация (кс) + конфликтное поведение (кп).

Выделяют следующие  сигналы конфликта: 1.кризис – временный или окончательный разрыв отношений; 2.напряжение – негативные установки и превзятые мнения, 3.скажающие восприятие слов и поступков партнера; 4.недоразумение – ложные выводы, которые возникают при отсутствии взаимопонимания; 5.дискомфорт – интуитивное ощущение неудобства, часто на физиологическом уровне; 6.стычки и ссоры – действия участников, сигнализирующие о существовании конфликта.

Причинами конфликтных  ситуаций могут быть:

  • информация – неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения  одной и той же информации;
  • ценности – культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения;
  • эмоциональность отношений – неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляция в общении;
  • структура отношений -  нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей; нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;

-     поведение  – психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров.

Хорошо известно, что  восприятие человека в значительной мере определяется его опытом, знаниями, собственным внутренним миром. Люди видят то, что хотят видеть. Вместе с тем большинство людей убеждено, что другие  люди воспринимают окружающий мир так же, как и они, хотя в действительности так бывает редко. С этой точки зрения разногласия, возникающие среди людей, определяются несовпадением хода мысли одной  стороны с рассуждениями другой стороны. При этом причиной разногласий ( конфликта ) является в конечном счете не объективная реальность, а то, что происходит в головах (сознании) людей. Поэтому истина, даже если она существует, это просто еще один дополнительный аргумент, возможно, хороший, а возможно, и нет, который помогает  справиться с расхождениями в сознании людей. Таким образом, основная проблема любых конфликтов – мышление партнера. Во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей, главная проблема конфликта – искаженное восприятие мотивов и целей партнера.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"