Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В ходе познания другого человека осуществляются следующие процессы: 1.эмоциональная оценка другого человека; 2.попытка понять его поступки; 3.попытка понять стратегию его поведения; 4.построение стратегии собственного поведения.
Общение может происходить на различных уровнях:
- Манипулятивный уровень
заключается в том, что один
из собеседников через
- Примитивный уровень,
когда один из партнеров
- Высший – это тот
социальный уровень, когда
39. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Человеческие (или социальные) группы могут быть условными и реальными; постоянными и временными; большими и малыми.
Условные группы людей выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости. Наименьшей по величине реальной группой является группа, состоящая из двух человек (преподаватель и учащийся, муж и жена и т.д.), наибольшей – человечество, классы, нации и т.д.
Малые группы – это
достаточно устойчивые немногочисленные
(от 2 до 15-20 человек) объединения людей,
связанных взаимными
По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:
Настоящий сплоченный коллектив формируется постепенно, проходя ряд этапов:
По психологическим
характеристикам различают
42,43Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей – это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку он разрушает деловые взаимоотношения, негативно сказывается на результатах совместной работы. Но в то же время конфликты позволяют выявить разнообразие точек зрения, проанализировать множество альтернатив. Процесс выработки решения становится более эффективным.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном ( чем более зависимы отношения, тем более они чреваты конфликтом). Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.
Конфликты – явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания, причины выделяют следующие виды конфликтов:
Любой конфликт имеет в своей основе противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в ситуацию, тем острее конфликт. Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди, социальные связи и отношения; условия функционирования организации.
Сущность человека – главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.
Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. Первый вид конфликта имеет место в рамках индивида, когда он выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Такой конфликт может возникнуть у выпускника вуза при выборе места работы. Человек чувствует себя в этом случае некомфортно и стремится выйти из этого состояния за счет устранения такого несоответствия посредством изменения своих ценностей, поведения эа счет большего количества информации о проблеме, порождающей эту несостоятельность.
Внутриличностный конфликт бывает следствием столкновения между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, мотивациями, влечениями субъекта ( очень хочется и того, и другого, но возможно только что-то одно). Выделяют три основных типа внутриличностного конфликта:
- конфликт « приближение
– приближение» – состояние,
когда индивиду приходится
- конфликт «приближение
– удаление» - состояние, когда
одна и та же цель оказывается
для индивида в равной степени
привлекательной и
Особым случаем внутриличностного конфликта является так называемый «конфликт ролей» – ситуация, когда от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.
Межличностный конфликт связан с несколькими индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу. Это – наиболее распространенный вид конфликтов. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Межличностный конфликт может быть двух видов: неконструктивный и конструктивный.
Неконструктивный
Конструктивный межличностный конфликт может возникать лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.
42. Развитие конфликта происходит в следующей последовательности: 1.возникновение объективной конфликтной ситуации; 2.осознание данной ситуации как конфликтной одним из участников; 3.проявление конфликтного поведения (инцидент); 4.исход конфликта.
Формулу конфликта можно представить: конфликт (к) = конфликтная ситуация (кс) + конфликтное поведение (кп).
Выделяют следующие сигналы конфликта: 1.кризис – временный или окончательный разрыв отношений; 2.напряжение – негативные установки и превзятые мнения, 3.скажающие восприятие слов и поступков партнера; 4.недоразумение – ложные выводы, которые возникают при отсутствии взаимопонимания; 5.дискомфорт – интуитивное ощущение неудобства, часто на физиологическом уровне; 6.стычки и ссоры – действия участников, сигнализирующие о существовании конфликта.
Причинами конфликтных ситуаций могут быть:
- поведение – психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров.
Хорошо известно, что восприятие человека в значительной мере определяется его опытом, знаниями, собственным внутренним миром. Люди видят то, что хотят видеть. Вместе с тем большинство людей убеждено, что другие люди воспринимают окружающий мир так же, как и они, хотя в действительности так бывает редко. С этой точки зрения разногласия, возникающие среди людей, определяются несовпадением хода мысли одной стороны с рассуждениями другой стороны. При этом причиной разногласий ( конфликта ) является в конечном счете не объективная реальность, а то, что происходит в головах (сознании) людей. Поэтому истина, даже если она существует, это просто еще один дополнительный аргумент, возможно, хороший, а возможно, и нет, который помогает справиться с расхождениями в сознании людей. Таким образом, основная проблема любых конфликтов – мышление партнера. Во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей, главная проблема конфликта – искаженное восприятие мотивов и целей партнера.