5)Мышление.Подходы к изучению мышления(сенсуализм,ассоциационизм,идеализм,иррационализм).Мышление–одно
из высших проявлений психического,процесс
деятельности познавательной индивида,процесс
моделирования неслучайных отношений
внешнего мира,характерный обобщенным
и опосредованным отражением действительности;это
анализ,синтез,обобщение условий и требований
решаемой задачи и способов ее решения.В
этом непрерывном процессе образуются
дискретные умственные операции,кои мышление
порождает,но к коим не сводится.Мышление
часто развертывается как процесс решения
задачи,где выделяются условия и требования.Задача
должна быть не только понята,но и принята
субъектом–соотнесена с его сферой потребностно-мотивационной.Мышление–составная
часть и особый объект самосознания личности,в
структуру коего входят:1)понимание себя как субъекта
мышления;2)дифференциация «своих»
и «чужих» мыслей;3)осознание еще не решенной
проблемы как именно своей;4)осознание своего отношения
к проблеме.Считается доказанным,что мышление
словесно-логическое–самый поздний продукт
исторического развития мышления и что
переход от наглядного к абстрактному
мышлению составляет одну из линий этого
развития.Мышление наглядно-действенное,наглядно-образное
и словесно-логическое–последовательные
стадии развития мышленияСенсуализм–в
психологии–учение и методологическая
позиция,характерные допущением,что все
содержание психической жизни исчерпывается
чувственными впечатлениями,получаемыми
в ходе жизнедеятельности субъекта познания.На
базе сенсуализма возникла психология
ассоцианистская,в коей задачей психологического
эксперимента виделось выявление первичных
чувственных элементов,или ощущений,из
коих складывается вся душевная жизнь.Дальнейшее
развитие психологии экспериментальной
показало,что действительная структура
сознания значительно сложнее,что мыслительные
акты не могут рассматриваться как ассоциации
ощущении,что в интеллекте есть содержание,несводимое
к чувственным образам, а объяснить мотивацию
поведения и роль действия в построении
этих образов сенсуализм вообще бессилен.Ассоцианизм(ассоциационизм)–Одно
из основных направлений мировой психологической
мысли,объясняющее динамику процессов
психических принципом ассоциации.Берет
начало от Аристотеля.Материалистический
ассоцианизм стал ведущим в так называемой
психологии ассоцианистской.Она главенствовала
до начала XXв. и сосредоточивала основное
внимание на изучении умственной деятельности
и познания.Особенно отчетливо принцип
был развит в работах Д.Локка, который
и ввел в обиход термин ассоциация.Согласно
Локку,идеи ощущений ходе развития предшествуют
идеям рефлексии;простые идеи,ассоциируясь,складываются
в сложные;знание основывается на опыте,источники
опыта–ощущение и рефлексия;из этих источников
разум и получает идеи,а врожденные идеи
не существуют: человек рождается как
чистая восковая дощечка,на коей можно
написать все,что угодно.Эта идея стала
непосредственно соотноситься с педагогической
практикой,а позже–и с проблемами психологии
личности и психологией педагогической.Она
составила основу так называемых теорий
среды, утверждающих ведущую роль окружения
и внешних воздействий при формировании
психики.Им противостоят теории развития,исходящие
от идей Ж.Ж.Руссо и утверждающие приоритет
внутренне присущих человеку закономерностей
развития.В начале XIXв.появились концепции,отъединившие
ассоциацию от ее телесного субстрата
и представившие ее в виде имманентного
принципа сознания.Утвердилось воззрение,составившее
основные принципы ассоцианизма:Исходные
элементы опыта-чувственные представления.Между
ними устанавливаются ассоциации.Осн.\закон
ассоциаций-сила ассоциаций зависит от
их повторяемости.Ассоциации образуются:по
сходству,контрасту,пространственной
и временной близости,по отношению(причинности)Мышление
есть ассоциация чувственных представлений.Так,понятие
образуется через ассоциацию представлений,суждение-через
ассоциацию понятий,умозаключение-через
ассоциацию суждений.Теория“наложения фотографий”При
ассоциировании нескольких представлений
их общие,существенные признаки усиливаются,образуя
понятие.Теория диффузных репродукций(Г.Мюллер)Чувственные
представления вызывают у человека диффузный
поток ассоциаций.При наложении(репродукции)
этих потоков выделяются признаки для
образования понятия.Осн.\пункт критики:Отождествляется
понятие“общего” и“существеннного”.2.Бихевиоризм.Исходный
элемент анализа–двигательная реакция
и закономерности их сочетания(механизмы
обуславливания). Мышление(интеллектуальное
поведение)выступает в следующих видах:как
научение(первая стадия выработки навыка
решения практической задачи),как безгласное
поведение(“речь минус звук”)Как образуются
интеллектуальные навыки:Торндайк:теория
проб и ошибок.Мышление отождествляется
с“поведением крысы,впервые помещенной
в лабиринт”(хаотичный перебор,пробы
и ошибки,случайное нахождение решения,которое
подкрепляется)3.Информационная теория
мышления(первые варианты).Мышление как
процесс переработки информации через
оперирование с условными символами–сличение,опознание.Сочетание
таких операций–составляют алгоритмы
решения задач.Решение задач как реализация
алгоритмической программы(в т.ч. мыслительной).Моделирование
мыслительных процессов по аналогии с
компьютером,через анализ информации
на“входе” и“выходе”,сведение мышления
к элементарным информационным процессам.Все
вышеописанные подходы развивались в
направлении большего учета субъекта,его
активности:(1)-внесение Джемсом.Мышление
отличается от ассоциативного процесса
идеей функциональной направленности
и продуктивности мышления.Мышление–способность
ориентироваться в новых данных опыта.Логика:субъект–анализируемый
факт,предикат–некоторое свойство,нужное
для снятия проблемы,средний термин–искомый
атрибут факта субъекта,обладающий свойством
предиката.Большая посылка:связь среднего
термина с предикатом, которая должна
содержаться в прошлом опыте(т.е.необходимы
знания–условия мыслительного акта)Малая
посылка–связь субъекта с атрибутом–основа
мыслительного акта.Способность выделения
существенного атрибута–второе условие
мышления–называется проницательностью.(2)-введение
Толменом “промежуточных переменных”
как источника внутренней активности;(3)-введение
эвристик как способа сокращения перебора,ухода
от жесткой алгоритмизацииИдеализм общее
обозначение философских учений,утверждающих,
что дух,сознание,мышление,психическое-первично,а
материя,природа,физическое-вторично,производно.Идеализм
противостоит материализму в решении
основного вопроса философии-об отношениях
бытия и сознания,материального и духовного.Возник
более 2,5тыс.лет назад;термин«идеализм»как
обозначение одного из двух противоборствующих
лагерей в философии появился в начале
18в.Основные формы идеализма-объективный
и субъективный.Первый утверждает существование
духовного первоначала вне и независимо
от человеческого сознания,второй отрицает
наличие какой-лнбо реальности вне сознания
субъекта,либо рассматривает её как нечто
полностью определяемое его активностью.Различаются
многообразные формы идеализма,в зависимости
от того,как понимается духовное первоначало:как
мировой разум(панлогизм)или мировая воля(волюнтаризм),как
единая духовная субстанция(идеалистический
монизм)или множество духовных первоэлементов(плюрализм)как
разумное логическое постигаемое начало(идеалистический
рационализм)как многообразие ощущений(идеалистический
эмпиризм и сенсуализм,феноменализм)как
незако-номерное,алогичное начало,не могущее
быть объектом научного понимания(иррационализм)Крупнейшие
представители объективного идеализма:в
античной философии-Платон,Плотин,Прокл;в
новое время-Г.В.Лейбниц,Ф.В.Шеллинг,Г.В.Ф.Гегель.Субъективный
идеализм наиболее ярко выражен в ученнях
Дж.Беркли,Д.Юма,раннего И.Г.Фнхте(18 в.)В
современную эпоху господствующее в буржуазной
философии идеалистическое течение-неопозитивизм,(постпозитивизм),экзистенциализм,феноменология,неотомизм,философская
геневтикаМарксистская философия противостоит
всем формам идеализма».Душа,сознание,мышление
это явления материи,часть материи и природы,поэтому
никак не могут быть первичными по отношению
самих к себе и к вечной материи.Материя
никогда не создавалась,так как не могла
возникнуть из пустоты,из ничего.Материя
вечна,поэтому по отношению к материи
ничто не может быть первично.Идеализм
и все его формы порождены абстрактными
представлениями о бытие,сознании,материи,природе,душе,психике
и другой,бытующей действительности.Иррационализм отвергает логические
связи в природе,понимание мира как целостной
закономерной системы,а также критикует
диалектику Гегеля и в целом идею развития.Окружающий
мир с точки зрения идеализма–это разрозненный
хаос,он не подконтролен разуму,а подчиняется
слепым,бессознательным силам.Такую силу,А.Шопенгауэр
называет“волей”(а именно “волей к жизни”)Это
высший космический принцип, лежащий в
основе мирозданья,весь окружающий мир–реализация
ее.Иррационализм отвергает спокойную
рассудочную“научность” гегелевской
философии и рационализма в целом.С.Кьеркегор
видел несостоятельность рационализма
в том,что:1)он стремится рационализировать
религию,что невозможно:Бог–не предмет
мысли,а предмет переживания.2)истинным
для рационализма является лишь то,что
выражено в общем:в понятиях,логических
умозаключениях (силлогизмах). Единичное
же, случайное подавляется. Но именно в
единичном,случайном и уникальном заключена
жизненная ценность и истина.В попытке
рационализма установить господство интеллекта
над жизнью Ф. Ницше видел регресс общества.Иррационализм–идеалистическое
течение в философии,противопоставляющее
научно-логическим способам постижения
закономерностей формирования природы
и общественного развития внелогические(«сверхразумные»)
методы.В отличие от рационализма–течения
в теории постижения,сформированного
на преобладании разума,мышления как критерия
истины(Б.Спиноза,Р.Декарт,Г.Лейбниц),–иррационализм
принимал закономерности мышления,отстранение
от принятых норм и правил поведения, зависимость
условий деятельности человека от воздействия
природных сил как причин тех или иных
человеческих проявлений,не поддающихся
рациональному пояснению.Последователи
идеалистического философского течения(субъективного
и объективного идеализма)принимали иррационализм
независимо от сознания существования
материи.Склоняясь к религиозным воззрениям,
они полагали невозможным целесообразное
постижение явлений природы.Волюнтаризм–идеалистическое
направление, истолковывающее немаловажность
воли как сверхприродного первоначала.В
идеалистической психологии волюнтаризм
представляет собой теорию доминирования
волевых процессов над рассудком,где первым
придается ведущее значение в психической
жизни,а второму–второе,зависимое значение.Материалистические
принципы основаны на том,что воля проявляется
в намеренных действиях и поступках человека,связанных
с преодолением внешних или внутренних
преград на пути к намеченным целям.Наиболее
знаменитые представители волюнтаризма.Артур
Шопенгауэр(1788–1860)–немецкий философ-идеалист,отвергающий
научное постижение и исторический прогресс.Волюнтаризм
и«гиперболизация субъекта»стали одним
из источников появления мировоззрения
фашизма в Германии.Фридрих Ницше(1844–1900)–немецкий
философ иррационалист и волюнтарист.Также
являлся идейным предшественником фашизма,проповедуя
культ«сильной личности»(сверхчеловека)Вильгельм
М. Вундт(1832–1920)–немецкий психолог и философ-идеалист,основоположник
научного течения в исследовании психологии.Первым
ввел опыт в физиолого-психологическую
практику,открыл экспериментально-психологическую
лабораторию.Воля в волюнтаризме неотделима
от ее свободного самовыражения.Ведущая
позиция здесь–абсолютизация свободы
воли,несмотря на определенные проявления
внешних ситуаций.В качестве философского
течения волюнтаризм чужд взглядам двух
других своих центральных«оппонентов»:фатализма,не
рассматривающего независимость выбора
в поведении и деятельности человека,основывающегося
на предопределенности всего сущего,и
марксистского материализма,не отрицавшего
оба эти направления.
6)Общие формы организации учебной деятельности
обучающихся.Согласованное взаимодействие
учителя и учеников в определенных условиях,по
соответствующим правилам и в установленных
временных рамках с внешней точки зрения
отражает суть формы организации обучения.Формы
организации обучения могут иметь различную
классификацию в зависимости от критерия.По
количественному критерию обучение может
быть групповым,массовым,коллективным
и индивидуальным.По критерию,определяющему
временной интервал проведения занятий,формы
обучения могут быть организованы в виде
классического урока(45 минут)спаренного
занятия(90 минут)спаренного укороченного
занятия(70 мин) и короткого урока(30 минут)Формы
организации обучения различаются так
же,в зависимости от места проведения
обучения,на 2 категории–школьная и внешкольная.В
дидактике известны три основные и наиболее
распространенные формы обучения:классно-урочная,индивидуальная
и лекционно-семинарская.Классно-урочная
система обучения,возникшая еще в XVIIвекеобразовалась
и развивалась благодаря деятельности
великих деятелей педагогической науки
И.Лойолы,И.Штурма,Я. А.КоменскогоКлассно-урочная
форма характеризуется разделением
учеников на классы по критерию возраста
и уровня подготовки, строгим соответствием
заранее разработанному и утвержденному
учебному плану,регламентированным чередованием
и продолжительности занятий,в соответствии
с расписанием,ведущей и руководящей ролью
учителя,применением различных форм и
видов творческой и познавательной деятельности.Достоинства
такой формы обучения заключаются в строгой
организации и профессиональной разработке
содержания,возможности осуществления
различных вариантов коллективных методов
обучения,экономической целесообразности.Преимущество
классно-урочной системы обучения,выражающееся
в строгой организации–это фиксированное
расписание уроков,постоянный состав
учебных групп(классов)постоянный педагогический
состав,закрепление определенных учебных
помещений за соответствующими учебными
дисциплинами и др.все это создает возможность
для учеников чувствовать себя более уверенно
в привычной,стабильной обстановке,что
естественно повышает эффективность процесса
обучения.Объединение учащихся по возрастным
группам создает предпосылки для улучшения
процесса социализации,взаимного обучения,
формирования навыков и умений коллективного
общения и совместной деятельности,помогает
человеку наитии свое место и определить
возможную роль в группе,как модели общества.Руководящая
роль педагога направлена на обеспечение
целенаправленности усилий учеников,помогая
тем самым ориентироваться в многообразии
школьной и учебной практики,формирует
культурные и поведенческие нормы у детей,стимулирует
мотивацию к обучению и раскрывает пути
дальнейшей образовательной деятельности.
Недостатки классно-урочной формы обучения
заключаются в том,что содержание обучения
школьной программы ориентировано на
среднего ученика,не создавая тем самым
оптимальных условий для полноценного
развития наиболее одаренных или наоборот
отстающих учеников класса.Однообразие
повседневной учебной деятельности в
целом способствует снижению интереса
и познавательной активности учащихся.Единицей
классно-урочной формы обучения является
урок–организованный ограниченный и
строго определенный в смысловом и содержательном
плане отрезок времени, являющийся частью
учебного процесса.Каждый урок,являясь
лишь малой частью всего процесса обучения,в
конечном итоге имеет большое значение,отражаясь
качестве конечного результата, ведь основная
часть школьного обучения складывается
из упорядоченного множества таких частей,находящихся
во взаимосвязи друг с другомИндивидуальная
форма обучения в настоящее время
не имеет широкого распространения,так
как не является экономически выгодной.Господство
индивидуальной формы обучения наблюдалось
в XVIII в.В то время учителя набирали для
обучения и воспитания небольшие группы
учеников:10–15 человек разного возраста
и уровня подготовки и проводил с ними
занятия,излагая учебный материал каждому
в отдельности.Содержание и временной
интервал обучения были строго индивидуальными.В
то же время особенно распространено было
использование гувернанток и нянь,которых
нанимали на работу с целью воспитания
и обучения детей определенной социальной
прослойки общества.Как правило,такой
человек воспитывал и одновременно обучал
детей нескольким дисциплинам,направление
обучения и воспитание регламентировалось
требованиями общества того времени посредством
родителей ребенка,при этом склонности
и индивидуальные особенности воспитанника
значения не имело.В настоящее время представителями
индивидуальной формы обучения могут
выступать репетиторы,призванные восполнять
недостатки глубины школьного обучения
по какой-либо определенной дисциплине.Лекционно-семинарская
система используется главным образом
в высших учебных заведениях и учреждениях
послевузовского образования. Возникнув
с появлением первых университетов,эта
система не претерпела значительных изменений
и,как и прежде,ее основными формами являются
лекции,семинары,коллоквиумы,практические
и лабораторные занятия,зачеты,экзамены,производственная
практика.Такая форма обучения рассчитана
на людей,уже имеющих навыки самообучения
и самообразования,имеющих осознанную
мотивацию и стремление к получению знаний
и способные к самостоятельному поиску
и усвоению новой информации.
7)Базовое искусство ведения беседы в психотерапии(формальное
общение,поддержание контакта,стандартная
беседа,критические обстоятельства и
интимность)Как известно,в современной
психологии и психотерапии существует
огромное количество подходов к консультированию–весьма
различных как по своей теоретической
направленности,так и по процедурной оснащенности.Экзистенциально-гуманистический
подход Джеймса Бюджентала–один из самых
глубоких и подлинно гуманных.Эта фундаментальная
и многогранная концепция развивается
на протяжении пяти десятилетий.Она включает
в себя философско-методологическое обоснование,психологическую
теорию личности и личностного роста,оригинальную
концепцию глубинного взаимодействия
и общения в процессе индивидуального
консультирования,авторскую программу
обучения основам психотерапевтической
работы и,конечно,–необозримый и бесценный,
интенсивно пережитый, глубоко осмысленный
и блестяще описанный опыт практической
работы с клиентами.I. Базовое искусство
ведения беседы\Уровень общения определяет
степень включенности и глубины самораскрытия
собеседников в межличностном взаимодействии,а
также то,насколько полно присутствуют
и как глубоко погружены в беседу ее участники^Присутствие
и общность(альянс)описывают уровень взаимной
психологической вовлеченности и контакта,
которые оказывают решающее влияние на
качество процесса консультирования(как
по форме,так и по содержанию)^Межличностное
давление состоит в различных способах,которыми
один человек пытается влиять на мысли,чувства
или действия другого человека в процессе
их общения.^II.Влияние*на субъективные
процессы в базовых ценностях,в отстаиваемом"образе
человека",в понимании целей и основных
ориентиров психологической работы,в
применяемых средствах;содержательная
реализация гуманитарной методологии,антитехнократизм
и антиредукционизм;фундаментальность
и разносторонность подхода,включающего
согласованные и взаимосвязанные философскую
базу,психологическую теорию и психотерапевтическую
практику;богатая,гибкая и эффективная
система психологической(терапевтической)
помощи человеку в совладании с самыми
сложными и драматичными проблемами его
бытия;уважительность и ответственность
в отношении клиента,открытость,рефлексивность
и критичность собственной позиции.В исследовании
базового искусства ведения беседы одной
из главных тем,безусловно,является вопрос
интимности общения,одна из важных экспертных
тем Ватсона(короля общения на близкой
дистанции)Конечно,здесь имеется в виду
не сексуально-эротическая интимность,а
именно сугубо душевная интимность,открытость
перед другим человеком.Собственно,там
где тонкое понимание дистанции общения
теряется(на слабых позициях этики отношений),может
проявляться путаница между эротичным
общением,и душевным общением,и как следствие,ложное
дистанцирование от душевных чувств.Научаясь
осознавать нюансы этики отношений мы
становимся способными тонко отличать
любовь,влюблённость,нежность,душевность,эротичность,дружбу
и т.д.,а значит становимся более аутентичным
в межличностном общении.Бьюдженталь
пишет:"Говоря откровенно,я уверен,что
психотерапия,которая не предполагает
моментов искренней интимности,может
быть полезной,но никогда не ведёт к глубокой
конфронтации,необходимой для важных
жизненных изменений"Формальные отношенияЭто
общение,ориентированное прежде всего
на соблюдение требований"объективного
статуса".Собеседники стремятся держать
себя и межличностную ситуацию "под
контролем",причем этот контроль направлен
в основном на сокрытие собственных внутренних
переживаний и создание определенного
впечатления о себе.Говоря о себе,человек
как бы становится в позицию стороннего("объективного")наблюдателя,осторожного
цензора.Соответственно,выразительность
собеседников в таком общении носит весьма
специфический характер–это не проявление
себя подлинного,а создание определенного"образа
себя",попытка выдать желаемое за действительное.Естественно,и
доступность влиянию в этом случае минимальная,блокированная
тревогами и защитами,ролевыми барьерами
и стереотипами.Таким образом,очевидно,что
на уровне формальных отношений взаимодействие
в психологическом интервью происходит
крайне поверхностно,не только никак не
затрагивая реальные жизненные проблемы
клиента,но и маскируя и даже искажая их;поэтому
здесь мы имеем дело с явным неприсутствием(или–псевдоприсутствием)
клиента и для него,конечно,ни о какой
жизнеизменяющей терапии и речи быть не
можетПоддержание контакта.Общение
на этом уровне,хотя и характеризуется
уже несколько большей непосредственностью
собеседников,но по-прежнему отличается
их значительной закрытостью,сдержанностью.Отсутствует
проявление подлинной субъективности,высказывания
почти полностью ограничены "фактической
информацией".Собеседники пытаются
одновременно и поддержать беседу,и не
привнести в нее "ничего личного".Такой
разговор обычно краткий,внешне непринужденный,"сосредоточен
на непосредственном деле и на простых
приветствиях"Выразительность несколько
усиливается–за счет большей свободы
проявления индивидуального стиля ведения
беседы,частичного(эпизодического и неглубокого)выражения
чувств,настроения,–но доступность по-прежнему
минимальная.И на этом уровне общения,как
видно,не стоит рассчитывать на существенные
терапевтические эффектыСтандартная беседаОбщением
такого типа заполнено большинство повседневных
разговоровЗдесь собеседники уже более
искренни и имеется определенное"равновесие
между заботой о собственном имидже и
вовлеченностью в выражение внутренних
переживаний"а также готовность свободно"перемежать
личные и рабочие разговоры"Другая
особенность"стандартных бесед"заключается
в том,что благодаря более ясному и пристрастному
заявлению собеседниками своих позиций,появляется
возможность возникновения некоторых
межличностных напряжений и противоречий.Эти
столкновения уже меньше замалчиваются
и маскируются,чаще становятся предметом
открытой дискуссии.Но до серьезных конфликтов
дело не доходит,обсуждение происходит
по-прежнему недостаточно глубоко,без"подключения"ресурсов
осознавания,интуиции,без активизации
подлинной заботы и ответственности.Здесь
можно говорить уже о достаточно большой
выразительности собеседников и о значительной
их доступности–хотя и то и другое все
еще не выходят за пределы обыденного
и привычногоКритические ситуацииОбщение
на этом уровне отличается прежде всего
тем,что собеседники полноценно присутствуют
в нем,почти не обращают внимания на имидж
и сосредоточены на собственной субъективности,на
актуальном и полном проживании,осознании
и разрешении своих жизненных проблем.Кроме
того,в"критических ситуациях"разговор
часто протекает достаточно напряженно
и в ходе его во внутреннем мире собеседников
происходят определенные–и часто весьма
существенные–изменения.Это может стать"поворотной
точкой"в беседе,вскрыть очень важные
проблемы или направления их решения.В
психологическом интервью"критические
ситуации"имеют принципиально важное
значение–ведь после таких"всплесков"субъективности
человек не сможет остаться таким же,каким
был до этого(или каким бы он мог оставаться,не
случись данного критического обострения)В
то же время,при всех перечисленных возможностях
и достоинствах"критических ситуаций",общением
на этом уровне не стоит злоупотреблять,и
форсировать переход к нему бессмысленно
и даже вредноИнтимностьПереход
на уровень интимности означает дальнейшее
углубление и субъективизацию взаимодействия,еще
большую степень непосредственности и
искренности собеседников.Их присутствие
в процессе общения приближается к предельно
возможному.Здесь уже не обращается никакого
внимания ни на проблему имиджа,ни на этикетные
и ролевые требования,ни на собственные
страхи и защиты–уходят на второй план
все обычные барьеры и ограничения межличностного
взаимодействия.Собеседники погружаются
в очень эмоционально насыщенную,напряженную
общую реальность осмысления ключевых
экзистенциальных проблем своего бытия
и их проживания"здесь и теперь".В
эти моменты они настолько психологически
сближаются,настолько сильна их общность,что
собеседники достигают высочайшего уровня
взаимопонимания.Причем,происходит это
не только и не столько на рациональной
основе,а в значительной степени на основе
эмпатии и интуиции,и часто больше напоминает
инсайт.При общении на этом уровне собеседники
так"захвачены" проявлением внутренних
переживаний,что уровень их доступности
и выразительности оказывается максимальным.Именно
в моменты подлинной интимности происходят
самые глубокие и принципиально важные
осознания и открытия,позволяющие человеку
действительно пересмотреть свои взгляды
на себя и собственную жизнь.
8)Психолого-педагогические условия организации
самостоятельной работы студентовСамостоятельная
работа студентов в вузе будет успешной,если;-выполняется
комплекс педагогических условий,включающий
особенности ее организации,целенаправленную
педагогическую деятельность;-изучены
теоретические основы,раскрывающие сущность,структуру
и содержание самостоятельной работы
студентов;-разработана,обоснована и внедрена
в педагогический процесс модель организации
преподавателями самостоятельной работы
студентов,направленная на развитие их
самостоятельности•знания процессов организации
воспитания и обучения в системе образования,с
применением технологий,отвечающим определенным
возрастным особенностям девушек и юношей;•знания
использования возможностей образовательной
среды,а также проектировки современных
условий,информационных в том числе,для
улучшения качества образования;•навыки организации взаимодействия
с социальными партнерами и коллегами,в
том числе и иностранными;•навыки применения современных
технологий и методик для реализации и
организации образовательных процессов;•умения организовывать командную
работу с целью решения задач по развитию
образовательного учреждения,реализовывать
опытно-экспериментальную работу;•умение работать с источниками
информации на иностранных языках;•умение организовывать современные
технологии и методики реализации и организации
образовательного процесса на разных
ступенях системы образования;•способность проводить исследовательскую
работу среди обучающихся в научно-исследовательской
областиГлавная цель психолого-педагогического
сопровождения студента связана с перспективным
направлением его деятельности,ориентированной
на максимальное содействие личностному
и профессиональному развитию.Конечная
цель взаимодействия–формирование у
студента психологической, профессиональной,творческой
готовности к предстоящей профессиональной
деятельности,профессиональному саморазвитию.Сам
термин «сопровождение» в работах по практической
психологии впервые появился в книге Г.Бардиер,Н.Ромазан,Т.Чередниковой(1993)в
сочетании со словом «развитие»Реализацией
развивающей функции является создание
педагогами ситуаций развития,которые
способствуют появлению новообразований
в его личностных качествах и раскрытию
его потенциалов,отражающих его индивидуальность.Тесно
связана с развивающей функцией функция
психолого-педагогической поддержки.Необходимо поддержать студента в поиске
решения возникших у него в процессе образования
и самообразования проблем, а не решать
их за него.Реализация функции психолого-педагогической
поддержки предполагает опору на наличные
силы и потенциальные возможности студента,и
веру педагога в эти возможности.В процессе
реализации данной функции субъекты психолого-педагогического
сопровождения помогают студенту своевременно
выявить его личностную проблему,осознать
ее причины,и вместе с ним осуществляют
поиск вариантов решения проблемы и анализ
последствий этих решений на основе имеющегося
у студента опыта обучения.У студента
чаще всего возникают трудности в тех
ситуациях,которые являются для него новыми,например,выполнение
нового вида учебной работы,освоение более
сложной роли,решение более сложной,чем
ранее,задачи,чтобы приблизиться к намеченной
образовательной или профессиональной
цели.Реализация этой функции ППС обеспечивает
адекватный выбор студентом своих действий
в новых,ранее не известных ему условиях
и предполагает совместный анализ новой
ситуации,определение его отношений к
ней,поиск вместе с ним способов действий
и поведения.Также необходимо говорить
о реализации коррекционной функции психолого-педагогического
сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности студента.Ее реализация
предполагает направленность педагогических
действий на определенные изменения в
достижениях студента, мотивах его учебной
деятельности,существенно влияющих на
его поступки и поведение.Вторая группа
функций,как уже было сказано выше,инструментальные.К
инструментальным функциям следует отнести
диагностическую,коммуникативную,прогностическую,проектировочную,организаторскую.Реализация
диагностической функции психолого-педагогического
сопровождения предполагает выявление
причин возникающих у студента проблем
и затруднений,выбор наиболее подходящих
педагогических средств и создание благоприятных
условий для решения имеющихся у них проблем.Задачами
диагностики являются:контроль динамики
учебных достижений,поиск оптимальных
возможностей перевода их на более высокий
уровень развития,а также выявление эффективных
педагогических средств и способов организации
образовательной деятельности студента.Рассматривая
реализацию коммуникативной функции необходимо
четко представлять,что успешность обучения
и образовательной деятельности студента
зависят от того,как складываются отношения
между субъектами психолого-педагогического
сопровождения.Необходимы соответствующая
подготовка к общению,к установлению контакта,совместное
переживание проблемы,поиск ее решения,постоянное
уточнение ролей участников коммуникации,а
также коррекция ее состояния.Прогностической функции-это обоснование
определенного прогноза изменений,которые
могут произойти в образовательной деятельности
студента,его достижениях,базирующегося
на проверенных диагностических данных,также
определение на основе выявленных интересов,возможностей
и склонностей студента его образовательных
и профессиональных перспектив.Полученный
прогноз позволяет реализовать следующую
функцию психолого-педагогического сопровождения
образовательной деятельности студента–проектировочную.Осуществление
организаторской функции,что предполагает
использование педагогом ситуаций,действий,предусматривающих
постоянное поддержание интереса к учению
и развитие самообразования учащегося.
9)Психомастика.Проблемы позитивной психотерапииПсихосоматика
исследует влияние эмоций на физиологические
процессы и поведенческие реакции,связанные
с заболеваниями,психологические механизмы,воздействующие
на физиологические функции.История психосоматики
начинается с психоаналитической концепции
З.Фрейда.Исследованием психосоматических
явлений занимались такие ученые как Ф.Александер,А.Лоуэн,В.Райх,М.Фельденкрайз,Г.Селье,М.Е.Сандомирский,С.А.Кулаков,Н.Пезешкиан
и другие.Психосоматическое проявление–это
подход,учитывающий многообразие причин,приведших
к болезни.Отсюда многообразие методов
и техник,позволяющих работать с человеком
целостно.Психосоматический подход начинается
тогда,когда пациент перестает быть только
носителем больного органа и рассматривается
целостно.Проявление психосоматических
симптомов\Впервые термин"психосоматика"был
предложен немецким врачом Иоганном Хайнротом
в 1818году.Он использовал данный термин
для обозначения взаимосвязи телесных
недугов пациентов и их душевных страданий.Последователи
Хайнрота считали,что все телесные болезни
имеют психологические причины.Одними
из первых отечественных ученых,обративших
внимание на связь психического фактора
с телесными проявлениями,были И.М.Сеченов,И.П.Павлов,И.М.Бехтерев.Русские
врачи Н.И.Пирогов,Г.Ф.Ланг,Р.А.Лурия и ряд
других крупнейших клиницистов издавна
уделяли внимание этой проблеме,рассматривая
ее с материалистических позиций.Еще И.М.Сеченов
писал о важности влияния самочувствия
человека,которое он называл«валовым
чувством общего благополучия»,на психику
человека.Учение И.П.Павлова имело принципиальное
значение для понимания соотношений психического
и физиологического,а,следовательно,и
для решения проблемы влияния психических
процессов на физиологические функции
организма.На последующих этапах становления
отечественного психосоматического направления
получили свое развитие следующие три
практически и теоретически важных аспекта
проблемы1)влияние психики на функции
организма и ее роль в возникновении той
или иной патологии (психосоматика);2)влияние
патологических изменений различных органов
тела на состояние психики (соматопсихика);3)роль
психических факторов в процессе лечения
больного (психотерапия).Психосоматика
изначально представлялась именно как"психосоматическая
медицина"Психосоматика–это телесное
проявление эмоций(следствием дисбаланса
которых и становится психосоматические
болезни)так и отражение иных подсознательных
процессов,телесный канал сознательно-подсознательной
коммуникации.В этом контексте тело представляется
как своего рода экран,на который проецируются
символические послания подсознания.Взаимосвязь
тела("сомы")и психики всегда двусторонняя.Исцеление
от телесных недугов может быть достигнута
путем проработки породивших их психологических
причин,в равной степени справедливо и
обратное.Через телесные проявления психологических
проблем можно прямым путем дойти до глубин
подсознания.Психосоматическое расстройство-означает
соматическое заболевание,которое вызвано
психологическими факторами или проявления
которого обострились в результате их
воздействия.Это гипертония,язва желудка,сахарный
диабет,глаукома.Установлено,что на возникновение
этих заболеваний существенное влияние
оказывают личностные особенности.Так,коронарные
заболевания развиваются по преимуществу
у целеустремленных,честолюбивых,нетерпеливых
людей,а язвенная болезнь–у тревожных,раздражительных
людей с повышенным чувством долга.Основоположник
метода Позитивной Психотерапии.Носсрат
Пезешкиан-президент Немецкого общества
Позитивных психотерапевтов и директор
Международного Центра Позитивной Психотерапии«Здоров
не тот,у кого нет проблем со здоровьем,но
тот,кто умеет справляться с ними.Глубину
резкости можно настроить,только глядя
на мир обоими глазами»H.Пезешкиан\Метод
Позитивной Психотерапии-современный,эффективный
и экономичный метод по восстановлению
и поддержанию психического здоровья
и развития потенциала человека,ориентированный
на ресурсы метод психотерапии,который
обращается сначала к ресурсам, возможностям
человека, и только затем исследует нарушения,заболевания.Главное
назначение Позитивной Психотерапии-это
забота о физическом,психическом,социальном
и духовном здоровье личностей,семей и
групп.В бессознательном дремлет все,что
заложено в человеке, но еще не раскрылось,так
как еще не наступили условия для его созревания.
Способности-это энергетический потенциал,который
стремится к реализации.Человеку даны
ресурсы и способности,с помощью которых
он может преодолевать трудности и решать
свои проблемы.