Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 23:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
15)Проблема установки(школа
Узнадзе)Социальная установка.Предрассудок
как вид социальной установки\Проблема установки была специальным
предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе.Внешнее
совпадение терминов“установка”и“
16)Современные
дидактические концепции\Основой процесса
обучения являются дидактические концепции
или так называемые дидактические системы.На
основе того,как понимается процесс обучения,выделяют
три базовых дидактических концепции:традиционная,
17)Теоретико-методологические основы психологического исследования\Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы.Правильная формулировка проблемы задаст истинный вектор движения,неправильная-ложный.В фундаментальном исследовании проблема выступает как своего рода состояние«знания о незнании»определенных сторон(количественных и качественных характеристик)явления или процесса.Социальной проблемой называют существующую в самой реальности,в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию,носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Во втором случае дальше можно не идти, так как все в усилия окажутся тщетными. Идея рассмотрения личности в ее системе отношений к среде также была изложена еще в программе исследования, созданной А.Ф. Лазурским совместно С.Л. Франком [18]. Эта программа имеет теоретические основы, заложенные в работах А.Ф. Лазурского, согласно которым изучение типологических особенностей личности должно происходить на основе принципа активного приспособления личности к окружающей среде. Среда при этом понимается очень широко и включает не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Вопрос о приспособлении человека к окружающей среде, с одной стороны, зависит от прирожденного запаса физических и духовных сил или «степени одаренности» (в современном понимании задатков), а с другой стороны, степени активности в отношении человека к окружающей среде. Личность при этом по психическому содержанию разделяется на эндопсихику (выражающие внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, внутренний механизм личности, в том числе темперамент, характер, умственная одаренность и т.д.) и экзопсихику (содержание ее определяется отношением личности к внешним объектам, к среде в широком смысле). В программе А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка детально расписан порядок и вопросы, по которым выстраивается изучение личности в ее отношениях к среде, что нами используется при содержательном наполнении направлений исследования личности в контексте культуры.
Исследование знаковых систем как средства передачи культурного опыта
Л.С. Выготский и его ученики, развивая культурно-историческую психологию, рассматривали развитие личности как присвоение (интериоризацию) ребенком человеческой культуры, опыта, способов действия. Отсюда вытекает постановка в центр исследования «переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности» [19], которое во многом опосредуется через знак. Отсюда вытекает важность исследования культурно-исторического опыта и сложившихся в процессе наработки этого опыта знаковых систем, опосредующих социализацию человека. Именно поэтому в нашем исследовании уделялось особое внимание знаковым системам в традиционной культуре, выраженной в формах фольклора, обрядности, знаках-символах.
Культура формирует личность, личность транслирует культуру
В концепции Б.Г. Ананьева заложена идея комплексного изучения всей жизни человека как субъекта деятельности через его взаимодействие с социальным окружением и природой. Психическое исследуется и как субъективное отражение объективной действительности и как внутренний мир человека посредством изучения самого человека как субъекта деятельности, реально существующего в системе общественных отношений и взаимодействия общества с природой. При этом Б.Г. Ананьев отмечает, что «именно в деятельности осуществляются циклы интериоризации и экстериоризации как освоения исторического опыта и среды обитания, так и создания собственной среды развития посредством производства материальных и духовных ценностей общества» [20]. Таким образом, с одной стороны, традиционная культура и региональные условия в деревне нами рассматриваются как факторы и условия, детерминирующие развитие личности (интериоризация), а с другой стороны, личность нами рассматривается как носитель и транслятор культуры (экстериоризация).
20)Семья как специфическая педагогическая система
Взгляды на воспитание в эпоху Ренессанса - Эразм Роттердамский особенно отмечал ценность гуманистических аспектов культуры, например литературы, изящных искусств и науки. Он также делал упор на физическом воспитании, которым пренебрегали в средние века. Взгляды Коменского - цель воспитания заключается в том, чтобы растить практично мыслящих христиан, постигших всю доступную мудрость, и осуществить мирное единение всего мира, основываясь на христианстве. Взгляды Руссо - эпоха Просвещения - цель воспитания, по Руссо, заключается в том, чтобы естественно развивать людей, устраняя факторы, мешающие естественному развитию их естественных способностей, таких, как ограничения, наложенные общепринятой культурой, а также нравственными и религиозными учениями. Отстаивал также необходимость воспитания людей как будущих членов общества. Взгляды Канта - Кант утверждал также, что воспитание не должно ставить своей целью приспособление людей к какому-нибудь конкретному обществу, оно должно быть более общим, направленным на совершенствование человечества, то есть космополитичным. Коммунистическое воспитание - Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин - цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек. Демократические взгляды - цель демократического воспитания заключается в том, чтобы совершенствовать характер и повышать ответственность граждан. Образ идеальной личности при этом - демократическая личность с развитыми способностями. Теория воспитательных систем – Караковского, Монтессори, Ушинский, Селиванова, Колесникова, Воропаева, Крупская и Луначарский … Психоаналитическая т. – Гезелл, Фрейд, Эриксон. Поведенческая – бихевиористская – Локк, Уотсон, Скиннер. Биологическая – генетическая – Лоренц, Кеннел. Социоэнергитическая – культурно-родовая – Выготский, Флоренский, Радьяр, Тубельский, Сухомлинский. Гуманистическая – Маслоу, Роджерс…