15)Проблема установки(школа
Узнадзе)Социальная установка.Предрассудок
как вид социальной установки\Проблема установки была специальным
предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе.Внешнее
совпадение терминов“установка”и“социальная
установка” приводит к тому,что иногда
содержание этих понятий рассматривается
как идентичное.Тем более что набор определений,раскрывающих
содержание этих двух понятий,действительно
схож:“склонность”,“направленность”,“готовность”Вместе
с тем необходимо точно развести сферу
действия установок,как их понимал Д.Н.Узнадзе,и
сферу действия“социальных установок”.Уместно
напомнить определение установки,данное
Д.Н.Узнадзе:“Установка является целостным
динамическим состоянием субъекта,состоянием
готовности к определенной активности,состоянием,которое
обусловливается двумя факторами:потребностью
субъекта и соответствующей объективной
ситуацией”Настроенность на поведение
для удовлетворения данной потребности
и в данной ситуации может закрепляться
в случае повторения ситуации,тогда возникает
фиксированная установка в отличие от
ситуативной.На первый взгляд как будто
бы речь идет именно о том,чтобы объяснить
направление действий личности в определенных
условиях.Однако при более подробном рассмотрении
проблемы выясняется,что такая постановка
вопроса сама по себе не может быть применима
в социальной психологии.Предложенное
понимание установки не связано с анализом
социальных факторов,детерминирующих
поведение личности,с усвоением индивидом
социального опыта,со сложной иерархией
детерминант,определяющих саму природу
социальной ситуации,в которой личность
действует.Установка в контексте концепции
Д.Н.Узнадзе более всего касается вопроса
о реализации простейших физиологических
потребностей человека.Она трактуется
как бессознательное,что исключает применение
этого понятия к изучению наиболее сложных,высших
форм человеческой деятельности.Это ни
в коей мере не принижает значения разработки
проблем на общепсихологическом уровне,так
же как и возможности развития этих идей
применительно к социальной психологии.Такие
попытки делались неоднократно.Однако
нас интересует сейчас различие в самих
основаниях подхода к проблеме в школе
Д.Н.Узнадзе и в ряде других концепций,связанных
с разработкой аналогичной проблемы.Сама
идея выявления особых состояний личности,предшествующих
ее реальному поведению,присутствует
у многих исследователей.Прежде всего
этот круг вопросов обсуждался И.Н.Мясищевым
в его концепции отношений человека.Отношение,понимаемое“как
система временных связей человека как
личности-субъекта со всей действительностью
или с ее отдельными сторонами”объясняет
как раз направленность будущего поведения
личности.Отношение и есть своеобразная
предиспозиция,предрасположенность к
каким-то объектам,которая позволяет ожидать
раскрытия себя в реальных актах действия.Отличие
от установки здесь состоит в том,что предполагаются
различные,в том числе и социальные объекты,
на которые это отношение распространяется,и
самые разнообразные,весьма сложные с
социально-психологической точки зрения
ситуации.Сфера действий личности на основе
отношений практически безгранична.Если
социальная установка возникает в определенной
сферечеловеческой деятельности,то понять
ее изменение можно,проанализировав изменения
в самой деятельности.Среди них в данном
случае наиболее важно изменение соотношения
между мотивом и целью деятельности,ибо
только при этом для субъекта изменяется
личностный смысл деятельности,а значит,и
социальная установка Основные виды соц. установок:1.соц.уст.на
объект-готовность вести себя определённым
образом по отношению к объекту;2.ситуативная
установка–отношение в условиях различных
ситуаций к соц.объектам;3.соц. установка,которая
тесно связана с конкретными социальными
группами,например возрастная установка;4.частные
и общие соц. установки (по обобщённости);5.перцептивные
социальные установки(как воспринимать
и оценивать тот или иной соц.объект).Причины расхождения социальных
установок и поведения:1.человек неприятен
нам,но при встрече с ним мы ведём себя
по дружески;2.в экстремальных ситуациях
и в ситуациях угрозы для жизни других
людей(мужчина,заступившийся за женщину);3.традиции
и обычаи в соответствии с которыми человек
себя ведёт;4.взаимодействие доминантных
и субдоминанатных установок личности(по
степени интенсивности)Предрассудок–это
соц.уст.\с искажённым когнитивным компонентом,вследствие
чего индивид воспринимает некоторые
соц.Объекты в неадекватном искажённом
виде.Нередко с таким когнитивным комп.\бывает,связан
сильный аффективный компонент.Наиболее
распространённым видом таких извращённых
соц.установок являются расовые и национальные
предрассудки. Основная причина формирования
предрассудка кроется в неразвитости
когнитивной сферы личности,благодаря
чему индивид некритично воспринимает
влияния соответствующей среды.Чаще всего
предрассудки возникают в детстве(когда
у ребёнка не хватает знаний).
16)Современные
дидактические концепции\Основой процесса
обучения являются дидактические концепции
или так называемые дидактические системы.На
основе того,как понимается процесс обучения,выделяют
три базовых дидактических концепции:традиционная,педоцентрическая
и современная.Традиционная концепция.Данную
концепцию можно назвать еще педагогоцентрической.Основную
роль в этой системе играет учитель.Подобную
доктрину разрабатывали такие педагоги,как
Коменский,Песталоцци,Гербарт.Принципом
данного учения являются такие понятия,как
руководство,управление,правило.Процесс
обучения строится на авторитарном влиянии
педагога на ученика,на объяснении материала.Традиционная
концепция в последнее время много критикуется
за авторитарность.Считается,что эта система
не способствует развитию творческого
мышления ученика,поскольку материал
дается в готовом виде и не дает ученику
возможности самостоятельно отыскать
знания.Педоцентрическая концепция.Настоящая
теория ставит ребенка и его деятельность
во главу угла.Приверженцами и разработчиками
этого учения считают Дж.Дьюи,Г.Кершенштейна,В.Лая.Педагоги
стремятся выстроить процесс обучения
таким образом,чтобы он был интересен
в первую очередь ребенку,базировался
на его потребностях,жизненном опыте.Однако
педоцентрическая концепция переоценивает
способность ребенка к активной самостоя8б
тельной деятельности,что зачастую приводит
к необоснованной трате времени и снижению
уровня обученности.А знания носят случайный
характер.Поскольку ни педоцентрическая,ни
педагого-центрическая системы не могут
удовлетворить потребности современной
дидактики,разработана современная дидактическая
система.Ее суть заключается в том,чтобы
использовать положительные стороны как
одной,так и другой доктрины.Современная
концепция считает, что и учение,и преподавание–есть
неотъемлемые составляющие процесса обучения.Эта
система разработана и основана на концепциях,предложенных
П.Гальпериным,Л.Занковым,В.Давыдовым,К.Роджерсом.Элементами
современной концепции являются такие
направления,как проблемное обучение,программирование,развивающее
обучение,педагогика сотрудничества.Современная
дидактическая концепция основана на
взаимодействии и взаимопонимании педагога
и ученика.Учебный процесс построен на
переходе от репродуктивной к поисковой
деятельности ученика.Задача учителя–поставить
цель,проблему;он является активным помощником
в поиске выхода из трудной образовательной
ситуации.
17)Теоретико-методологические
основы психологического исследования\Разработка теоретико-методологической
части программы исследования начинается
с постановки проблемы.Правильная формулировка
проблемы задаст истинный вектор движения,неправильная-ложный.В
фундаментальном исследовании проблема
выступает как своего рода состояние«знания
о незнании»определенных сторон(количественных
и качественных характеристик)явления
или процесса.Социальной проблемой называют
существующую в самой реальности,в окружающей
нас жизни противоречивую ситуацию,носящую
массовый характер и затрагивающую интересы
больших социальных групп либо социальных
институтов. Во втором случае дальше можно
не идти, так как все в усилия окажутся
тщетными. Идея рассмотрения личности
в ее системе отношений к среде также была
изложена еще в программе исследования,
созданной А.Ф. Лазурским совместно С.Л.
Франком [18]. Эта программа имеет теоретические
основы, заложенные в работах А.Ф. Лазурского,
согласно которым изучение типологических
особенностей личности должно происходить
на основе принципа активного приспособления
личности к окружающей среде. Среда при
этом понимается очень широко и включает
не только вещи, природу, людей и человеческие
взаимоотношения, но также идеи, духовные
блага, эстетические, моральные и религиозные
ценности и т.п. Вопрос о приспособлении
человека к окружающей среде, с одной стороны,
зависит от прирожденного запаса физических
и духовных сил или «степени одаренности»
(в современном понимании задатков), а
с другой стороны, степени активности
в отношении человека к окружающей среде.
Личность при этом по психическому содержанию
разделяется на эндопсихику (выражающие
внутреннюю взаимозависимость психических
элементов и функций, внутренний механизм
личности, в том числе темперамент, характер,
умственная одаренность и т.д.) и экзопсихику
(содержание ее определяется отношением
личности к внешним объектам, к среде в
широком смысле). В программе А.Ф. Лазурского
и С.Л. Франка детально расписан порядок
и вопросы, по которым выстраивается изучение
личности в ее отношениях к среде, что
нами используется при содержательном
наполнении направлений исследования
личности в контексте культуры.
Исследование знаковых
систем как средства передачи культурного
опыта
Л.С. Выготский и его
ученики, развивая культурно-историческую
психологию, рассматривали развитие
личности как присвоение (интериоризацию) ребенком человеческой культуры,
опыта, способов действия. Отсюда вытекает
постановка в центр исследования «переход
от социального воздействия вне личности
к социальному воздействию внутри личности»
[19], которое во многом опосредуется через
знак. Отсюда вытекает важность исследования
культурно-исторического опыта и сложившихся
в процессе наработки этого опыта знаковых
систем, опосредующих социализацию человека.
Именно поэтому в нашем исследовании уделялось
особое внимание знаковым системам в традиционной
культуре, выраженной в формах фольклора,
обрядности, знаках-символах.
Культура формирует
личность, личность транслирует культуру
В концепции Б.Г. Ананьева заложена
идея комплексного изучения всей жизни
человека как субъекта деятельности
через его взаимодействие с социальным
окружением и природой. Психическое исследуется
и как субъективное отражение объективной
действительности и как внутренний мир
человека посредством изучения самого
человека как субъекта деятельности, реально
существующего в системе общественных
отношений и взаимодействия общества
с природой. При этом Б.Г. Ананьев отмечает,
что «именно в деятельности осуществляются
циклы интериоризации и экстериоризации
как освоения исторического опыта и среды
обитания, так и создания собственной
среды развития посредством производства
материальных и духовных ценностей общества»
[20]. Таким образом, с одной стороны, традиционная
культура и региональные условия в деревне
нами рассматриваются как факторы и условия,
детерминирующие развитие личности (интериоризация),
а с другой стороны, личность нами рассматривается
как носитель и транслятор культуры (экстериоризация).
20)Семья как специфическая
педагогическая система
Взгляды на воспитание в эпоху Ренессанса
- Эразм Роттердамский особенно отмечал
ценность гуманистических аспектов культуры,
например литературы, изящных искусств
и науки. Он также делал упор на физическом
воспитании, которым пренебрегали в средние
века. Взгляды Коменского - цель воспитания
заключается в том, чтобы растить практично
мыслящих христиан, постигших всю доступную
мудрость, и осуществить мирное единение
всего мира, основываясь на христианстве.
Взгляды Руссо - эпоха Просвещения - цель
воспитания, по Руссо, заключается в том,
чтобы естественно развивать людей, устраняя
факторы, мешающие естественному развитию
их естественных способностей, таких,
как ограничения, наложенные общепринятой
культурой, а также нравственными и религиозными
учениями. Отстаивал также необходимость
воспитания людей как будущих членов общества.
Взгляды Канта - Кант утверждал также,
что воспитание не должно ставить своей
целью приспособление людей к какому-нибудь
конкретному обществу, оно должно быть
более общим, направленным на совершенствование
человечества, то есть космополитичным.
Коммунистическое воспитание - Карл Маркс
и Владимир Ильич Ленин - цель коммунистического
воспитания заключается в формировании
людей, преданных идее строительства коммунистического
общества. Идеальный образ человека - всесторонне
развитый человек. Демократические взгляды
- цель демократического воспитания заключается
в том, чтобы совершенствовать характер
и повышать ответственность граждан. Образ
идеальной личности при этом - демократическая
личность с развитыми способностями. Теория
воспитательных систем – Караковского,
Монтессори, Ушинский, Селиванова, Колесникова,
Воропаева, Крупская и Луначарский … Психоаналитическая
т. – Гезелл, Фрейд, Эриксон. Поведенческая
– бихевиористская – Локк, Уотсон, Скиннер.
Биологическая – генетическая – Лоренц,
Кеннел. Социоэнергитическая – культурно-родовая
– Выготский, Флоренский, Радьяр, Тубельский,
Сухомлинский. Гуманистическая – Маслоу,
Роджерс…