10)Воспитание
базовой культуры личности(теория диалога
культур,свободная педагогика)Базовая
культура–это оптимальный минимум качеств,свойств,способностей,действий
личности,которые помогают развиваться
ей в гармонии с общечеловеческой культурой.Развитие,воспитание
обучение личности идет в гармонии с общечеловеческой
культурой,через оказание помощи ребенку
в самоопределении,формирование у него
культуры отношений к обществу,к себе,своим
талантам,здоровью\Понятие базовой культуры
включает в себя следующие компоненты
и позволяет выделить в содержании воспитания
духовно-нравственную,познавательную,физическую,эстетическую,экологическую,экономическую
и др.культуру.Одной из ведущих задач воспитания
базовой культуры личности является формирование
мировоззрения школьников.Мировоззрение
представляет собой целостную систему
научных,философских,социально-политических,нравственных,эстетических
взглядов на мир(т.е. на природу,общество
и мышление)Воплощая в себе достижения
мировой цивилизации,научное мировоззрение
вооружает человека научной картиной
мира как системным отражением наиболее
существенных сторон бытия и мышления,природы
и общества.Научные знания выступают как
часть,сторона,подтверждение диалектического
взгляда на мир.Рассматривая научное мировоззрение
как способ осмысления,понимания и оценки
объективной реальности,мы обнаруживаем,что
оно представляет собой связь между различными
знаниями,идеями,понятиями,образующими
определенную научную картину мира.В качестве
элементов этой системы выступают взгляды,представления,принципы,направленные
на выяснение отношения человека к миру,на
определение человеком своего места в
окружающей его социальной и природной
среде.Но окружающая человека действительность
чрезвычайно многообразна,как многообразны
и те отношения,в которых человек находится
с миром.У человека,достигшего того уровня
развития,когда его можно назвать личностью,все
свойства и качества приобретают определенную
структуру,логическим центром и основанием
которой становится мировоззрение.Идея диалога на уровне содержания
обучения и воспитания,на уровне методов
целостного педагогического процесса
является стержневой и оригинальной в
воспитательной системе школы диалога
культур,основателем которой является
С.Курганов.В этой системе находят свое
воплощение идеи М.Бахтина о культуре
как диалоге"любая культура-это живой процесс общительной
связи", идея Л.Выготского о тяготении
развитого интеллекта к внутреннему диалогу,идеи
В. Библера о философской логике культур.Основные
положения нового типа образования в школе
диалога культур были сформулированы
В. С. Библером:•переход от идеи"образованного
человека"к идее"человека культуры".Не
готовыми знаниями,умениями,навыками,а
культурой их формирования и изменения,трансформации
и преобразования должен обладать выпускник
школы диалога культур.От молодого человека
в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний,умение
изменять и обновлятьумения,навыки изменения и переформирования
навыков;Выделяют следующие уровни диалога
культур:1)личностный (формирование/трансформация
человеческой личности под влиянием различных«внешних»
по отношению к его естественной культурной
среде культурных традиций);2)этнический(характеризует
отношения между различными локальными
социальными общностями, нередко в рамках
единого социума);3)межнациональный(разноплановое
взаимодействие различных государственно-политических
образований и их политических элит);4)цивилизационный(встречи
принципиально различных типов социальности,систем
ценностей и форм культуротворчества)Диалог
культур может проходить в конструктивно-продуктивных,а
также и в конфликтных формах.И предупреждение
последних,то есть культурных конфликтов
возможно только,как отмечают культурологи
на основе воспитания толерантного,недогматического
сознания,для которого идея поликультурности,культурного
полиморфизма(принципиальной многозначности
пространства культуры)будет органичной
и очевидной.Взгляды Руссо-эпоха Просвещения-цель
воспитания,по Руссо,заключается в том,чтобы
естественно развивать людей,устраняя
факторы,мешающие естественному развитию
их естественных способностей,таких,как
ограничения,наложенные общепринятой
культурой,а также нравственными и религиозными
учениями.Отстаивал также необходимость
воспитания людей как будущих членов общества.
11)Развитие метода
контент-анализа.Процедуры контент-анализа.(Г.Лассуэлл,Б.Берельсон,Ч.Стоун,Ч.Озгуд)
Контент-анализ–это метод,с помощью которого
можно исследовать содержание документации,печатных
изданий,теле-радио эфиров,публичных выступлений
и ответов на вопросы анкеты.Материалы
исследования анализируются с помощью
определенных количественных показателей
и статистической обработки результатов.Этот
метод исследования отличается особенной
строгостью и четкой системой.Впервые
о контент-анализе заговорили в 30-х годах
ХХвека.Создателем этого метода стал американский
социолог Х.Лассуэл,который использовал
анализ содержания текста в сфере политики
и пропаганды.Так,в начале 60-х гг. Г.Лассуэл
осуществил попытку политологического
анализа СМИ,исходя из
учета формальных критериев.Он ввел в
научный оборот некую абстрактную единицу:«слово»Именно
он усовершенствовал контент-анализ,добавив
в эту методику новые категории и процедуры.Целью
работы Лассуэла было получение собственно
социологического результата на нетипичном
для социологии материале:текстах печатных
изданийИсследователь проделал огромную
работу,но,поскольку в методике Лассуэла
качественные оценки не были адекватно
соотнесены с количественные методы,результаты
его трудов с трудом поддавались верификации.Особую
популярность контент-анализ обрел во
время Второй Мировой войны,когда многие
страны заинтересовались исследованиями
в области степени влияния пропаганды.Также
эта методика использовалась в разведывательных
целях. Еще один автор,оказавший существенное
влияние на создание контент-анализа–Б.Берельсон,который
выделил контент анализ в отдельную методику,определил
существующие виды метода,создал систему
критериев и единиц анализа для количественного
исследования.Всю результаты он описал
в книге«Контент-анализ в коммуникационных
исследованиях»в начале 50-х годов.Работа
Берелсона стала основой дальнейшего
развития методики и по сей день является
фундаментом понимания сущности контент-анализа.После
публикации работы Берельсона многие
ученые занялись вопросом использования
контент-анализа в различных направлениях.Особенно
выделилась работа Ч.Осгуда,который создал
методику«связанности символов»,позволяющую
определить значимые связи элементов
содержания.Благодаря исследованиям ученых
в области контент-анализа была создана
классификация основных процедур данной
методики:1.Определение смысловых единиц
контент-анализа.Это происходит с учетом
особенностей содержания,целей,задач
данного исследования.Смысловыми единицами
могут быть понятия,термины,имена,события,содержащиеся
в тексте и его основной смысл.2.Определение
единиц счета.Ими могут становиться смысловые
единицы,сто сведет анализ к подсчету
частоты упоминания той или иной единицы
в тексте.Также единицами счета могут
быть такие показатели,как продолжительность
текста,число строк,длительность теле-радио
сообщения,количество иллюстраций в тексте
и так далее.3.Подсчет.Эта процедура проводится
с использованием специальных таблиц
и составления статистики.Методики контент-анализа
на сегодняшний день широко применяется
во многих сферах общественной деятельности,таких
как психология,социология,политика,маркетинг
и так далее и используется для анализа
различной документации,периодических
изданий,пропагандистской литературы,ответов
на открытые вопросы анкеты.Достаточно
часто контент-анализ применяется в психологической
практике в качестве не только самостоятельного
метода исследования,но и вспомогательного
метода и метода,применяющегося в комплексе
с другими методами.В первом случае возможен
только анализ содержания текста,во втором
информация,полученная с помощью других
методик дополнительно поддается контент-анализу.В
третьем случае становится возможным
анализ не только текста,но и других значимых
элементов процесса общения.Социальная
психология использует метод контент-анализа
для изучения межличностного общения,субъектов
микро-и макрогрупп.В этих исследованиях
используются документы,которые являются
непосредственными сообщениями в изучаемом
случае.В социальной психологии сообщение
понимается признак включенности автора
и читателя в коммуникационную группу.Это
подразумевает зависимость особенностей
сообщения от личности автора и читателя,их
принадлежность к той или иной группе.Итак,подводя
итог,можно сказать,что социальная психология
использует контент-анализ в таких областях:1.Анализ
социально-психологических особенностей
личности через содержание его сообщений.2.Использование
текстов для выявления и изучения социально-психологических
явлений,которые имели место в прошлом
и поэтому недоступны для других методик
исследования.3.Анализ различных средств
коммуникации для выявления степени их
влияния на общество.4.Изучение особенностей
личности читателя через анализ адресованных
ему сообщений.5.Изучений степени влияния
тех или иных сообщений на читателей,принадлежащих
к различным социальным группам.В качестве
вспомогательного метода контент-анализ
используется для контроля информации,полченной
с помощью других методик и для изучения
научной литературы.
12)Сущность и
основные принципы общей теории социального
управления образовательными системами\Понятие
«управление» относится к числу наиболее
общих и универсальных.По мнению отечественных
и зарубежных ученых справедливо утверждение
о том,то управление реально и необходимо
не только в области технических,производственных
процессов,но и в сфере сложных социальных
систем,в том числе образовательных.В
литературе термин«управление»трактуется
как руководить,направлять деятельность,действия
кого-чего-нибудь элемент,функцию организованных
систем различной природы,которая обеспечивает
сохранение их определенной структуры,поддержание
режима деятельности,реализацию программы,цели,деятельности;элемент,функция,организованных
систем различной природы(биологических,социальных,технических)обеспечивающая
сохранение их определенной структуры,поддержание
режима деятельности,реализацию их программы
и целей;деятельность,направленная на
выработку решений,организацию,контроль,регулирование
объекта управления в соответствии с заданной
целью,анализ и подведение итогов на основе
достоверной информации.С последним утверждением
мы полностью согласны,ибо оно дает емкое
определение феномена «управление» и
будем придерживаться в своей работе.Предметом
теории управления являются законы управления
как целостного,комплексного общественного
явления.Процессом управления называют
функционирование органов и работников
управления.В различных учреждениях процесс
управления протекает по-разному.Основную
роль играет содержание процесса управления.Оно
определяется сущностью управления,его
целями, принципами, методами,функциями,спецификой
отрасли,уровнем данного органа в общей
системе управления,а также структурой.Структура-система
органов управления,каждый из которых
имеет свое внутреннее строение.Государственное
управление образованием характеризуется
определенными признаками.Основная идея
государственно-общественного управления
образованием состоит в том,чтобы объединить
усилия государства и общества в решении
проблем образования,предоставить педагогам,обучающимся,родителям
больше прав и свобод в выборе содержания,форм
и методов организации педагогического
процесса,Управление–процесс воздействия
на систему в целях перевода ее в новое
состояние на основе использования присущих
этой системе объективных законов.Государственный
характер системы образования означает,что
в стране проводится единая государственная
политика в области образования,зафиксированная
в законе«Об образовании»,принятом в 1999году.Основы
управления в школе–это создание условий
для нормального протекания учебно-воспитательного
процесса.Директор школы обязан обеспечить
высокий уровень планирования,организации,контроля.Директор–соучастник
педагогического процесса,соответчик,он
непосредственно участвует в работе школьного
коллектива по обучению и воспитанию детей,он
постоянно работает с людьми:учителями,учащимися,родителями
детей.Методы управления–это способы
воздействия того или иного звена системы
управления на другие,нижестоящие звенья
или управляемые объекты для достижения
намеченных целей управления.Методы руководства–способы
воздействия на людей,реализующих,претворяющих
в жизнь эти цели.Стиль руководства зависит
как от объективных факторов(условия работы,специфика
решаемых задач,уровень развития коллектива)так
и от факторов субъективных(особенности
личности руководителя,степень его подготовленности)Выделяют
три основных стиля руководства:авторитарный,либеральный
и демократический.В наибольшей степени
принципам управления соответствует демократический
стиль руководства,который основан на
правильном сочетании коллегиальности
и единоначалия,предполагает активное
участие общественных организаций,всех
учителей в принятии управленческих решений
в школе.В наиболее крупных школах действует
линейная система.Директор осуществляет
руководство через своих помощников.В
вузах и крупных комплексах действует
функциональная система управления.К
основным функциям управления относятся
анализ и планирование,организация и контроль,координация
и стимулирование.Анализ–это основа,на
котором держится вся система планирования
и организации учебно-воспитательного
процесса.Планирование как одна из важнейших
функций управления включает в себя определение
наиболее приемлемых путей достижения
поставленных целей.Оно призвано порождать
планы,проекты,программы,стандарты, эталоны,критерии.Организация
есть формирование и установление относительно
устойчивых отношений в управляемой и
управляющей системах,действующих и развивающихся
как одно целое.Координация предполагает
высокую оперативность в установлении
гармонии между всеми звеньями и направлениями
учебно-воспитательного процесса,между
управляющей и управляемой системами,изменение
отношений,мотивации,вовлеченности в
работу,рост творческой активности.Контроль–это
активная стадия процесса управления,когда
сопоставляются достигнутые результаты
с тем,что было запланировано.Основой
всей системы контрольных измерений(количественных
и качественных)является обратная связь.Стимулирование–это
система мер,направленных на создание
творчески работающего педагогического
коллектива и активную целенаправленную
деятельность учащихся.Важнейшей закономерностью
управления является единство по конечным
целям и задачам административно-педагогического,семейного
и общественного воздействия и процесса
формирования личности школьников.Для
проявления этой закономерности очень
важна координация действий школы,семьи
и общественности.
13)Основная идея
трансперсональной психологии(С.Грофф)Трансперсональные
психологи изучают трансцендентные факторы
человеческой жизни,или духовный мир человека,а
именно—его«трансперсональные»(«трансэгоические»)переживания.Термин
«трансперсональное» был введен для описания
ощущений и воспоминаний,испытываемых
здоровыми людьми во время различных видов
тренировки сознания,таких как йога и
медитация,опыт которых,по мнению трансперсональных
психологов,выходит за пределы личного.Трансперсональная
психология выросла в 1960-хгодах,преимущественно,из
гуманистической психологии.Ее основоположниками
стали А.Маслоу(идея иерархизации и соподчинения
мотивов),С.Гроф(идея возможности выхода
за пределы личного сознания)и другие
известные учёные,пришедшие к ней на волне
успеха исследований психоделических
веществ и открывших их положительный
эффект в психотерапии.Эмпирическое подтверждение
трансперсонального подхода к пониманию
человека дали 30-летние исследования Станислава
Грофа.Он доказал,что в сфере сознания
человека нет четких пределов и ограничений,тем
не менее полезно выделить четыре области
психики,лежащие за пределами нашего обычного
опыта сознания:1.сенсорный барьер;2.индивидуальное
бессознательное;3.уровень рождения и
смерти (перинатальные матрицы);4.трансперсональная
область.По мнению С.Грофа, трансперсональные
явления обнаруживают связь человека
с космосом–взаимоотношение,в настоящее
время непостижимое.Можно предположить
по этому поводу,что где-то в ходе перинатального
развития происходит странный количественно-качественный
скачок.Когда глубокое исследование индивидуального
бессознательного становится эмпирическим
путешествием по всей Вселенной,когда
сознание человека выступает за обычные
пределы и преодолевает ограничения времени
и пространства.Эти переживания ясно указывают,что
каким-то необъяснимым пока образом каждый
из нас имеет информацию обо всей Вселенной,обо
всем существующем,каждый имеет потенциальный
эмпирический доступ ко всем ее частям
и в некотором смысле является одновременно
всей космической сетью и бесконечно малой
ее частью,отдельной и незначительной
биологической сущностью.Люди,переживающие
трансперсональные проявления сознания,начинают
догадываться,что сознание не является
продуктом центральной нервной системы
и что оно как таковое присуще не только
людям,а является первостепенной характеристикой
существования,которую невозможно свести
к чему-то еще или откуда-то еще извлечь.Человеческая
психика по существу соразмерна всей Вселенной
и всему существующему.Хотя это кажется
абсурдным и невозможным с точки зрения
классической логики,но человеку свойственна
странная двойственность:в некоторых
случаях людей можно с успехом описать
как отдельные материальные объекты,как
биологические машины,т.е.приравнять человека
к его телу и функциям организма.Но в других
случаях человек может функционировать
как безграничное поле сознания,которое
преодолевает ограничения пространства,времени
и линейной причинности.Для того,чтобы
описать человека всесторонне,мы должны
признать парадоксальный факт,что человек
одновременно и материальный объект,и
обширное поле сознания.Люди могут осознавать
себя самих с помощью двух различных модусов
опыта.Первый из них можно назвать хилотропическим
сознанием:он подразумевает знание о себе
как о вещественном физическом существе
с четкими границами и ограниченным сенсорным
диапазоном времени в мире материальных
объектов.Другой эмпирический модус можно
назвать холотропическим сознанием:он
подразумевает поле сознания без определенных
границ,которое имеет неограниченный
опытный доступ к различным аспектам реальности
без посредства органов чувств.Жизненный
опыт,ограниченный хилотропическим модусом,в
конечном счете лишен завершенности и
чреват потерей смысла, хотя может обходиться
без больших эмоциональных невзгод.А выборочный
и исключительный фокус на холотропическом
модусе несовместим(в то время,пока такое
переживание длится)с адекватным функционированием
в материальном мире.
14)Педагогические
технологии и мастерство учителя\Технология–совокупность
знаний о способах и средствах проведения
производственных процессов.Совокупность
знаний о способах и средствах проведения
учебно-воспитательного процесса можно
назвать технологией учебного процесса.В
отечественной литературе понятие«технология
обучения» расширили до термина«педагогические
технологии»,понимая под этим содержательную
технику учебно-воспитательного процесса.Наиболее
емко смысл термина«педагогические технологии»
передает следующее определение.Педагогические
технологии–это способ реализации содержания
обучения,предусмотренного учебными программами,представляющий
систему форм,методов и средств обучения,обеспечивающую
наиболее эффективное достижение поставленных
целей.В технологии обучения содержание,методы
и средства обучения находятся во взаимосвязи
и взаимообусловленности.Педагогическое
мастерство преподавателя состоит в том,чтобы
отобрать нужное содержание,применить
оптимальные методы и средства обучения
в соответствии с программой и поставленными
педагогическими задачами.Процесс разработки
конкретной педагогической технологии
можно назвать процессом педагогического
проектирования.Последовательность его
шагов будет следующей:–выбор содержания
обучения,предусмотренного учебным планом
и учебными программами;–выбор приоритетных
целей,на которые должен быть ориентирован
преподаватель;–выбор технологии,ориентированной
на совокупность целей или на одну приоритетную
цель;–разработка технологии обучения.Зарождение
идеи технологии педагогического процесса
связано прежде всего с внедрением достижений
научно-технического прогресса в различные
области теоретической и практической
деятельности.Нужно отметить,что у истоков
технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко.В
своей всемирно известной"Педагогической
поэме"он писал,что"наше педагогическое
производство никогда не строилось по
технологической логике,а всегда по логике
моральной проповеди".Он считал,что
именно поэтому у нас просто отсутствуют
все важные отделы педагогического производства:технологический
процесс,учет операций,конструкторская
работа,применение конструкторов и приспособлений,нормирование,контроль,допуски
и браковка.Любое планирование,а без него
не обойтись в педагогической деятельности,противоречит
экспромту,действиям по наитию,по интуиции,т.е.является
началом технологии.А.С.Макаренко утверждал,что
ученики простят своим учителям и строгость,и
сухость,и даже придирчивость,но не простят
плохого знания дела.Выше всего они ценят
в педагоге уверенное и четкое знание,умение,искусство,золотые
руки,немногословие,постоянную готовность
к работе,ясную мысль,знание воспитательного
процесса,воспитательное умение."Я
на опыте пришел к убеждению,что решает
вопрос мастерство,основанное на умении,
на квалификации"(А.С.Макаренко).Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.Совершенное
владение педагогической технологией
и есть мастерство.Педагогическое мастерство,с другой
стороны,-высший уровень владения педагогической
технологией,хотя и не ограничивается
только операционным компонентом.В среде
педагогов прочно утвердилось мнение,что
педагогическое мастерство сугубо индивидуально,поэтому
его нельзя передать из рук в руки.Однако
исходя из соотношения технологии и мастерства,ясно,что
педагогическая технология,которой можно
овладеть,как и любая другая,не только
опосредуется,но и определяется личностными
параметрами педагога.Одна и та же технология
может осуществляться разными учителями,где
и будут проявляться их профессионализм
и педагогическое мастерство.Соответственно
этапам решения педагогической задачи
вне зависимости от их содержания и временных
рамок можно различать взаимосвязанные
общие и частные технологии.К общим относятся
технологии конструирования,например
процесса обучения и его осуществления.Частные-это
технологии решения таких задач обучения
и воспитания, как педагогическое стимулирование
деятельности учащихся,контроль и оценка
ее результатов,и более конкретных - типа
анализа учебной ситуации,организации
начала урока и др.Таким образом,в соответствии
с целостным подходом при разработке и
реализации проекта педагогического процесса
как системы необходимо стремиться к обеспечению
органичного единства всех его компонентов,имея
в виду, что изменения в одном из них автоматически
вызывают изменения других. Педагогическая
технология в отличие от методики предполагает
разработку содержания и способов организации
деятельности самих воспитанников.Она
требует диагностического целеобразования
и объективного контроля качества педагогического
процесса,направленного на развитие личности школьников в целом.