Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.
**
55. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Новая типология специальных образовательных учреждений была введена в действие вследствие принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» ив 1995 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "Об образовании"». В связи с этим произошли изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования. Утвержденные в последующие годы соответствующие документы открыли новые возможности для работы широкой сети образовательных учреждений для детей дошкольного возраста со специальными потребностями.
Дети с отклонениями в развитии принимаются
в дошкольные образовательные учреждения
любого вида при наличии в выбранном учреждении
условий для коррекционной работы. Прием
производится только на основании заключения
психолого-медико-
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях идет по специальным коррек-ционно-развивающими программам, разработанными дефектологами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Комплектация групп вспециальном ДОУ идет в зависимости от вида нарушений и возраста детей:
1) с тяжелыми нарушениями речи - от 6 до 10 человек;
2) с фонетико-фонематическими нарушениями речи (только в возрасте старше 3 лет) - до 12 человек;
3) глухих - до 6 человек (для обеих возрастных групп);
4) слабослышащих - от 6 до 8 человек;
5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата -от 6 до 8 человек;
6) с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - от 6 до 10 человек;
7) с задержкой психического развития - от 6 до 10 человек;
8) с глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет) - до 8 человек;
9) слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;
10) слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием -от 6 до 10 человек;
11) с туберкулезной интоксацией - от Юдо 15 человек;
12) часто болеющих - от 10 до 15 человек;
13) со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп.
В том случае, если по ряду причин дети с отклонениями в развитии не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Занятия в таких группах проводятся преимущественно индивидуально в присутствии родителей. Таким образом, происходят социальная адаптация детей, формирование у них предпосылок к учебной деятельности, а также своевременное оказание им психолого-педа-гогической помощи и методическая поддержка их родителей.
**
56. ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дети, достигшие школьного возраста, имеющие при этом особые образовательные потребности, имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или в домашних условиях. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сложившаяся в течение XX в., представлена преимущественно школами-интернатами, в которых в СССР и в России обучались и обучаются подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В официальных и нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру во избежание вынесения названия диагноза в реквизиты школ. Эта система раньше была представлена иначе: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п. К таким учреждениям относятся:
1) специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
3) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II! вида (школа-интернат для незрячих детей);
4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей
с тяжелыми нарушениями речи
6) специальное1'(коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -
8) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). Деятельность таких учреждений регламентируется
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также Письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
Выпускники специальных (коррекционных)образовательных учреждений получают образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых учащихся. По окончании специального коррекционного образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ государственного образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создается специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторного типа (лесные) для хронически болеющих или соматически ослабленных детей.
**
57. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
И АДАПТАЦИЯ ЛИЦС ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию проводится уже в процессе обучения и воспитания 8 специальном образовательном учреждении. Конечно, специфика такой работы с каждой категорией лиц различна и зависит от структуры и выраженности того или иного дефекта. В то же время существуют общие закономерности в организации и проведении такой работы. Как правило, подростку с ограниченными возможностями трудно самому сделать ответственный выбор интересующей его сферы деятельности. В этом ему должны оказать квалифицированную помощь педагоги и психологи. В первую очередь необходимо установить характер и степень выраженности нарушений органа, анализатора или целой системы органов, выяснить психофизические и интеллектуальные особенности подростка, выявить его личные интересы и склонности. Большое значение имеют выявление социально-психологического статуса подростка с отклонением в развитии, развитие его речевой системы и коммуникативных навыков. Психологами было установлено, что наличие врожденного или приобретенного дефекта нередко становится причиной психологической травмы, осознание неполноценности ведет к неадекватной самооценке. В связи с этим им трудно правильно оценить свои возможности и способности и потому сделать верный профессиональный выбор. Поэтому уже в рамках школьного обучения проводится лрофориентационная работа', исключающая поверхностный(Юдход к выбору профессии.
Кроме педагогов, квалифицированную помощь в подборе профессии для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности могут оказывать службы профориентации и диагностики профессиональной пригодности. В своей работе эти службы используют современные информационные технологии. Они позволяют быстро и эффективно оценить возможности и способности обратившегося, а также организовать трудоустройство человека с ограниченной трудоспособностью. В компьютерной системе службы профориентации содержится перечень различных профессий, а также их кодирование по факторам трудовых ограничений. Происходит соотнесение возможностей обратившегося с параметрами конкретной профессии и рабочего места. Такая программа позволяет предоставить человеку с ограниченной трудоспособностью перечень профессий, соответствующих его возможностям. Эта система постоянно пополняется сведениями о вакантных рабочих местах в каждом регионе. Главным плюсом рассмотренной технологии является то, что она основывается на принципе партнерства и на основе такого диалога со всеми заинтересованными сторонами позволяет решить проблему трудоустройства.
К сожалению, в нашей стране такие категории лиц не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Однако в последнее время большое место отводится экспериментам по интеграции молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательное пространство вуза и созданию системы специального вузовского образования для такой категории лиц.
**
58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Основополагающие принципы специальной педагогики позволяют реализовать образовательную, воспитывающую и коррекционную функции обучения в ходе учебно-воспитательного процесса.
Принцип развивающего обучения.
Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках специальной школы под этим понимается развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенных педагогических условиях. С этой целью в специальной школе создаются следующие условия:
1) длительный пропедевтический период, в течение которого происходит подготовка учеников к усвоению системы общеобразовательных навыков;
2) трудовое обучение и воспитание. Принцип системности в обучении.
С целью получения учениками полной и реалистичной картины определенного процесса или явления используется системный подход. И хотя объем получаемых в специальной школе знаний гораздо меньше, тем не менее он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний, в то время как трудовое обучение позволяет использовать их на практике.
Принцип научности в обучении.
Умственно отсталые дети с их особенностями познавательной деятельности не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы. Поэтому в течение долгого времени специалистами проводились исследования, в процессе которых был выявлен тот оптимальный минимум общеобразовательных предметов и их содержание, которое формирует элементарное научное представление учащихся об окружающем их мире.
Принцип доступности.
Этот принцип тесно связан с принципом научности в обучении, так как неоправданное упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения. И наоборот, в связи с особенностями интеллектуального развития и познавательной деятельности учащихся не стоит перегружать процесс обучения излишними научными понятиями и сведениями.
Принцип наглядности обучения.
В ходе многочисленных исследований была доказана большая роль наглядного материала в процессе обучения. Без него усвоение материала становится неполным, особенно у умственно отсталых учащихся, абстрактное мышление которых развито слабо.
Принцип прочности усвоения знаний.
Этот принцип считается одним из самых важных в процессе обучения в специальной школе. Он состоит в том, чтобы определенный минимум знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. В дальнейшем этот минимум должен стать базой, на которой необходимо формировать или углублять знания, умения и навыки, являющиеся необходимыми для успешной социальной реабилитации и интеграции.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность в связи с тем, что психофизические причины аномального развития ребенка способствуют углублению индивидуальных особенностей его личности. Принцип дифференцированного подхода реализуется в разделении класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая.
**
59. ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПТИМИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Принцип педагогического оптимизма опирается на современное гуманистическое мировоззрение, в соответствии с которым признается право каждого человека быть включенным в образовательный процесс независимо от его индивидуальных особенностей и огра-ниченных возможностей жизнедеятельности. В рамках специальной педагогики закрепилось мнение, что учиться в состоянии все категории детей. Причем под способностью к обучению понимается не только освоение практических и теоретических знаний по общеобразовательным предметам, но и освоение любых доступных данной категории лиц навыков жизненной компетенции, способствующих его социальной адаптации и достижению самостоятельной и независимой жизни. По данным многочисленных исследований дети с особыми образовательными потребностями учатся довольно медленно, но некоторые в итоге могут достигать высоких результатов.
В основе принципа педагогического оптимизма лежит идея выдающегося отечественного ученого Я.С Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития - это те знания, умения, навыки, которые ребенок с особыми образовательными потребностями сможет усвоить при помощи взрослого в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса и в специально организованных условиях. Так, в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса зона t ближайшего развития с течением времени становиться зоной актуального развития, а зоной ближайшего развития становится следующей учебный год с новым объемом знаний, умений и навыков. На основе идеи о зоне ближайшего развития строится учебно-воспитательный процесс в специальных образовательных учреждениях. Педагог-дефектолог строит свою коррекционно-воспитательную работу с ребенком, опираясь как на имеющийся актуальный уровень развития, так и учитывая потенциальные возможности ребенка. При этом установка делается на положительный результат обучения. Специалисты в области современной специальной педагогики утверждают, что необучаемых детей не существует. Поэтому принцип педагогического оптимизма не принимает теорию так называемого потолка, согласно которой ряд категорий детей не способен к обучению. В соответствии с этой теорией развитие любого лица с ограниченными возможностями здоровья как бы останавливается на одном месте, выше которого они не в состоянии подняться.