Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.
Одним из наиболее ценных методов коррекционно-го воспитания является рисование на классной доске. Этот процесс вовлекает в активную работу сразу несколько анализаторов ребенка: зрение, слух, моторику. Рисунок, выполненный учителем на доске, может существенно дополнить карту или иллюстрацию. Особенно интересны и доступны учащимся зарисовки различных простых схем в рамках классной доски или тетради, выполненные цветными мелками или карандашами. Рисование учителем на доске развивает наблюдательность у детей, вызывает живой интерес и желание подражать. Учитывая последнее, можно задавать учащимся нарисовать дома иллюстрации к различным произведениям, наблюдаемым процессам и др. Лучшие детские рисунки можно использовать на уроках, а в конце года устроить выставку.
**
70. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Практические методы обучения-тесно связаны со словесными и наглядными методами. Использование в процессе работы практических методов позволяет усвоить новые знания и выработать практические умения для их усвоения и последующего применения. К практическим методам относят: наблюдение, проведение опытов, экспериментов, лабораторных и самостоятельных работ, работы по определению и описанию объектов, работы с различными приборами и др.
Лабораторные работы.
Основной целью лабораторных работ в специальной школе является развитие навыков самостоятельной работы учащихся, развитие их наблюдательности. Формы применения лабораторных работ могут быть самыми разнообразными. В основе лабораторной работы может лежать несколько видов деятельности. Первый вид лабораторных работ - подтверждение правил, выводов, положений, сформулированных учителем. Второй вид лабораторных работ строится на основе наблюдений. В процессе наблюдений учащиеся накапливают определенный фактический материал, позволяющий сделать логически обоснованные выводы.
Практические и самостоятельные работы.
Эти формы работы на уроке предполагают самостоятельную практическую деятельность учащихся по приобретению и усвоению полученных знаний. По своей форме практические работы могут быть индивидуальными, групповыми и фронтальными. Независимо от формы практические работы направлены на распознание и определение натуральных объектов природы, процессов, явлений, закономерностей, происходящих в окружающем мире. Для достижения этой цели на уроках используются макеты, различные приборы, коллекции и др. Практические работы могут быть частью урока, а могут проводиться во внеурочное время, во время экскурсий. Общим для всех практических работ является непосредственное участие детей в выполнении определенной работы с одновременным ее осмыслением.
Работа с приборами.
В познавательной деятельности учащихся специфическую роль играет использование различных приборов и инструментов. Такой вид деятельности способствует раскрытию закономерных связей и отношений изучаемых объектов, а также позволяет убедиться в правильности теоретических положений. В процессе обучения приборы и инструменты выполняют следующие функции: являются источниками знаний, служат средством познания окружающей действительности и позволяют получить объективную информацию об окружающем мире. Все приборы можно разделить на три основные группы в зависимости от их назначения:
1) приборы и инструменты, необходимые для проведения измерительных работ;
2) приборы и измерения, необходимые для проведения картометрических работ;
3) средства, используемые для определения качественных или количественных показателей явлений природы. Их применяют для наблюдений за погодой и во время проведения экскурсий. К этой группе относятся приборы для определения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра и др.
**
71. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА
Ребенок с особыми образовательными потребностями, как и нормальный ребенок, имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи. Для этого недостаточно обычной педагогической подготовки. Оказать неоценимую помощь в получении специального образования может только специально подготовленный педагог-дефектолог. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога направлена на содействие лицу с ограниченными возможностями в его интеграции и социальной адаптации посредством специального образования. Педа-гоги-дефектологи работают как в специальных образовательных учреждениях, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, так и в общеобразовательных массовых учреждениях. В обязанности педагога-дефектолога входят ведение коррекционно-педагогической работы с разными категориями учащихся и в некоторых случаях обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях в индивидуальном порядке.
Только глубокое и разностороннее образование является залогом дальнейшей успешной деятельности педагога-дефектолога. Квалифицированный педагог-дефектолог располагает практическими и теоретическими знаниями в разных областях. Зачастую педагогу-дефектологу приходится осваивать широкий спектр педагогических специальностей, таких как: 1) специальная дошкольная педагогика, позволяющая вести работу с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
2) логопедия, так как нарушения речи наблюдаются практически у всех категорий лиц с отклонениями в развитии;
3) тифлопедагогика, сурдопедагогика для обучения и воспитания с детьми с комплексными дефектами. В последнее время в общеобразовательных массовых учреждениях возросла потребность в педаго-гах-дефектологах в связи с дифференцированным подходом к обучающимся и возможной скорой интеграции лиц с особыми образовательными потребностями. Неудивительно, что учитель массовой школы испытывает значительные затруднения в обучении в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, тогда как для педагога-дефекто-лога это не составляет большого труда в силу его профессионального образования. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога не ограничивается только обучением и воспитанием лиц с особыми образовательными потребностями. Педагог-дефекто-лог может заниматься педагогической диагностикой и консультированием, преподаванием в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, вести научно-исследовательскую деятельность в области специальной педагогики и смежных с ней областях знаний.
К состоянию здоровья педагога-дефектолога предъявляются повышенные требования, в первую очередь это состояние сенсорной сферы, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Безусловно, ему нужно иметь правильную речь и произношение звуков без ярко выраженных дефектов. Наравне с теоретическими и практическими знаниями педагога-дефектолога ценятся и другие качества: терпение, доброта, ответственность, доброжелательность, уважение и любовь к своим воспитанникам.
**
72. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Основными формами организации учебного
процесса в специальной школе являются:
индивидуальная, индивидуально-групповая,
1) когда ребенок с особыми образовательными потребностями имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. В этом случае групповая форма организации обучения является малоэффективной, так как особенности его познавательной и эмоционально-волевой сферы требуют непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля;
2) когда в связи с особенностями дефекта и возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной коррекционной помощи. Как правило, она дополняет уже существующую систему групповых занятий.
Самая распространенная форма организация учебного процесса как в массовой, так и в специальной (школе - классно-урочная форма. Она позволяет организовать все виды развивающей деятельности детей. В рамках одного урока могут сочетаться стразу несколько видов деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная деятельность. Отличительными особенностями классно-урочной формы являются следующие:
1) деятельность каждого ученика организуется с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей;
2) учебной деятельностью всех учащихся руководит учитель;
3) состав группы учащихся в основном постоянен;
4) учащиеся овладевают знаниями непосредственно на уроке.
Как правило, на начальных этапах обучения уроки в специальном образовательном учреждении строятся по смешанному типу. Это необходимо в связи с тем, что младшие школьники с особыми образовательными потребностями не могут усваивать новый материал большими порциями. 8 связи с этим объяснению нового материала предшествует пропедевтический этап, на всех этапах урока необходимым является пошаговый и индивидуальный контроль. Но уже в средних классах уроки приобретают классические черты.
Дополнительными формами организации педагогического процесса в специальном образовательном учреждении являются экскурсии, самоподготовка, различные формы педагогической работы, к которым относят внеклассное чтение, дополнительные занятия. К вспомогательным формам организации педагогического процесса относят кружковую и факультативную работу, олимпиады, конкурсы,соревнования, викторины, тематические вечера, экспедиции и походы.
**
73. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Основной формой организации учебной работы в специальной школе является урок. Каждый урок осуществляет какую-либо часть общих задач учебно-воспитательного процесса, отличается целостностью и завершенностью и соответствует основным дидактическим принципам. Помимо вышеперечисленного, урок считается определенным этапом в формировании знаний, умений,навыков, развитии положительных качеств учащихся. В отличие от общеобразовательной в коррекционной школе урок имеет коррекционную направленность. На общеобразовательных уроках, уроках труда, профессионально-трудового обучения происходит коррекция мышления, речи, внимания, памяти, на уроках физического воспитания- коррекция недостатков двигательной сферы и общее развитие организма, а на уроках рисования, музыки, ручного труда-развитие фонематического слуха, пространственного и цветового восприятия.
Требований, предъявляемые к уроку в коррекционной школе:
1) соответствие урока теме, целям и задачам, поставленным учителем;
2) правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу на основе действующей программы планирования;
3) коррекционная направленность урока;
4) достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с окружающей действительностью;
5) научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в выборе форм
и методов работы на данном уроке
6) контролирование учебной деятельности учащихся, чтобы определить понимание, усвоение учениками материала и уровень сформированности умений и навыков;
7) доступность предлагаемого материала и формируемых знаний у учащихся, с учетом особенностей и возможностей познавательной деятельности учащихся;
8)учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обучения;
9) соответствие оборудования урока его дидактической цели,рациональное использование средств наглядности иТСО.
Не менее важным компонентом считается структура урока. Под этим понимается соотношение и последовательность проведения частей,этапов урока,способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока существует определенная структура. Общими для всех типов урока являются следующие элементы; организация началаурока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, объяснение нового материала, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к дальнейшей самостоятельной работе над ним, оценка знаний учащихся.
В процессе работы учащихся на уроке необходимо опираться на их личный жизненный опыт. В этом случае ученикам интереснее и легче изучать материал, особенно если он связан со знаниями, которые стали их личным достоянием. Большое значение отводится воспитывающей направленности учебной деятельности, которая создается благодаря содержанию урока, его определенной организации, методам и приемам.
**
74. ТИПЫ УРОКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
На каждомуроке в коррекционной школе решаютм три основные задачи: образовательная, воспитательная и коррекционная. На основании образовательной задачи в специальной школе выделяют следующие типы уроков:
1) вводный урок. На нем осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявляются знания учащихся по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для восприятия и осмысления нового материала;