Шпаргалка по специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

2)          урок сообщения новых знаний. На нем основное внимание сосредоточивается на изучении нового материала;

3)           урок формирования и закрепления умений и навыков. На нем большая часть времени отводится практической деятельности учащихся;

4)           обобщающий урок. В течение этого урока систематизируется материал, полученный по определен-нымтемам и разделам;

5)             контрольный урок. На нем учащиеся выполняют проверочные и контрольные работы различного характера;

6)            комбинированный урок. Здесь сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка знаний, подведение итогов и пр. Остановимся на характеристике каждого типа урока чуть подробнее.

Главная часть урока сообщения новых знаний -объяснение нового материала.Закрепление знаний здесь играет вспомогательную роль и проводится с диагностическими целями. Учителю крайне необходимо получить информацию о том, правильно ли дети поняли и усвоили сообщаемый материал. В связи с этим закрепление включается в ряд упражнений, специальных заданий. Они подбираются таким образом, чтобы в них был представлен новый материал.

Урок повторительно-обобщающего типа сложен по своей структуре. Его главная особенность заключается в точном определении со стороны учителя границ учебного материала, выносимого для повторения, и подборе соответствующих вопросов и заданий. Процесс систематизации и обобщения заключается втом, что сам учитель говорит и объясняет мало, а в основном руководит познавательной деятельностью учащихся. Это способствует коррекции таких форм мыслительной деятельности учащихся, как обобщение, классификация, выявление закономерностей. При повторении того или иного материала усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Домашнее задание на уроке повторительно-обобщающего типа дается с целью закрепления основных понятий учебного материала.

На уроках закрепления знаний происходит выработка таких качеств, как усидчивость, самостоятельность, работоспособность. В начале таккого урока необходимо проверить готовность каждого учащегося к работе, так как хорошее проведение организационной части способствует созданию рабочей обстановки и обеспечивает проведение всего урока в целом. Основная часть урока закрепления знанаий отводится под практические задания или самостоятельную работу. Комбинированный урок представляет собой комбинацию всех основных элементов урока, имеющих в этом случае равноценное значение. Сочетание разнообразных форм работы в рамках одного урока делает его эффективным в коррекционной школе за счет преодоления однообразия и стимуляции познавательной деятельности учащихся.

**

 

75. СВОЕОБРАЗИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Знания и умения учащихся с особыми образовательными потребностями оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При оценке деятельности учащихся учитывается ряд особенностей. Во-первых учитываются требования программы специальной школы,во-вторых, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся, их способности усваивать и затем воспроизводить учебный материал. Кроме того, на учеников оценка всегда оказывает большое воспитывающее влияние. При правильной воспитательной работе с учеником воспитательная роль оценки значительно повышается, становится стимулом к дальнейшей работе. Для этого учителю необходимо разъяснить ребенку с особыми образовательными потребностями значение оценки, научить его правильно оценивать результаты собственней деятельности, понимать объективную оценку знаний, умений и навыков, даваемую учителем. Учителю помогает грамотное сочетание различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся с отклонениями в развитии в идеале осуществляется на каждом уроке. Она позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся и затем принять меры по устранению этих пробелов, что в свою очередь может предупредить неуспеваемость по тому или иному предмету, разделу.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется при учете повседневных инд«видуальных и фронтальных опросов, различных учебных заданий, классных и домашних работ. Большую информацию об усвоении того или иного учебного материала можно получить в результате проведения текущих и итоговых контрольных работ. Цель текущих контрольных работ заключается в проверке усвоения изучаемого материала. Содержание текущих контрольных работ определяется самим учителем.

В отличие от текущих контрольных работ цель итоговых контрольных работ заключается в установлении объективного уровня овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечивают в дальнейшем успешное продвижение в обучении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения основных разделов различных предметов, а также в конце учебной четверти, полугодия и года. В связи с индивидуальными особенностями интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы учащихся с отклонениями в развитии задания для контрольных работ должны носить дифференциальный характер. Так, ученику с низким уровнем интеллекта нужно предложить более легкий вариант по сравнению с другими учениками. В то же время не следует снижать оценку за письменную работу ученику, страдающему нарушением моторики. В порядке исключения, оценивая работы некоторых учащихся, можно повысить оценку на балл, но только в том случае, если оценка выступает в качестве эффективного стимула дальнейшей учебной деятельности. Время и количество контрольных работ должно определяться учителем и завучем, а также заноситься в общешкольный график во избежании перегрузки учащихся.

**

76. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

К0РРЕКЦИ0НН0-РАЗВИВАЮЩЕГ0

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Для обучения детей с ЗПР создано специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.

Процесс обучения такой группы детей идет в соответствии со специальной двухступенчатой программой.

Под первой ступенью понимается общее начальное образование, срок его действия - 3-5 лет. Вторая ступень представляет собой основное общее образование, срок освоения которого составляет 5 лет. Прием детей с ЗПР в коррекционную школу VII вида происходит на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии,только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если дети ранее не обучались в общеобразовательных учреждениях или показали недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, их принимают в 1 класскоррекционной школы,ас шестилетнего возраста- в подготовительный класс. Перевод учеников из коррекционной школы в общеобразовательную происходит по мере коррекции отклонений в развитии. В том случае, если необходимо уточнение диагноза, ученик может находиться в коррекционной школе в течение 1 года.

Как правило, основная масса детей с ЗПР обучается в общеобразовательных школах в так называемых классах выравнивания (или классах коррекционно-раэвивающего обучения). Механизм направления детей в эти классы тот же, что и в коррекционные школы, В этих классах обучение детей происходит по учебникам общеобразовательной массовой школы, но по специальным программам.

Задачи специальной коррекционной работы с детьми с ЗПР состоят в следующем:

1)             оказывать необходимую помощь при овладении разнообразными знаниями об окружающем мире;

2)            развивать у них активность, наблюдательность, опыт практического обучения;

3)             формировать умение самостоятельно усваивать учебным материал и пользоваться им при решении поставленных задач.

Только при условии индивидуальной систематической и комплексной психолого-педагогической коррекции можно добиться положительного эффекта. При этом необходимо учитывать неравномерность проявлений познавательной активности ученика с ЗПР. Опора при обучении и воспитании такого ребенка осуществляется в основном на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается активность. Коррекционное обучение с ряде случаев нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, а при особо тяжелых вариантах ЗПР должны быть созданы специальные условия обучения. Важным моментом является постоянное наблюдение за продвижением каждого ребенка. Для подведения итогов раз в четверть созывают малый педсовет или консилиум. В процессе обучения учителю необходимо подбирать такие задания, которые требуют для их выполнения разнообразных видов деятельности. Даже элементарные новые навыки вырабатываются у такой группы детей крайне медленно, а для их закрепления требуются многократные упражнения. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Она осуществляется в ходе индивидуальных занятий, где ребенок занимается какой-либо практической деятельностью. Так, в результате этого вида деятельности формируются яркие и четкие образы реальных предметов, представленные в разнообразных связях друг с другом.

**

 

77. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ

ШКОЛЬНИКАМИ

Раннее начало коррекционно-педагогической работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально сгладить дефект и предотвратить появление вторичных дефектов. Однако не всегда коррекционную работу можно начать в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в этом возрасте. В большинстве случаев умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется при активном участии родителей. Она ведется под руководством дефектологов, что значительно облегчает работу родителей и очень часто при грамотном построении этого процесса в целенаправленном развитии ребенка могут быть достигнуты значительные успехи.

Детей, оставшиеся без попечения родителей, помещаются сначала в дом ребенка, а затем переводят по достижении 3-4 лет в специализированные детские дома. В этих учреждениях коррекционно-пе-дагогическая работа проводится в условиях доброжелательного отношения со стороны взрослого и сотрудничества с ним,стимулирования психомоторного и эмоционального развития, исследования предметного мира.

Для категории лиц с умственной отсталостью существуют специальные дошкольные образовательные учреждения, где с ними проводится систематическая комплексная коррекционно-педагогическая работа под руководствомдефектолога, логопеда, психолога, .осуществляются лечебно-профилактические занятия.'

В специальных ДОУ при работе с этой категорией детей соблюдается щадящий охранительный режим, при котором учитываются особенности каждого ребенка, создается доброжелательная атмосфера. Кроме того, в специальном ДОУ на протяжении всех лет пребывания ребенка осуществляется подготовка к обучению в школе.

Следующий этап коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми проходит в рамках школьного образования. Дети с 7-8 лет обучаются в коррекционных школах VIII вида. Обучение в них ведется по специальным программам, в основе которых лежит специальный образовательный стандарт. Основными задачами такого образовательного учреждения являются: максимальная коррекция имеющихся дефектов, социальная адаптация в условиях современного общества, профессиональная ориентация. Умственно отсталым школьникам преподаются как общеобразовательные предметы, к которым относят русский язык, чтение, математику, историю, биологию, географию, так и коррекционные. К коррек-ционным занятиям принято относить уроки по развитию речи, уроки по ознакомлению с окружающим миром, занятия по ритмике, а в старших классах занятия по социально-бытовой ориентировке. Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, занятия ЛФК, занятия по развитию моторики и сенсорных процессов. В результате грамотного специального образования выпускники достаточно хорошо подготовлены к жизни в современном обществе, получают работу по специальности, создают семьи и являются законопослушными гражданами.

**

78. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА В РОССИИ

Система специального образования лиц с недостатками слуха прошла последовательный путь своего развития от обвинения в колдовстве и преследования со стороны инквизиции до создания типовых программ для школ слабослышащих и разработки методических основ их образования. Лица с недостатками слуха обучаются в различных учреждениях в зависимости от степени выраженности своего дефекта. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам подготовку, соответствующую требованиям государственного образовательного стандарта. Это достигается соблюдением особой содержательной и методической направленности учебного процесса, в основе которого лежит коррекционно-развивающий принцип обучения. Особенностями педагогического процесса является,направленность на восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении основ различных наук и применение особых средств и методов обучения. В такой школе используется специальная система обучения языку, которая включает особую систему занятий по накоплению словаря, усвоению грамматической структуры родного языка, уточнению звукового состава родной речи и овладению разными видами и формами речевого взаимодействия.

Нередко слабослышащие дети обучаются в массовых школах. Однако педагогический процесс в массовой школе не направлен на формирование речи и на преодоление речевого недоразвития. Таким образом, программа массовой общеобразовательной школы не приспособлена к обучению в ней детей с недостатками слуха. Если же ребенок по объективным причинам не имеет возможности посещать специальное учреждение, снижение слуха у него должно быть компенсировано слухопротезированием. В классе такого ученика необходимо посадить за первую парту и обеспечить педагогической помощью специалиста-сурдопедагога.

Образование глухих детей происходит в специализированных учреждениях (или классах) по двум основным педагогическим системам.

Билингвистический подход применятся в образовании глухих детей как за рубежом, так и в России. Этот подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных языков - русского языка в устной, письменной или тактильной форме и русского жестового языка. Оба эти языка считаются равными партнерами в общении с учителями, учениками, родителями.

Второе направление в обучении глухих связано с обучением их языку словесной речи. Эта система получила название коммуникационной системы. В рамках этой системы глухие дети должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и при социальном взаимодействии.

Дальнейшее обучение выпускников школ для детей с нарушением слуха происходит на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха являются инженерно-технические, реже экономические, медицинские и педагогические.

Информация о работе Шпаргалка по специальной психологии