Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:02, реферат

Описание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Работа состоит из  1 файл

Гиперактивные дети.docx

— 44.93 Кб (Скачать документ)

     1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

     Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

     Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

     Наиболее  полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [26, с. 56].

     Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

     Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.

     2. Этот синдром отмечается примерно  у 20 процентов детей дошкольного  возраста, причем у мальчиков  – в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, «неуправляемое» поведение.

     По  данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», « «двигательная расторможенность» и так далее. И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Ярче всего СДВГ проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

     Помимо  легкой дисфункции мозга и минимальной  мозговой дисфункции, некоторые исследователи  называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8–10 лет назад таких детей в классе было по одному – два, то сейчас – до пяти человек и более.

     Длительные  проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям.

     Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребёнок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.
  • Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребёнок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.
  • Ребёнок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым [8].

     Понятие «невнимательность» складывается из следующих признаков:

  • Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  • Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно – построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

     Для того чтобы поставить ребенку  диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум  шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей  мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку  адаптироваться в нормальной возрастной среде [8].

     Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

     Говорить  о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев [8].

     По  выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы, наличие которых  необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой  форме заболевания выявляется множество  симптомов в значительной степени  выраженности, имеются серьёзные  учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень – это  симптоматика между лёгкой и тяжёлой  формами заболевания [6].

     3. Уровень сформированности познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие) детей с СДВГ не соответствует возрастной норме.

     Наблюдается несоответствие между реальным уровнем  развития и той успеваемостью, которую  можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации [24, 26].

     Выраженные  нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состояшие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать [16].

     4. В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

     3.6 Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка 

     В домашней программе коррекции детей  с синдромом дефицита внимания и  гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

     1. Изменение поведения взрослого  и его отношения к ребенку:

     – проявляйте достаточно твёрдости и  последовательности в воспитании;

     – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

     – контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

     – не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и  «нельзя»;

     – стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

     – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

     – реагируйте на действия ребенка неожиданным  способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

     – повторяйте свою просьбу одними и  теми же словами много раз;

     – не настаивайте на том, чтобы ребенок  обязательно принес извинения за проступок;

     – выслушивайте то, что хочет сказать  ребенок;

     – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

     2. Изменение психологического микроклимата  в семье:

     – уделяйте ребенку достаточно внимания;

     – проводите досуг всей семьей;

     – не допускайте ссор в присутствии  ребенка.

     3. Организация режима дня и места  для занятий:

     – установите твердый распорядок дня  для ребенка и всех членов семьи;

     – чаще показывайте ребенку, как лучше  выполнить задание, не отвлекаясь;

     – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

     – оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

     – избегайте по возможности больших  скоплений людей;

     – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

     – организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих  детей с аналогичными проблемами.

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью