Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:02, реферат

Описание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Работа состоит из  1 файл

Гиперактивные дети.docx

— 44.93 Кб (Скачать документ)

     4. Специальная поведенческая программа:

     – придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и  наказаний за плохое поведение. Можно  использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

     – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

     – чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень  низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

     – составьте список обязанностей ребенка  и повесьте его на стену, подпишите  соглашение на определенные виды работ;

     – воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

     – не старайтесь предотвратить последствия  забывчивости ребенка;

     – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

     – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

     – не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

     – помогайте ребенку приступить к  выполнению задания, так как это  самый трудный этап;

     – не давайте одновременно несколько  указаний. Задание, которое дается ребенку  с нарушенным вниманием, не должно иметь  сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

     – объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

     Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются  результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

     Помните, что для ребенка с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

     – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

     – запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

     – прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

     – чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может  быть обменена на 10-минутное сидение  на «скамейке штрафников»;

     – холдинг, или простое удержание  в «железных объятьях»;

     – внеочередное дежурство по кухне  и т.д.

     Не  спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

     – если ребенок разбил футбольным мячом  стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок  сам объяснится с соседом и  предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в  течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность  за принятое им решение несет только он сам;

     – если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания  в воровстве. Следует убирать  деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена  лишить себя лакомств, развлечений  и обещанных покупок, это обязательно  окажет свое воспитательное воздействие;

     – если ребенок забросил свою вещь и  не может ее найти, то не стоит бросаться  ему на помощь. Пусть ищет. В следующий  раз он более ответственно будет  относиться к своим вещам.

     Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное  подкрепление, знаки «принятия». В  коррекции поведения ребенка  большую роль играет методика «позитивной  модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения  ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка  родителями.

     Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

     Помните, что синдром дефицита внимания и  гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

     Практические  рекомендации педагогам  гиперактивного ребёнка

     Школьная  программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

     1. Изменение окружения:

     – изучите нейропсихологические особенности  детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

     – работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

     – оптимальное место в классе для  гиперактивного ребёнка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

     – измените режим урока с включением физкультминуток;

     – разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

     – предоставьте ребенку возможность  быстро обращаться к вам за помощью  в случае затруднения;

     – направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

     2. Создание положительной мотивации  на успех:

     – введите знаковую систему оценивания;

     – чаще хвалите ребенка;

     – расписание уроков должно быть постоянным;

     – избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

     – вводите проблемное обучение;

     – используйте на уроке элементы игры и соревнования;

     – давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

     – большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

     – создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

     – научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

     – игнорируйте негативные поступки и  поощряйте позитивные;

     – стройте процесс обучения на положительных  эмоциях;

     – помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить  его!

     3. Коррекция негативных форм поведения:

     – способствуйте элиминации агрессии;

     – обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

     – регулируйте его взаимоотношения  с одноклассниками.

     4. Регулирование ожиданий:

     – объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения  наступят не так быстро, как хотелось бы;

     – объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка  зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

     Помните, что прикосновение является сильным  стимулятором для формирования поведения  и развития навыков обучения. Прикосновение  помогает поставить якорь на положительном  опыте

     Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

     5. В работе с такими детьми  нужно использовать три основных  направления: 1) по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2) по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

     2.5 Лечение и коррекция  СДВГ 

     Целью терапии является уменьшение нарушений  поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в  семье, школе и создать благоприятные  условия для коррекции симптомов  расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций [21].

     Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в о6ласти клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

     «Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

      • просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
      • обучение родителей и учителей поведенческим программам;
  • расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
  • специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
  • медикаментозная терапия;
  • аутогенная тренировка и суггестивная терапия 1 [28].

     В начале лечения врач и психолог обязательно  проводят просветительную работу. Родителям (желательно также классному учителю) и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.

     Дети  направляются на лечение лишь после  проведения комплексного обследования.

      Медикаментозная терапия

     При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты и нейролептики [3].

     При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими [3].

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью