Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:02, реферат
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.
4.
Специальная поведенческая
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
–
не прибегайте к физическому наказанию!
Если есть необходимость прибегнуть
к наказанию, то целесообразно использовать
спокойное сидение в
– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
–
прием «выключенного времени» (изоляция,
угол, скамья штрафников, домашний арест,
досрочное отправление в
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните,
что вслед за понесенным наказанием
необходимо позитивное эмоциональное
подкрепление, знаки «принятия». В
коррекции поведения ребенка
большую роль играет методика «позитивной
модели», заключающаяся в постоянном
поощрении желательного поведения
ребенка и игнорировании
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребёнка
Школьная
программа коррекции
1. Изменение окружения:
– изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
– работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
– оптимальное место в классе для гиперактивного ребёнка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
– измените режим урока с включением физкультминуток;
– разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
– предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
–
направляйте энергию
2.
Создание положительной
– введите знаковую систему оценивания;
– чаще хвалите ребенка;
– расписание уроков должно быть постоянным;
– избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
– вводите проблемное обучение;
– используйте на уроке элементы игры и соревнования;
– давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
– помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3.
Коррекция негативных форм
– способствуйте элиминации агрессии;
– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
–
регулируйте его
4. Регулирование ожиданий:
– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
–
объясняйте родителям и окружающим,
что улучшение состояния
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
5.
В работе с такими детьми
нужно использовать три
2.5
Лечение и коррекция
СДВГ
Целью
терапии является уменьшение нарушений
поведения и учебных
Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в о6ласти клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.
«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:
В
начале лечения врач и психолог обязательно
проводят просветительную работу. Родителям
(желательно также классному учителю)
и ребёнку обязательно
Дети направляются на лечение лишь после проведения комплексного обследования.
Медикаментозная терапия
При
нарушениях поведения (повышенной двигательной
активности, агрессии, возбудимости) чаще
всего назначают
При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими [3].
Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью