Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".
I. Теоретическая часть
1.1 Введение………………………………...…………………..стр. 3
1.2 Понятие синдрома эмоционального выгорания………………...стр. 4
1.3 Распространенность СЭВ…………………………………………стр.4
1.4 Этиологические аспекты СЭВ……………………………………стр. 4
1.5 Принципы диагностики СЭВ……………………………………..стр. 6
1.6 Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий……стр.8
1.7 Принципы лечения и профилактики СЭВ………………………..стр. 13
1.8 Список используемой литературы………………………………..стр.
II. Практическая часть……………………………………….стр.17
Список используемой литературы…………… …………...стр. 21
3
Министерство Образования Российской Федерации
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра социальной психологии и управления
Контрольная работа по теме:
Синдром эмоционального выгорания как разновидность трудового стресса специалистов
системы «человек-человек».
Выполнила: Новикова К.В.
09-УК-16
Проверила: Сафронова Оксана
Леонидовна
Содержание
I. Теоретическая часть
1.1 Введение………………………………...…………………
1.2 Понятие синдрома эмоционального выгорания………………...стр. 4
1.3 Распространенность СЭВ…………………………………………стр.4
1.4 Этиологические аспекты СЭВ……………………………………стр. 4
1.5 Принципы диагностики СЭВ……………………………………..стр. 6
1.6 Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий……стр.8
1.7 Принципы лечения и профилактики СЭВ………………………..стр. 13
1.8 Список используемой литературы………………………………..стр.
II. Практическая часть……………………………………….стр.17
Список используемой литературы…………… …………...стр. 21
I. Теоретическая часть
Введение
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса -- профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Как психологическое консультирование и психотерапия, социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактике синдрома эмоционального "выгорания".
Понятие синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
СЭВ представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
В литературе в качестве синонима термина «синдром эмоционального выгорания» используется термин «синдром психического выгорания».
СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Распространенность СЭВ
Среди профессий, при которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), можно отметить врачей, психологов, социальных работников, учителей, работников правоохранительных органов, спасателей. Почти 80% врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов имеют различной степени выраженности признаки СЭВ, 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениями. По другому исследованию, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73%. Выраженную фазу истощения имеют 5%, что проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66% опрошенных.
СЭВ обнаруживается у одной трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и трети сотрудников правоохранительных органов.
Данные о распространенности СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников.
Этиологические аспекты СЭВ
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Установлена связь наблюдавшихся изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия длительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечаются необходимость работать в строго установленном режиме, большая эмоциональная насыщенность самого акта взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение с пациентами происходит час за часом, день за днем многие годы, а реципиентами выступают люди больные, с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.
Стресс на рабочем месте является ключевым компонентом СЭВ: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
К профессиональным факторам риска относят: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция СЭВ расширилась на специальности, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).
Развитию СЭВ способствуют личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является СЭВ. Основная причина СЭВ — это несоответствие личности выполняемой работе. В практике консультирования фирм и организаций наблюдается несколько вариантов несоответствия, которое приводит к возникновению СЭВ. Прежде всего это несоответствие между требованиями к работнику и его реальными возможностями, когда руководители предъявляют повышенные требования к личности. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии это сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.
Часто СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого тотального контроля — возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.
Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
Из вышесказанного можно заключить, что основными этиологическими факторами возникновения СЭВ являются профессиональные стрессы, а также наличие у работников определенных био- и психосоциальных качеств личности.
Принципы диагностики СЭВ
До 1980-х годов существовала некоторая неопределенность и многокомпонентность в описательных характеристиках СЭВ, отсутствовал измерительный инструментарий. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ.
Условия профессиональной деятельности нередко также могут быть причиной синдрома хронической усталости. В настоящее время понятие синдрома хронической усталости и СЭВ разграничивают, однако они встречаются достаточно часто вместе.
Синдром хронической усталости — это беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме.
Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).
Редуцирование личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходу») от обязанностей по отношению к другим.
Выделяют три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе: перестают испытывать сострадание к клиенту, эмоционально отстраняются. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение от работы, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ.
1. Физические симптомы: