Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".
I. Теоретическая часть
1.1 Введение………………………………...…………………..стр. 3
1.2 Понятие синдрома эмоционального выгорания………………...стр. 4
1.3 Распространенность СЭВ…………………………………………стр.4
1.4 Этиологические аспекты СЭВ……………………………………стр. 4
1.5 Принципы диагностики СЭВ……………………………………..стр. 6
1.6 Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий……стр.8
1.7 Принципы лечения и профилактики СЭВ………………………..стр. 13
1.8 Список используемой литературы………………………………..стр.
II. Практическая часть……………………………………….стр.17
Список используемой литературы…………… …………...стр. 21
— усталость, физическое утомление, истощение;
— уменьшенный или увеличенный вес;
— недостаточный сон, бессонница;
— плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям);
— затрудненное дыхание, одышка;
— тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
— повышение артериального давления;
— язвы и воспалительные заболевания кожи;
— болезни сердечно-сосудистой системы.
2. Эмоциональные симптомы:
— недостаток эмоций;
— пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни;
— безразличие, усталость;
— ощущение фрустрации, беспомощности, безнадежности;
— раздражительность, агрессивность;
— тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
— депрессия, чувство вины;
— истерики, душевные страдания;
— потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;
— увеличение деперсонализации, своей или других (люди становятся безликими, как манекены);
— преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы:
— рабочее время больше 45 часов в неделю;
— во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть;
— безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
— малая физическая нагрузка;
— оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;
— несчастные случаи (например, падения, травмы, аварии и т.д.);
— импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние:
— уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
— уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
— увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
— увеличение предпочтения стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода;
— цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям;
— неохотное участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);
— формальное выполнение работы.
5. Социальные симптомы:
— нет времени или энергии для социальной активности;
— уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
— социальные контакты ограничиваются работой;
— скудные взаимоотношения с другими людьми как дома, так и на работе;
— ощущение изоляции, непонимания других и другими;
— ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
В нашей стране широкое распространение получила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Таким образом, СЭВ представляет собой закономерное сочетание симптомов нарушений в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий
Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий
Производственный (профессиональный) стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс - реакций возможно даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их межличностными взаимодействиями. Производственный стресс влияет на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда работа предъявляет к людям требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Стрессовые факторы могут относиться к содержанию работы, рабочей нагрузке и месту работы, организации рабочего времени, степени участия в процессе принятия решений и возможности воздействия на этот процесс. Большинство причин стресса относятся к характеру организации работы и управления производственными процессами. Другие источники стресса могут относиться к возможности служебного роста, статусу и оплате труда, роли работников в рамках организации, межличностным взаимоотношениям, организационной культуре и неадекватной сбалансированности служебной и личной жизни.
В ходе проведенного в 2000 году опроса в 15 государствах — членах Европейского союза — 56% рабочих сообщили об очень высоких темпах работы, 60% — о жестких сроках в течение, по крайней мере одной четверти их рабочего времени, 40% — о монотонности выполняемой ими работы. Свыше одной трети работающих не имеют возможности оказывать какое-либо влияние на порядок выполнения работы.
Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жалуются на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый десятый рабочий сообщает о том, что по отношению к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.
Еще одним феноменом, характерным для многих рабочих мест, является психическое насилие, причинами которого являются ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции.
В наши дни проблемы управления производственными стрессами становятся наиболее актуальными из-за быстро изменяющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, постоянного роста конкурентности.
В обществе меняется отношение к работе. Теряется уверенность в стабильности социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий: медицинских работников, учителей, врачей; растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связано со стрессом на рабочем месте.
Среди производственных стресс-факторов можно выделить:
— физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);
— физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);
— социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);
— структурно – организационные (организационный стресс).
Согласно концепции Г. Селье, работа в стрессовой обстановке всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может как вызвать острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество стресс-реакций возрастает благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.
СЭВ рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий системы «человек — человек»: врачей, медицинского персонала, учителей. Психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, а также все категории руководителей-менеджеров. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Выгорание имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.
В результате выгорания человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены «трудоголики» — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс и нашел свое призвание в работе. Этот список может дополняться «авторитарностью», низким уровнем эмпатии. Установлена взаимосвязь выгорания с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом (личностными «факторами риска»).
Развитие СЭВ характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.
Имеется связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания:
— между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);
— между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и с друзьями;
— между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Имеется единство в понимании факторов риска СЭВ для представителей различных профессий. Профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.
Приводятся факты, позволяющие отнести контингент врачей-стоматологов к группе риска. При этой деятельности может быть выделен широкий круг факторов, способствующих развитию СЭВ. У врачей-стоматологов в США отмечен высокий уровень самоубийств — в 2,5 раза выше, чем в среднем для населения. В контингенте стоматологов выявляется большое число разводов, депрессий, алкоголизма, наркоманий, психосоматических расстройств. Среди причин стресса отмечаются перегрузки в результате профессиональной деятельности, финансовые неудачи, неудовлетворительные взаимодействия в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа.
Профессия социального работника, независимо от разновидности выполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное влияние на здоровье социального работника. Социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен СЭВ.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуации риска; ситуации с экстремальными условиями, неопределенные ситуации. Характерными для данных ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок социальные работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные формы работы. Риск возникновения СЭВ у специалистов по социальной работе может увеличиваться в следующих ситуациях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им; нехватка условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора.
В социальной работе у молодых специалистов выше риск развития СЭВ. Этот факт объясняется тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные профессиональные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.
Риск возникновения "эмоционального выгорания" личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях:
монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
работы с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма;
нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешенных личностных конфликтов специалиста;
неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д.
Педагогическая профессия — одна из тех, которая в большой степени подвержена влиянию СЭВ. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога вообще и преподавателя высшей школы в частности отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Также профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения психического выгорания.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов являются физические симптомы — астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы — чувство скуки, снижение энтузиазма, обида, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. Следствие этого — снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания педагога. Все эти явления часто возникают при одних и тех же условиях — при сверхоптимальной мотивации в фрустрирующей ситуации — и приводят к ухудшению или полной дезорганизации деятельности.