Синдром эмоционального выгорания как разновидность трудового стресса специалистов системы «человек-человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".

Содержание

I. Теоретическая часть

1.1 Введение………………………………...…………………..стр. 3

1.2 Понятие синдрома эмоционального выгорания………………...стр. 4

1.3 Распространенность СЭВ…………………………………………стр.4

1.4 Этиологические аспекты СЭВ……………………………………стр. 4

1.5 Принципы диагностики СЭВ……………………………………..стр. 6

1.6 Особенности СЭВ у представителей некоторых профессий……стр.8

1.7 Принципы лечения и профилактики СЭВ………………………..стр. 13

1.8 Список используемой литературы………………………………..стр.



II. Практическая часть……………………………………….стр.17



Список используемой литературы…………… …………...стр. 21

Работа состоит из  1 файл

психология стресса.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

 

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

 

К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. Интенсивное общение в рамках трудовой деятельности повышает вероятность возникновения СЭВ. Имеются указания на существование проявлений данного синдрома в профессиональной среде сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные), относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы факторы, такие как неудовлетворенность материальных потребностей и потребностей в самоактуализации, снижение смысложизненных представлений, низкий статус в профессиональной группе и др.

 

СЭВ подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Это постовые, участковые, оперативные работники, сотрудники охранных ведомств. У этой группы постоянное психологическое и физиологическое напряжение и даже перенапряжение естественным и закономерным образом приводят к невротизации. Головные боли и стремление «снять стресс алкоголем» — это частые явления. Аналогичные психологические проблемы наблюдаются и у западных полицейских, которые, однако, компенсируются относительно высокой зарплатой и гораздо более высокой социальной защищенностью.

 

Таким образом, СЭВ у представителей различных профессий имеет некоторые особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности.

 

На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена "выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий (в частности, "помогающих"): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др.

 

 

Принципы лечения и профилактики СЭВ

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося.

 

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора — снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

 

Большая роль в борьбе с СЭВ принадлежит прежде всего самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

 

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания.

 

2) Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

 

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

 

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

 

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в бизнесе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СЭВ.

 

6) Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

 

7) Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СЭВ.

 

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:

 

1) стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

2) учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

3) проще относиться к конфликтам на работе;

4) не пытаться всегда и во всем быть лучшими.

 

Психологическая работа по устранению СЭВ должна включать три основных направления.

 

Первое направление должно быть нацелено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

 

Второе направление — развитие навыков вербального и невербального общения, которые необходимы для налаживания благоприятных взаимоотношений с коллегами и руководством. Этому может способствовать проведение с сотрудниками групповых тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков.

 

Третье направление — нивелирование негативного влияния ряда профессиональных и личностных факторов, способствующих СЭВ. Необходима работа по развитию у сотрудников умений разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения; способности достигать поставленных целей и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например тренинги по обретению уверенности в себе, самораскрытию, личностному росту, способности к принятию решений и т.п.

 

Одним из путей профилактики СЭВ является включение в обязанности психолога в учреждении работы с персоналом по профилактике, выявлению и коррекции симптомов синдрома (анкетирование, тренинги, беседы). Руководители учреждений могут нейтрализовать угрозу СЭВ путем разнообразия видов деятельности (в рамках профессиональных обязанностей сотрудника).

 

 

Профилактикой СЭВ является правильная организация профессиональной деятельности. При приеме на работу сотрудника руководитель должен рассматривать его как ценный ресурс для реализации задач организации. Особенности профессии, эмоциональная включенность и СЭВ требуют определенных условий организации. Это наличие наставничества, проведение дебрифингов, повышение квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности (например, профориентация). Профессионалы, которые занимаются психотерапией, консультированием, должны иметь иные условия на работе, которые учитывали бы особенности профессии.

 

В профилактических целях может быть использовано адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках выгорания и факторах риска. Могут использоваться основные приемы самовоздействия, формирования психической толерантности, позволяющие создать психологический образ, отличающийся дефензивностью. Многие из приемов могут быть использованы в профилактике СЭВ и для представителей других профессий.

 

Способы построения эффективного взаимоотношения с пациентом и повышения навыков дефензивности можно разделить на группы:

 

— самопознание и психофизическая тренировка;

— средства внутреннего настроя;

— межличностные средства.

 

Самопознание складывается из изучения собственных типичных реакций на слова, поступки, ситуации, род деятельности, в том числе с использованием психологических тестов. Предполагается составление терапевтом реестра собственных типичных реакций.

 

Домашнее средство от стресса на работе

Заботливый супруг может помочь снять стресс после работы. Ученые выяснили, что супружеские объятия дома помогают снизить артериальное давление после кошмарного дня на работе. Исследование с участием 216 женщин и мужчин, которое проводили в течение года специалисты из Университета Торонто в Канаде, было представлено на собрании Американской кардиологической ассоциации. У тех, чья работа связана со стрессами, но дома хорошие отношения, наблюдалось снижение давления. Другое исследование, которое провели британские эксперты по проблемам сердца, было направлено на выявление связи между энзимом стресса и сердечными заболеваниями.

 

Изучалось влияние энзима 11HSD1, который вырабатывают жировые клетки. Он отвечает за уровень содержания кортизола — гормона стресса. Опыты на животных показали, что повышенный уровень этого энзима увеличивает риск ожирения.

 

Канадские ученые обследовали врачей, медсестер, администраторов, рабочих и посетителей научного центра Университета Торонто в возрасте от 40 до 65 лет, имеющих работу и живущих с партнером последние полгода. В начале эксперимента был проведен суточный мониторинг их давления в рабочий день. Никто из испытуемых не получал лечения по поводу сердечно-сосудистых заболеваний. Была проведена оценка того, насколько жесткими являются условия работы участников эксперимента. Основными факторами стресса, как выяснилось, являются жесткие условия работы, где от человека мало что зависит.

 

Аналогичные тесты были проведены спустя год.

 

У тех, у кого были довольно жесткие условия на работе в сочетании с гармонией в супружеских отношениях, было зафиксировано снижение артериального давления. Такой результат тем более важен, так как с возрастом давление имеет тенденцию к повышению. У тех из участников, у кого жесткие условия на работе сочетались с неважными семейными отношениями, было выявлено повышение давления.

 

Выяснилось и другое: чуть-чуть стресса не помешает. Руководитель группы исследователей профессор Шелдон Тоуб отмечает, что «стресс на работе серьезно влияет на артериальное давление как в клиническом, так и в статистическом отношении». При организации здравоохранения стресс на работе не учитывается, но его влияние как дома, так и за его пределами может отражаться на здоровье. Поддержка в семье — важнейшая характеристика гармонии супружеских отношений, полагает Тоуб. По его мнению, те, чья работа связана со стрессом, при условии дисгармонии или ухудшения семейных отношений должны проконсультироваться у врача по поводу давления. По словам представителя Британской кардиологической ассоциации Шермейн Гриффите, «немного стресса просто необходимо для поддержания мотивации и энтузиазма, но его избыток вредит здоровью». Когда все сбалансировано и налицо эмоциональная поддержка со стороны любимых и друзей, то справиться со стрессом куда легче, отмечает эксперт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Практическая часть

1.       Для разработки программы была выбрана должность преподавателя

2.       Должностная инструкция.

Должностные обязанности:

       Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

       Организует и контролирует их самостоятельную работу.

       Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

       Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.

       Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.

       Соблюдает права и свободы обучающихся.

       Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.

       Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.

       Проводит воспитательную работу.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания как разновидность трудового стресса специалистов системы «человек-человек»