Синдром эмоционального выгорания в работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания психологов. В ней представлены различные взгляды на феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Описаны причины формирования синдрома, а так же способы его предотвращения и профилактики.

Содержание

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
2. Симптомы эмоционального выгорания
3. Факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания
4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности психолога
5. Требование профессии к личности психолога
6.Профилактика и устранение синдрома
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа выгорание 1.docx

— 55.45 Кб (Скачать документ)

                              Оглавление                                                                                                              

 

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания       

2. Симптомы эмоционального выгорания

3. Факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания

4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального

     выгорания  в профессиональной деятельности психолога

5. Требование профессии к личности психолога

6.Профилактика и устранение синдрома

   Заключение

  Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.Понятие синдрома эмоционального выгорания

 Научный и психологический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. В зарубежной психологии интерес к так называемому синдрому «психического выгорания» возник ещё в 70-х гг. XX в., а в настоящее время проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов[14.С 216], что выгорание (в широком смысле)- «долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности»[1],что первоначально «психическое выгорание» понималось как состояние изнеможения с ощущением  собственной бесполезности. Только начиная с 1974 г., когда впервые термин burnout был введен американским психиатром Х. Дж. Фроинденбергером ( H.J. Freundenberger) ( burnout- «характеристика психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной ( насыщенной) атмосфере при оказании профессиональной помощи [16], синдром «burnout» исследователи все больше стали связывать с психосоматическим самочувствием, соотнося его с состоянием предболезни (см.:[1;2] ).   Ещё в 1981 г. американские психологи К.Маслач (C.Maslach) и С.Джексон (S.Jackson) отмечали, что возможность проявлений синдрома» психического выгорания» ограничивается представителями коммуникативных профессий [17;18], что частично разрешает спор о природе феномена (в отношении профессий типа «человек-человек») [2]. К. Маслач (C.Maslach) и В. Шауфели (W. Schaufeli ) подчеркивали, что профессиональное выгорание- это синдром «психического выгорания» (английский термин «burnout», русские эквиваленты «сгорание», «затухание горения», «выгорание»), рассматриваемый в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [19] .

В нашей стране проблемой  профессионального выгорания психологов занимались: Г. А. Макарова, П. И. Сидоров, Н. Е. Водопьянова и др.  Н.Е. Водопьянова особо подчеркивает, что синдром «burnout» является личностной деформацией вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек», что «профессиональное выгорание» - это негативные последствия межличностных  рабочих коммуникаций (в контексте профессиональной деятельности), что «выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации [1;2]. Г. А. Макаровой были проведены исследования среди психологов – консультантов, врачей психотерапевтов, участвующих в программах повышения квалификации. По группе респондентов признаки синдрома различной степени выраженности имели 73%, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания. Выраженную фазу» истощение»  имели 5 %, что проявлялось эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [4]. По данным П. И. Сидорова, почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров – наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8 %- резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям[9].

 

 

 

 

 

 

         2. Симптомы эмоционального выгорания                                                                                        

 Анализируя труды отечественных и зарубежных психологов, Н.Е. Водопьянова отмечает, что трудности изучения синдрома были связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик и отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, связанных с «психическим выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.  Все симптомы выгорания можно разделить на 5 основных групп: физические, эмоциональные, поведенческие интеллектуальные и социальные (О.А. Елтышева, В.Е. Орел, Г.А. Макарова, Н.В. Самоукина, П.И. Сидоров, Е.Соловей). 

К физическим симптомам относят: хроническую усталость, потерю энергии, истощение, изменение веса, расстройство сна, головную боль, болезни сердечнососудистой системы (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия и др.), гастроинтестинальные расстройства (симптом раздражения желудка, диарея и др.) и т.п.

        Недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, преобладание чувства одиночества, тревожность и депрессивные расстройства, которые могут способствовать суициду, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, все это эмоциональные симптомы выгорания.

         Поведенческими симптомами признаются: усталость и желание отдохнуть во время работы, недостаток мотивации, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр., импульсивное эмоциональное поведение, прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами.

        К интеллектуальным симптомам относят: нарушение когнитивных процессов (недостаточная точность, дезорганизация), падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании, формальное выполнение работы.

       Социальная  симптоматика проявляется в низкой  социальной активности, падение  интереса к досугу и увлечениям, ограничении социальных контактов работой, скудность отношений на работе и дома, ощущение изоляции, непонимание других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег, формальности отношений, отстраненности от пациентов, коллег, дегуманизации.

       Понятно,  что столь обширный круг признаков  синдрома осложняет выявление  профессионального выгорания, которое  характеризуется выраженным сочетанием  симптомов нарушения в психической, соматической и социальных сферах жизни личности.

       Конечно,  наибольший интерес вызывают  на себя концепции зарубежных  психологов, в которых выделяются  три составляющих профессиональных  деформаций. К. Маслач (C. Maslach ) и С. Джексон (S. Jackson) создали концепцию о синдроме «психического выгорания» как трехмерном конструкте, включающем в себя:

 - эмоциональное истощение как основную составляющую « профессионального выгорания». Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение « приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.

  - деперсонализацию – деформацию отношений с другими людьми. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтной ситуации.

  - редукцию профессиональных достижений. Редуцирование профессиональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           3.Факторы вызывающие синдром эмоционального выгорания

 После того как феномен  стал общепризнанным, закономерно  возник вопрос о факторах, способствующих  развитию или, наоборот, тормозящих  его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными (Орел В.Е.[9]). Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В.[20] выделяет личностные, ролевые и организационные факторы.

       Рассмотрим  в качестве примера классификацию  В.В. Бойко [3], который выделяет  ряд внешних и внутренних факторов  предпосылок, провоцирующих эмоциональное  выгорание.

 Группа организационных  (внешних) факторов, куда включаются  условия материальной среды, содержание  работы и социально – психологические  условия деятельности, является  наиболее представительной в  области исследований выгорания.  Неслучайно в некоторых работах  подчеркивается доминирующая роль  этих факторов в возникновении  выгорания. Рассмотрим их:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. 

- дестабилизирующая организация  деятельности: основные ее признаки  общеизвестны - нечеткая  организация  и планирование труда, недостаток  оборудования, плохо структурированная  и расплывчатая информация, наличие  в ней «бюрократического шума»  - мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента,  с которым связана профессиональная  деятельность. При этом дестабилизирующая  обстановка вызывает многократный  негативный эффект: она сказывается  на самом профессионале, на  субъекте общения – клиенте,  потребителе, пациенте и т.д., а  затем на взаимоотношениях обеих сторон (Решетова Т.В. [11])

- повышенная ответственность  за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий  обычно работают в режиме внешнего  и

 внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходиться принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов,  учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе « руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не  принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

-  психологический трудный  контингент, с которым имеет дело  профессионал в сфере общения.  В процессе профессиональной  деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который « портит вам нервы» или « доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание …» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная ответственность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.

      К внутренним  факторам, обуславливающим эмоциональное  выгорание, В.В. Бойко [3] относит  следующие:

-  склонность к эмоциональной  ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания в работе психолога