Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания психологов. В ней представлены различные взгляды на феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Описаны причины формирования синдрома, а так же способы его предотвращения и профилактики.
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
2. Симптомы эмоционального выгорания
3. Факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания
4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности психолога
5. Требование профессии к личности психолога
6.Профилактика и устранение синдрома
Заключение
Список литературы
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии
Таким образом, согласно Бойко В.В.[2], синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.
Существует также мнение,
Фирсов М.В. Студенова Е.Г. [19], что
люди с определенными чертами
личности (беспокойные, чувствительные,
эмпатичные, склонные к интроверсии,
имеющие гуманистическую
Х. Фрейденбергер характеризует подверженных синдром «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интровертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. [19] относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму. Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания».
Ученые попытались также сформулировать представление о том, какие особенности людей способствуют развитию профессионального «выгорания». По мнению Рогинской Т.И. [13], развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.
Как говорит К. Маслач [7], если все знание относительно того, что ведет к выгоранию, и того, что может ему препятствовать, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Нарушение этого баланса - как в профессиональной, так и в личной жизни – ведет к разрушению.
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания - личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.
5.Требование профессии к личности психолога
Наиболее подробно описал личность эффективного консультанта Р.Кочюнас [10]:
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности.
Далее автор выделяет следующие свойства личности:
аутентичность;
полное осознание настоящего момента;
выбор способа жизни в данный момент;
принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности.
Поскольку многие ситуации в консультировании
возникают под контролем
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот - опустить ниже планку притязаний эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.
Подводя итог по данной главе,
можно сказать, что среди психотерапевтов
и консультантов синдрому выгорания
подвержены люди, имеющие низкий уровень
профессиональной защищенности. Если
у специалиста отсутствует
6.Профилактика и устранение синдрома
На сегодняшний день, существует много способов профилактики и предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Это дебрифинги, балинтовские и супервизорские группы, тренинги уверенного поведения, тренинги ассертивности, медитации, трансы. Специалисты имеют возможность подобрать наиболее подходящий вид коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Еще одно важное
условие состоит в наличии
разделения между работой и
домом, между профессиональной
и частной жизнью. Выгорание усиливается
всякий раз, когда границы
Соблюдая перечисленные
ниже рекомендации, помогут не только
предотвратить возникновение
1.Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Первое не только
обеспечивает обратную связь,
свидетельствующую о том, что
лидер находится на правильном
пути, но и повышает долгосрочную
мотивацию. Достижение
2. Общение.
Когда руководители
анализируют свои чувства и
ощущения и делятся ими с
другими, вероятность "
3. Использование "тайм-аутов".
Для обеспечения психического
и физического благополучия
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Овладение такими
5. Сохранение положительной точки зрения.
Найдите людей, которые обеспечат
социальную поддержку и, следовательно,
помогут сохранить
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
Большинство лидеров
знают, как важно уметь
7. Поддержание хорошей спортивной формы.
Между телом и разумом
существует тесная взаимосвязь.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
- старайтесь рассчитывать,
обдуманно распределять все
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания в работе психолога