Синдром эмоционального выгорания в работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания психологов. В ней представлены различные взгляды на феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Описаны причины формирования синдрома, а так же способы его предотвращения и профилактики.

Содержание

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
2. Симптомы эмоционального выгорания
3. Факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания
4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности психолога
5. Требование профессии к личности психолога
6.Профилактика и устранение синдрома
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа выгорание 1.docx

— 55.45 Кб (Скачать документ)

4. Симптом «психосоматических  и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического  и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов  профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения в соматических или психических  состояниях. Порой даже мысль о  таких субъектах или контакт  с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство  страха, неприятные ощущения в области  сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики  свидетельствует о том, что эмоциональная  защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает  себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии

Таким образом, согласно Бойко  В.В.[2], синдром эмоционального выгорания  развивается поэтапно и каждому  этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.

Существует также мнение, Фирсов М.В. Студенова Е.Г. [19], что  люди с определенными чертами  личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную  установку, склонные отождествляться  с другими) больше подвержены этому  синдрому.

Х. Фрейденбергер характеризует  подверженных синдром «сгорания», как  сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интровертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. [19] относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму. Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания».

Ученые попытались также  сформулировать представление о  том, какие особенности людей  способствуют развитию профессионального  «выгорания». По мнению Рогинской Т.И. [13], развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более  импульсивных и нетерпеливых, не имеющих  семьи, но нуждающихся в тех, кто  мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые  не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется  указание на то, что с возрастом  вероятность развития выгорания  уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические  характеристики не связаны прямо  с профессиональным выгоранием. Большее  значение имеет индивидуальный тип  реагирования на стрессогенные ситуации.

Как говорит К. Маслач [7], если все знание относительно того, что ведет к выгоранию, и того, что может ему препятствовать, свести к одному слову, то это будет  слово «баланс». Нарушение этого  баланса - как в профессиональной, так и в личной жизни – ведет к разрушению.

Таким образом, мы видим, что  личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так  какова же основная причина развития эмоционального выгорания - личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 5.Требование профессии к личности психолога

Наиболее подробно описал личность эффективного консультанта Р.Кочюнас [10]:

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических  системах как важнейшее целительное  средство в процессе консультирования. Психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности.

Далее автор выделяет следующие свойства личности:

аутентичность;

полное осознание настоящего момента;

выбор способа жизни в данный момент;

принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед  другими людьми, а как искренность  в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том  числе и отрицательные. Когда  мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или  иной способ поведения в ситуации.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение  свободы, а глубокое самопознание увеличивает  возможность выбора в жизни. Чем  больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет  от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни  с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни  консультанту не следует быть простым  отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной  внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает  структуры, ясности, определенности консультанту совершенно необходима уверенность  в себе в ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность  за свои действия в этих ситуациях. Личная ответственность помогает более  конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической  защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с  другими людьми. Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить  перед собой большие цели, а неудача, наоборот - опустить ниже планку притязаний эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

Подводя итог по данной главе, можно сказать, что среди психотерапевтов  и консультантов синдрому выгорания  подвержены люди, имеющие низкий уровень  профессиональной защищенности. Если у специалиста отсутствует профессиональное образование, нет систематического повышения уровня квалификации, он не участвует в супервизорских группах, то все это делает его очень  уязвимым для «выгорания». Так же, весьма подвержены этому синдрому, молодые специалисты, у которых  отсутствует жизненный опыт и  опыт практической работы. Так же необходимо всегда помнить, что спровоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические  травмы (развод, смерть близкого или  пациента). К сожалению, психотерапевты не являются исключением, и тоже забывают о том, что профилактика всегда проще и легче чем лечение.

 

 

                    6.Профилактика и устранение синдрома

На сегодняшний день, существует много способов профилактики и предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Это  дебрифинги, балинтовские и супервизорские группы, тренинги уверенного поведения, тренинги ассертивности, медитации, трансы. Специалисты имеют возможность  подобрать наиболее подходящий вид  коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.     

  Еще одно важное  условие состоит в наличии  разделения между работой и  домом, между профессиональной  и частной жизнью. Выгорание усиливается  всякий раз, когда границы между  ними начинают стираться, и  работа  занимает большую часть  жизни.

Соблюдая перечисленные  ниже рекомендации, помогут не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь  снижения степени его выраженности.

1.Определение краткосрочных  и долгосрочных целей.

 Первое не только  обеспечивает обратную связь,  свидетельствующую о том, что  лидер находится на правильном  пути, но и повышает долгосрочную  мотивацию. Достижение краткосрочных  целей - успех, который повышает  степень самовоспитания. К концу  очередного рабочего года очень  важно включить цели, доставляющие  удовольствие.

2. Общение.

 Когда руководители  анализируют свои чувства и  ощущения и делятся ими с  другими, вероятность "выгорания"  значительно снижается или этот  процесс менее выражен. Поэтому  рекомендуется, чтобы лидеры делились  своими чувствами с коллегами  и искали у них социальной  поддержки. Если вы делитесь  своими отрицательными эмоциями  с коллегами, те могут помочь  найти вам разумное решение  возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов".

 Для обеспечения психического  и физического благополучия очень  важны "тайм-ауты", т.е. отдых  от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют  отпуск, отдыхают во время праздников  и в выходные дни. В наше  сложное время, когда темп жизни  все ускоряется, новые украинские  лидеры работают практически  без перерывов круглый год,  находясь постоянно под действием стресса.

  4. Овладение умениями  и навыками саморегуляции.

 Овладение такими психологическими  умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение  целей и положительная внутренняя  речь, способствует снижению уровня  стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных  целей помогает сбалансировать  профессиональную деятельность  и личную жизнь. Определяя реальные  цели, следует находить время  и для работы, и для личной  жизни, что будет способствовать  предотвращению "выгорания".

  5. Сохранение положительной  точки зрения.

Найдите людей, которые обеспечат  социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную  точку зрения в отношении ваших  действий.

  6. Контроль эмоций, возникающих  после завершения намеченной  работы.

 Большинство лидеров  знают, как важно уметь контролировать  чувство тревожности и напряженности  при решении профессиональных  задач. Но завершение работы  не всегда устраняет сильные  психологические чувства, особенно  если работа не принесла нужных  результатов. Эмоции часто усиливаются  и проявляются в ссорах с  коллегами и подчиненными или,  наоборот, в депрессии, которая  приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей  спортивной формы.

 Между телом и разумом  существует тесная взаимосвязь.  Хронический стресс воздействует  на организм человека, поэтому  очень важно поддерживать хорошую  спортивную форму с помощью  физических упражнений и рациональной  диеты. Неправильное питание,  увеличение или снижение массы  тела отрицательно влияют на  уровень самооценки и способствуют  развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный  стресс, попытайтесь сохранить хорошую  спортивную форму, что поможет  вам остаться устойчивым и  психически.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

-  старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои  нагрузки;

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания в работе психолога