Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:42, дипломная работа
Цель исследования: создать социально- педагогические условия реабилитации подростков.
Задачи:
изучить литературу по проблеме;
раскрыть сущность реабилитации;
показать возрастной аспект реабилитации;
подобрать и провести диагностики, выявляющие проблемы дезадаптированных подростков.
Спрогнозировав результат, выбрать необходимые методики и средства воздействия на подростков, с целью коррекции их коммуникативных и организаторских склонностей, социальных навыков.
На основе данных многочисленных исследований, а также в результате наблюдений мы остановились на таких наиболее ярких возрастных особенностях и проблемах эмоционально- волевой сферы детей и подростков:
- в 5-х классах - повышенная ситуативная и межличностная тревожность, снижающаяся к концу учебного года.
Занятия мы проводили всем блоком целиком, выбрав для этой цели из параллели 5-х классов группу дезадаптированных подростков.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
« Я и мы » Тренинг социальных навыков (занятия для учащихся 5-х классов)
Занятие 1. Я расту, я меняюсь
Занятие 2. Мир колеи
Занятие 3. Гигиена - это трудно?
Занятие 4. «Совы» и «жаворонки»
Занятие 5. Как справиться с плохим настроением
Занятие 6. Способы решения конфликтов с родителями
Занятие 7. Молено ли рисковать « по -умному» ?
Занятие 8. Что такое ответственность ?
Занятие 9. «Мои одноклассники и одноклассницы»
Итоговое занятие. Психологическая игра «Репортёр»
Завершение цикла психологической игрой является возможностью не только закрепить полученные учащимися навыки, но и проверить степень их усвоения. Подобные контрольные функции могут выполнить вопросы . которые были заданы учащимся в письменном виде.
Результаты опроса показали: что учащиеся стали спокойнее относиться к изменениям, происходящим в их внешнем облике; узнали, что перепады самочувствия и настроения в подростковом возрасте являются нормальными; у них сформировалось представление о функциях кожи, привычка соблюдать правила личной гигиены; составили и обсудили с членами семьи индивидуальный режим дня с учётом работоспособности; научились справляться с раздражением и плохим настроением; сформировались навыки конструктивного поведения в конфликтах с родителями и одноклассниками, узнали ,что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности; развилось умение прогнозировать последствия своих поступков, научились отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам.
Повторная диагностика по методике КОС показала, что у исследуемых подростков ещё частично сохраняется беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли ими взрослые , любят ли его; любят ли его другие дети и представляет ли он для них интерес. Враждебное отношение к другим детям сменилось на дружелюбие и доверие. Нетерпеливость неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий снизилось. Результаты представлены в таблице № 2
Таблице № 2 Коммуникативные спос. Организаторские склон
Имя |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Родион К |
0,50 |
ниже среднего |
0,30 |
низкий |
Е*ика Г |
0,46 |
низкий |
0,65 |
ниже сред. |
Е5асилий П |
0,55 |
ниже среднего |
0,60 |
низкий |
Николай С |
0,60 |
средний |
0,69 |
средний |
Никита Л |
0,47 |
ниже среднего |
0,65 |
ниже сред. |
Руслан А. |
0,49 |
ниже среднего |
0,50 |
низкий |
Саша Б |
0,55 |
ниже среднего |
0,64 |
ниже сред. |
Однако, обладая низкими, ниже среднего и средним «потенциалом» коммуникативных и организаторских склонностей испытуемые подростки нуждаются в дальнейшей планомерной и серьёзной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских склонностей.
Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки.
2. В зависимости от межличностных отношений подростка в классе учащийся может иметь статус лидера, предпочитаемого, принятого или изолированного. Причинами дезадаптации могут быть недостаточное внимание к ребёнку со стороны родителей, педагогов, низкий уровень таких коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия как замкнутость, робость, сдержанность, подчинённость конформизм, прямолинейность, доверчивость.
3. Проведённые диагностики помогли выявить дезадаптированных подростков и провести с ними коррекционную работу - тренинги креативности, социальных навыков, коммуникативности.
4. Тренинг креативности оказал положительное влияние на развитие у детей творческих способностей. Тренинг социальных навыков помог некоторым подросткам избавиться от вредных привычек, научил следить за своим здоровьем, узнать о причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления. Тренинг коммуникативности помог участникам лучше узнать друг друга, снизить чувство напряженности, тревожности, помог выявить лидерские возможности подростков, научил пользоваться языком жестов, мимикой. телом.
Настоящее исследование было посвящено созданию социально-педагогических условий для реабилитации дезадаптированных подростков в образовательном учреждении. Социально- педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их поведения, а также восстановление их в статусе субъекта деятельности, формирующей отношение ученика с окружающими. А также изменение представлений ребёнка о самом себе - его «Я концепции». Социальный педагог занимает в этой помощи детям вполне определённое место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию , используя при этом особые средства и методы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- выбраны необходимые методы и средства в коррекционной программе - тренинг коммуникации - М.Кипниса, тренинг социальных навыков – доктора психологических наук, профессора А.В.Родионовой, тренинг креативности - М.Кипниса. Выдвинутые нами предположения, что коррекционные программы коммуникативности, социальных навыков и креативности оказывают положительное влияние на формирование позитивных отношений между подростками, на приобретение навыков здорового образа жизни и развитие творческого потенциала личности частично подтвердились . Данное исследование ещё раз подтвердило, что многие родители испытывают затруднения в обучении и воспитании своих детей и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и социальных педагогов. Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что нужно продолжить групповую работу с родителями по налаживанию контакта с детьми в форме тренингов, продолжить работу по формированию и развитию коммуникативных, организаторских, креативных склонностей. Спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию лидерских навыков. Включать родителей в тренинговые группы подростков. Так как в настоящее время реабилитация подростков в условиях образовательного учреждения остаётся актуальной проблемой, считаю необходимым продолжить работу над совершенствованием средств и методов диагностики и коррекции дезадаптированных подростков.
реабилитация дезадаптированный подросток
3 Балахин В.И., Заяц В.П. Основы теории и практики профориентации. Ленинград 1990.
4 Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,2001.
5 Беличева Н.А.,Н.А. Коробейникова, Г,Ф, Кумарина. Диагностика школьной дезадаптации.- М.,1995.
6 Василькова Ю.В., Василькова Т А. Социальная педагогик.: Курс лекций для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия». 1999.
12. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1977.
13. Кипнис М. Тренинг лидерства.- М.6 Ось-89,2004.
14. Кипнис М. Тренинг коммуникации.- М.: Ось-89,2004. 15. Кипнис М. Т Тренинг креативности. - М.: Ось-89,2004.
16. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.
17. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг.- Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг.2002.
18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А.Сластения.-3-е изд., и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.
19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,2000.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера»,2004.
21. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для
учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.
22. Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.:
школьная пресса ,2003.
23. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.
24. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.
25. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
Приложение 1
Опросник КОС
10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11.Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
12.Часто ли ВЫ откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обещаний?
17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициатив) на себя?
19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?