Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание

Цель исследования: создать социально- педагогические условия реабилитации подростков.
Задачи:
изучить литературу по проблеме;
раскрыть сущность реабилитации;
показать возрастной аспект реабилитации;
подобрать и провести диагностики, выявляющие проблемы дезадаптированных подростков.
Спрогнозировав результат, выбрать необходимые методики и средства воздействия на подростков, с целью коррекции их коммуникативных и организаторских склонностей, социальных навыков.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Соц. служба.doc

— 924.50 Кб (Скачать документ)

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли ,что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  1. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  2. Част ли Вы проявляете инициатив) при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27 Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  1. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
  2. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  3. Полагаете ли вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  4. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение. если оно не было принято сразу Вашими товарищами?
  5. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?
  6. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  7. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
  8. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  9. Верно ли, что у Вас много друзей?
  10. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  11. Часто ли Вы смущаетесь и чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  12. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении окружении большой группы своих товарищей?

 

 

Приложение 2

 

Социально-психологическая служба

 

Модель деятельности социально-педагогической службы

Цель: создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной социализации (социальной адаптации), обучению и развитию каждого ребенка.

Задачи:

  • Содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  • Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;
  • Социально-психологическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях и обеспечение защиты прав ребенка;
  • Исследование и профилактика школьной дезадаптации, психологической и социальной запущенности;
  • Социально-психологическое сопровождение учащегося;
  • Организация просветительской работы среди родителей, педагогического коллектива, индивидуальные консультации наиболее трудных случаев;
  • Обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка через коррекционно-развивающую работу и профилактическую деятельность.

Основные направления деятельности:

1) Диагностическое:

  • выявление и изучение динамики развития личности;
  • соответствие психолого-педагогическому статусу на разных ступенях обучения;
  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • выявление «психологически благополучных» детей и детей с проблемами обучения и развития»;
  • сопровождение процесса адаптации;
  • выявление проблем в образовательном процессе;
  • выявление межличностных взаимоотношений;
  • изучение особенностей средовой дезадаптации.

2) Прогностическое:

  • возможность прогнозировать определенные особенности развития ребенка на всех этапах обучения;
  • предупреждение потенциальных нарушений и трудностей;
  • создание условий для личностного развития и обучения учащихся;
  • определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников;
  • приведение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

3) Посредническое:

  • организация взаимодействия всех служб в условиях ОУ;
  • координация взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

4) Охранно-защитное:

  • выявление и сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • социально-психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей.

5) Предупредительно-профилактическое:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

6) Психокоррекционно-реабилитационное:

  • коррекция проблем развития личности ребенка, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, педагогов, родителей;
  • поддержка психологического здоровья педагогов и учащихся.

7) Консультативно-просветительское:

  • психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • обозначение проблемы и выявление причин;
  • разработка и выдача рекомендаций;
  • просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии;
  • решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников и учебных параллелей.

8) Опытно-экспериментальное:

  • апробация диагностических методик, коррекционных программ;
  • выявление эффективных психотехнологий;
  • обобщение опыта педагогов, родителей;
  • подготовка материалов для педконсилиумов, семинаров, круглых столов.

Характеристика деятельности социально-педагогической службы.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у ребенка навыки общения, помочь адаптироваться к новой среде и оказание помощи семьям: образовательной, психологической, посреднической (см. Схему № 3). Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой (см. Модель социально-психологической деятельности).

Решение любой проблемы ребенка начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательно этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой делается заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого социальные педагоги выбирают ту или иную социально-педагогическую технологию, которая необходима в данном конкретном случае.

Если не удается решить проблему, то составляем свою собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разрабатываем технологию своей деятельности в данном случае. В зависимости от того, какую технологию применяем, выбираются соответствующие методы (убеждения, упражнения и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые позволят решить проблему ребенка. Если проблема ребенка решена положительно, то работа с ребенком заканчивается.

Если проблема ребенка не решена или частично решено, то необходима корректировка социальной деятельности на каждом этапе (например, этапе диагностирования, выборе решения или определения методов и средств) и повторение решение проблемы. Последние годы социальный педагог работает над проблемой «Девиации в подростковом возрасте». Использует современные технологии работы с проблемными детьми («Коррекция отклоняющегося поведения» Г.К. Селевко, Ю.Ю. Черво). А также технологии доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой.

Объекты деятельности

  1. Основные объекты деятельности социально-психологической службы – это дети, а также родители и педагогический коллектив, которые являются участниками воспитательного и образовательного процесса и оказывают воздействия на ребенка.
  2. Основными видами помощи, которые оказывает социально-психологическая служба ребенку и всем категориям семей, являются:
    • Социально-информационная, направленная на обеспечение информаций по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;
    • Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействия в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским вопросам;
    • Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в ОУ;
    • Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы «риска»;
    • Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот;
    • Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы «риска»;
    • Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и социуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
    • Социально-педагогическая помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы «риска». Все эти виды социально-психологической помощи реализуются с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Применяются такие формы работы с семьей, как патронаж (посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями). Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные консультационные беседы и групповые методы работы с семьями – тренинги.

Социальные педагоги используют широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских, таких как: наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности (МОЭ), анализ документов, тестирование, биографический метод и т.д.

Взаимодействие с социумом

Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и структурами по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) ведется со следующими учреждениями:

  • здравоохранения (детская поликлиника им. Пирогова, институт консультации и тренинга «Статус», медико-психолого-педагогическая комиссия, областной наркологический диспансер, подростковый наркологический кабинет, областной центр планирования семьи и репродукции, городской центр медицинской профилактики, кожно-венералогический диспансер);
  • образования (отдел образования округа, инспектор по охране детства, специалисты по делам «Семьи, материнства и детства», ПУ, ВСШ, Сузы, Вузы);
  • органами внутренних дел (РОВД, инспектор ОДН, участковый 1-ое отделение милиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав);
  • инспекции ГИБДД;
  • правовая клиника (юристы);
  • прокуратура;
  • суд;
  • социальной защиты (центр социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, приюты «Родничок» и «Лучик»);
  • общественными организациями (ТСЖ «Заводское», центр занятости населения, информационно-прокатный центр);

 

 




  


 






 









 

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В основе деятельности социально-психологической службы - Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения