Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:42, дипломная работа
Цель исследования: создать социально- педагогические условия реабилитации подростков.
Задачи:
изучить литературу по проблеме;
раскрыть сущность реабилитации;
показать возрастной аспект реабилитации;
подобрать и провести диагностики, выявляющие проблемы дезадаптированных подростков.
Спрогнозировав результат, выбрать необходимые методики и средства воздействия на подростков, с целью коррекции их коммуникативных и организаторских склонностей, социальных навыков.
Основные задачи:
Принципы деятельности:
Профилактическая работа в МОУ построена в нескольких направлениях:
1. Оказание социально - психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении : учителя предметники проводят дополнительные занятия с детьми, неуспевающими по одному и нескольким предметам; социальные педагоги консультируют классных руководителей по работе с дезадаптивными детьми; психологи проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, неуспевающими в учёбе и с отклонениями эмоционально-волевой сферы.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, принимаются меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования
3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, оказание помощи в обучении и воспитании.
4. Организация работы кружков с привлечением педагогов дополнительного образования: 25 общедоступных кружков и секций (спортивных, музыкальных, технических и др.): «Умелые руки», «Сила и здоровье», «Радио Д.1», ШКиД, «Сказки в красках. Основы дизайна», ЮИД, ансамбль «Ложкарей» и другие, в которые привлекаются дети из неблагополучных семей и учащиеся группы « риска».
5. Организация работы «Правовой клиники» совместно с Оренбургским Государственным Университетом, юридической кафедрой, ЦПиСП как процесс непрерывного правового воспитания, направленный на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. С учащимися 7-11-х классов проводятся правовые лектории на темы: «Что такое право и закон», «Право и справедливость», «Основной закон и государство», «Права детей», «Ловушка для подростков», «Они охраняют закон. Кто они?», «Готовы ли вы защищать свои права?», «Семья, родители и дети», «Способы и средства разрешения конфликтов и другие.
6. Взаимодействие и своевременное информирование заинтересованных ведомств и структур:
7. Индивидуальная профилактическая работа: Беседы социальных педагогов, инспекторов ОДН (Детская комната милиции), классных руководителей, учителей - предметников.
8. Профилактическая работа совместно с инспекторами ОДН и ГИБДД в форме лекций на темы: «Административная и уголовная ответственность», «Ответственность за систематические пропуски занятий по неуважительной причине», «Ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство, демонстрирование фашисткой атрибутики или символики, заведомо ложное сообщение о террористическом акте.», «Предупреждение детского травматизма».
В результате проводимой профилактической работы среди учащихся МОУ «Лицей № 3» за последние три года случаев травматизма нет. Социальные педагоги проводят реабилитационные тренинги с учащимися группы «риска»: социальных и коммуникативных навыков.
9. Посещение учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине на дому. Проводятся беседы с ними, их родителями или законными представителями.
10. Проведение ежемесячных рейдов по микрорайону совместно с инспекторами ОДН с целью: составления протоколов на родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, выявления занятости детей в свободное от учёбы время.
11. Проведение Совета профилактики с приглашением учащиеся и их родителей для выяснения проблемных вопросов.
12. Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения.
13. Проведение традиционных межведомственных профилактических акций: «Помоги ребёнку»(январь-февраль), «Милиция и дети» (апрель), операция «Подросток» (май-сентябрь), месячника по профилактике правонарушений (октябрь).
Профилактическая антинаркотическая работа
Профилактическая антинаркотическая работа проходит по трём направлениям:
1. Профилактическая работа с родителями:
отделения экстренной психологической помощи по телефону
Консультируют родителей и оказывают коррекционную помощь.
2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
Формирование ЗОЖ
Учителя предметники ведут постоянно пропаганду здорового образа жизни на уроках физической культуры, ОБЖ, валеологии.
На уроках физической культуры учителя периодически проводят беседы по формированию здорового образа жизни. Во внеурочное время в лицее проводятся спортивные праздники: «Золотая осень», «Зимушка зима», «Шиповка юных», спортакиады между классами.
На уроках ОБЖ походят такие темы:
«Охрана репродуктивного здоровья» 9кл., «Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов», «Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики».
На уроках валеологии :
«Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» 8кл., «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Иммунитет» 8кл., «Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Витамины» 8кл., «Заболевания почек, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина», «Гигиена кожи», «Половая система. Влияние алкоголя и никотина на развитие зародыша», «Возрастные проблемы. Активный образ жизни и проблемы старения» 8кл., «Заболевание организма. Гигиена одежды и обуви».
Предупреждение употребления ПАВ через предметы география, биология, валеология, ОБЖ, литература, обществознание, история, химия.
География: «Население России. Воспроизводство населения. Отрицательный ЕП, как результат увеличения смертности, следствие вредных привычек» 9кл.,
«Население мира. Воспроизводство, качество жизни»10кл.
Биология: «Царство вируса- СПИД» 7кл., «Нарушение нервной системы» 8кл.
Валеология: «Болезни взрослых, которые передаются детям»(венерические заболевания) , «Влияние алкоголя и наркотиков на развитие детей» 5, 6, 7-е кассы.
ОБЖ: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек» 10кл., «Спид и его профилактика» 11кл.
Литература: Роман «Мы» Замятина , повесть «Котлован» Платонова. Утопия и антиутопия. 10кл.
Обществознание: «Воспитание детей» 5кл.
История: «Опиумные войны в Китае» 8кл., «Район проживания» 6кл., «Право на службе человека» 6кл., «Труд и семья с точки зрения закона».
Химия: «Высокомолекулярное соединение» 10, 11кл., «Спирты. Способы получения и области применения».
«Как сохранить здоровье», «Условия выживания в большом городе» (Стрессы и стрессогенные ситуации)
Устный журнал «Мы живём в мире, где есть СПИД» 9-11кл.,
Деловая игра «Опасные сигареты» 5-6кл.,
Брифинг «Алкоголизм и семья» 7-8кл.,
Пресс конференция «Наркомания: знак беды» 10-11кл.,
Круглый стол «За здоровый образ жизни» 8-9кл.,
«Путешествие в страну богини здоровья –Гигиеи» 1-4кл.
3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа:
3.1 - В МОУ ведётся учёт обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости.
- Создана методическая база для просветительской работы (книги, брошюры, слайды, диски, кассеты, видеофильмы и т.д.)
- Проводится консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребёнком, склонным к табакокурению и приёму алкогольных напитков.
3.2 Отработана система обучающих тренингов для педагогического коллектива «Психологическая поддержка учителя». Внедряется профилактическая программа в рамках проекта «Остров безопасности» .Презентация «Центра медицинской профилактики».
Школьный врач и фельдшер проводят лекции на темы «Охрана здоровья школьника», беседы» «Вредные привычки: курение, алкоголизм, венерические заболевания, СПИД» с учителями на аппаратных совещаниях.
3.3 Социально-психологическая служба взаимодействует с КДНиЗП, наркотической службой, службами социального обслуживания населения, кожно-венерологическим диспансером, центром планирования семьи (ОЦПСиР).
Для обеспечения социальной защиты детей необходимо взаимодействовать и информировать заинтересованные ведомства и структуры:
В целях обеспечения социальной защиты детей в МОУ «Лицей №3» социальной службой проводится следующая работа:
1. Выявление социально незащищённых категорий семей для работы с ними в течение учебного года. В сентябре обрабатывается информация о наиболее нуждающихся семьях в социальной поддержке (малообеспеченных, многодетных, СПК, неблагополучных семьях, детях-инвалидах, детях-сиротах, детях «группы риска»)
На основе социальных паспортов класса составляется социальный паспорт лицея.
2. Прохождение микрорайона учителями лицея 2 раза в год с целью учёта детей дошкольного и школьного возраста, уточнения занятости н/л от 6 до 18лет, выявления вышесказанных категорий.
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включает в себя следующие мероприятия: