Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, доклад
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
Все вышесказанное делает изучение конфликтов на социально-психологическом уровне весьма непростым. Дополнительные трудности возникают из-за практической невозможности воспроизведения однотипных условий разворачивания конфликтов, поэтому такой метод исследования, как эксперимент, становится крайне трудноприменимым . Диагностика конфликта также связана со значительными трудностями.
Необходимо выделить социально-психологическую феноменологию, активно представленную в самом конфликте такими явлениями (и соответственно понятиями), как: установка, восприятие, социальная роль, ожидание ( экспектация ), атрибуция. Сюда же нужно отнести групповые нормы и правила взаимодействия членов группы, коллективные и личностные ценности, идеалы и другое .
Остановимся на компонентах (факторах), которые описывают и определяют конфликт, в частности, объединим предложенные Н. В. Гришиной [4] и Н. Н. Вересовым [5] совокупности компонентов конфликта:
Социальный компонент составлют более объективные атрибуты конфликта: особенности социальной среды (наличие социальных напряжений, ресурсов и др.); особенности социальной ситуации, сформировавшейся «здесь и сейчас»; сформированные отношения сторон друг к другу (взаимоотношения); наличие пространства для разворачивания конфликта; социальные различия сторон (возрастные, гендерные , статусные имущественные и др.).
Индивидуальный компонент составляют субъективные атрибуты: психическая готовность к конфликтному поведению (конфликтная установка); индивидуально-психологические особенности (агрессивность, некомпетентность, ригидность и др.); социально-психологические особенности ( коммуникативность , ценностные ориентации и др.); значимость цели, достигаемого результата конфликта.
Особенности разного типа конфликтов.
В соответствии с субъектами – участниками конфликта в социальной психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный ; межличностный; между личностью и группой и межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Здесь основаниями конфликта, часто весьма трудного, являются не разные люди, а противоборства во внутреннем мире одной и той же личности на основе выбора между альтернативами, часто кажущимися ей или являющимися несовместимыми: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. п., а также влияния таких психических образований, как « СуперЭго », «Эго», «Бессознательное». К разряду внутриличностных конфликтов можно отнести и когнитивный диссонанс, описанный Л. Фестингером [6].
Внутриличностные конфликт принимают различные формы. Одна из наиболее распространенных форм – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Подобные конфликты возникают всегда там, где существующая ситуация, условия или среда в целом предъявляет противоречивые требования к субъекту деятельности, заставляя проявлять различные типы социальных ролей.
Межличностный конфликт. Традиционно этот тип конфликта считается самым распространенным в социальной среде. Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая их активность, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешения ситуации в интересах обеих или одной из сторон [7].
Среди психологических причин
возникновения межличностных
Конфликт между личностью и группой. В социуме существуют как формальные, так и неформальные группы, которые устанавливают свои нормы и правила поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление личности от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, поэтому возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт такого типа – конфликт между группой и ее лидером, руководителем.
Здесь необходимо выделить значение
такого явления, как конформизм, заключающийся
в изменении мнения члена группы
под давлением самой группы. Конформизм
является одним из базовых способов
преодоления возникших
Межгрупповой конфликт. Социальная среда включает множество формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например, между различными организациями, первичными трудовыми группами, партиями и т. д. Чаще всего межгрупповой конфликт является окончательной фазой разрастания межличностного конфликта, поляризующего социальную среду и формирующего противоположные «лагеря». Межгрупповые конфликты часто обусловлены, несовместимостью целей социальных групп в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются целым рядом феноменов, изучаемых в социальной психологии:
проявлениями «
проявлениями группового центризма в процессе социального межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку. Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, так как, чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает», и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры гру пп стр емятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе (феномен «железного занавеса»). Тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группами. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
проявлениями групповой
Обобщие результаты социально-психологического анализа разного типа конфликтов, можно выделить критерии конфликта:
взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного субъекта обусловливает действия другого, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т.д.;
осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно противодействующие, враждебные, мешающие достижению желаемых результатов;
выбор стратегии дальнейшего
Относительно внутрисистемных границ конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающих его главными участниками, а также выделением других субъектов (лиц или организаций), прямо в конфликт не включенных, но являющихся элементами единой системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Причины конфликтов (основные конфликтогены )
Важным вопросом в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин.
Наиболее распространенными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно распределять, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, некомпетентные коммуникации.
Существование более чем
одного источника конфликта
Среди причин конфликтов можно выделить носящие специфический характер, например, проявляющие себя в организациях. Особенности возникновения и протекания конфликта в организационных группах определяются тремя моментами:
различиями в объемах социальных систем. В сравнении с обществом, организация – более локальная и простая система. Это позволяет говорить о большей, по сравнению с макроуровнем , управляемости организации, поэтому и о больших возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;
ролевой структурой
организаций, выдвижением на
организация – это,
в некотором смысле, «замкнутая
община». Локальность
Кроме этого, в организационных
конфликтах четко проявляются две
особенности, свойственные и другим
конфликтам в обществе. Первая –
референтность , сплоченность конфликтующих
групп. В различных коллизиях
референтные группы контролируют поведение
всех членов, возводя мотивы конфликтов
в надиндивидуальные ценности. Отчужденные
таким образом ценности получают
самостоятельное существование
и довлеют затем над по
Особенности восприятия конфликта его участниками.
Проблема образов конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из сторон, стала исследоваться в социальной психологии сравнительно недавно. У каждого из участников под воздействием различных факторов складывается субъективный образ конфликта. Этот образ включает в себя: представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, возможностях и т.д.); о противостоящей стороне; представление каждого участника о том, как его воспринимает другой; о среде, в которой складываются конкретные отношения. Н. В. Гришина отмечает, что человек не просто реагирует на ситуацию, а «определяет» ее, одновременно определяя себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию [8] . Степень соответствия социального образа реальной конфликтной ситуации может быть различной. Исходя из этого, выделяются четыре варианта для специального анализа:
Конфликтная ситуация
объективно существует, но не
осознается, не воспринимается участниками.
Объективная конфликтная
ситуация существует и стороны
воспринимают ситуацию как
Объективная конфликтная
ситуация отсутствует, но тем
не менее отношения сторон
ошибочно воспринимаются ими
как конфликтные (случай
Конфликтная ситуация
существует и по ключевым
Информация о работе Социально-психологические аспекты исследования конфликта