Социально-психологические аспекты исследования конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, доклад

Описание

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 47.28 Кб (Скачать документ)

 

В социальной психологии в  большей степени разрабатывается  не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому  так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды и т. п., причем по самым разным основаниям-критериям. Это вызвано тем, что социально-психологическая  природа конфликта очень «чувствительна»  к изменению типа конфликта, поэтому  принципиально важно разделять  конфликты по их субъектам на внугриличностные , межличностные, межгрупповые и между  личностью и группой и т. п. Социально-психологические механизмы  срабатывают принципиально по-разному  в перечисленных или каких-то других типах конфликтов. Ведущими здесь могут выступать не столько  общие закономерности, сколько особенности, т. е. типологические в данном случае.

 

Большое значение в социальной психологии отводится вопросу о  социально-психологических (личностных и групповых) факторах, способствующих и препятствующих конфликтному поведению  субъектов. Среди них важнейшее  место занимают личностные свойства и состояния, получившие название конфликтогенных , на поиск которых направлены многие исследования. Уже сейчас многое ясно о роли агрессивности и, наоборот, толерантности личности; некомпетентности общения; неадекватных (особенно завышенных) уровнях самооценки и притязаний; низкого социального интеллекта, который далеко не всегда коррелирует  с общим интеллектом; разных видов  психологических акцентуаций и  социопсихопатий и т. д.

 

Результаты специальных  исследований социально-психологических  последствий конфликтов в группах  убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Особенно это касается эффективности  творческих видов совместной деятельности, например: научной, художественной и  др. Поэтому в последние десятилетия  в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего и т. п. Все это определило и  новые перспективные направления  исследований, от которых в ближайшем  будущем следует ожидать новых  интересных результатов.

 

Участие практических социальных психологов в разрешении конфликтов включает больше общего с представителями  других социальных наук и прежде всего  с социологами, нежели специфики. Объясняется  это тем, что практические задачи есть задачи всегда комплексные, поэтому  они требуют либо интеграции знаний различных наук, либо объединения  усилий их представителей (второе несколько  сложнее), что и делает похожими на практике работу разных специалистов. Однако об одной особенности работы практических психологов необходимо сказать  обязательно. Психолог строит работу так, что главными действующими лицами в  разрешении конфликтов становятся сами участники: через осознание противоречий как предмета конфликта, через внутреннюю работу личности, отражение в своем  сознании собственного поведения, а  не только других участников конфликта, через восприятие другого как  самого себя и т. п. Но в этом существуют два серьезных ограничения: во-первых, такие способы разрешения конфликтов наиболее эффективно срабатывают на рефлексирующих личностях, а далеко не все оказываются таковыми; во-вторых, психологические методы разрешения конфликтов в подавляющем большинстве  конфликтных ситуаций могут выступать  лишь дополняющими другие методы. Сами по себе они довольно редко приводят к устойчивому (не временному или  ситуативному) разрешению межличностных  и тем более межгрупповых конфликтов.

 

В последние годы в конфликтологии в целом выходит много публикаций, посвященных управлению конфликтами, не затихают споры вокруг этого вопроса  и в социальной психологии. Прочно закрепляются термины инициированный, управляемый, контролируемый, планируемый, организованный, проектируемый и  другие конфликты. Социальным психологам такая форма практической работы с группами известна еще с 30-х  годов XX столетия, с так называемого  метода «взрыва» группы, успешно применявшегося А. С. Макаренко для смены негативных неформальных лидеров в молодежных группах. Именно с того времени хорошо известна и высокая трудоемкость, и рискованность подобного рода методов. Но сколько бы такие технологии управляемых конфликтов ни разрабатывались, они всегда остаются очень сложными даже для единичного применения, а  тем более невозможными для широкого использования. И это к лучшему, ибо здесь остро встают не только узкопрофессиональные вопросы, но и  прежде всего этические: о моральном  праве организатора (а сейчас уже  говорят «проектировщика») провоцировать  конфликтную ситуацию и включать в нее различных людей, фактически манипулируя ими. Но этические вопросы  обычно решаются в угоду профессиональным , хотя ни в коем случае при этом нельзя снимать вопрос об ответственности  за негативные последствия проектируемых  конфликтов. А они реальны и  опасны, как на личностном , так и  на групповом уровнях.

 

И последнее. Говоря о специфике  социально-психологического анализа  конфликта, нельзя не затронуть вопрос о значимости ситуационного подхода. Для социального психолога конфликт не является абстрактным явлением, он всегда конкретен, опосредствован личностями, группой, ситуацией и тем самым  не повторяется из ситуации в ситуацию, а по-своему единичен и уникален в каждой конкретной социальной ситуации.

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Лоренц К. Агрессия (так  называемое «зло»). М., 1994.

Хасан Б. И. Психотехника конфликта  и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

Гришина Н. Б. Психология конфликта. СПб., 2000.

Вересов Н. Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в  коллективе. М., 1998.

Фестингер  Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологические аспекты исследования конфликта