Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, доклад
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
В социальной психологии в
большей степени
Большое значение в социальной
психологии отводится вопросу о
социально-психологических (личностных
и групповых) факторах, способствующих
и препятствующих конфликтному поведению
субъектов. Среди них важнейшее
место занимают личностные свойства
и состояния, получившие название конфликтогенных
, на поиск которых направлены многие
исследования. Уже сейчас многое ясно
о роли агрессивности и, наоборот,
толерантности личности; некомпетентности
общения; неадекватных (особенно завышенных)
уровнях самооценки и притязаний;
низкого социального
Результаты специальных
исследований социально-психологических
последствий конфликтов в группах
убеждают в их не только однозначно
негативном характере, но и их конструктивности.
Особенно это касается эффективности
творческих видов совместной деятельности,
например: научной, художественной и
др. Поэтому в последние
Участие практических социальных психологов в разрешении конфликтов включает больше общего с представителями других социальных наук и прежде всего с социологами, нежели специфики. Объясняется это тем, что практические задачи есть задачи всегда комплексные, поэтому они требуют либо интеграции знаний различных наук, либо объединения усилий их представителей (второе несколько сложнее), что и делает похожими на практике работу разных специалистов. Однако об одной особенности работы практических психологов необходимо сказать обязательно. Психолог строит работу так, что главными действующими лицами в разрешении конфликтов становятся сами участники: через осознание противоречий как предмета конфликта, через внутреннюю работу личности, отражение в своем сознании собственного поведения, а не только других участников конфликта, через восприятие другого как самого себя и т. п. Но в этом существуют два серьезных ограничения: во-первых, такие способы разрешения конфликтов наиболее эффективно срабатывают на рефлексирующих личностях, а далеко не все оказываются таковыми; во-вторых, психологические методы разрешения конфликтов в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций могут выступать лишь дополняющими другие методы. Сами по себе они довольно редко приводят к устойчивому (не временному или ситуативному) разрешению межличностных и тем более межгрупповых конфликтов.
В последние годы в конфликтологии
в целом выходит много
И последнее. Говоря о специфике
социально-психологического анализа
конфликта, нельзя не затронуть вопрос
о значимости ситуационного подхода.
Для социального психолога
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
Гришина Н. Б. Психология конфликта. СПб., 2000.
Вересов Н. Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. М., 1998.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Информация о работе Социально-психологические аспекты исследования конфликта