Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, доклад
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
Конечно, возможны и другие варианты, например, связанные с различиями в степени адекватности отражения конфликтной ситуации каждой из сторон и т.д.
Обычно субъективное восприятие конфликтной ситуации характеризуется значительной степенью искаженности только в том случае, если субъект тем или иным образом вовлечен в конфликт. При нейтральном взаимодействии ситуация воспринимается, как правило, адекватно.
Выделяется 4 типа искажений в восприятии конфликтной ситуации:
1. Искажение конфликтной ситуации в целом. Данный тип искаженного восприятия характеризуется субъективным упрощением ситуации; отсутствием возможности адекватно оценить ситуацию; восприятием ситуации в резко полярных оценках; категоричностью оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям; фильтрацией и интерпретацией информации только в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте. Собственная мотивация, как правило, носит социально одобряемый характер (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства...). Свои помыслы оцениваются как благородные, цели как возвышенные, поэтому субъект зако номерно приходит к выводу, что он прав. Мотивы же оппонента оцениваются как отрицательные и недостаточные. Если же воспринимающий вынужден, из-за несомненной очевидности, фиксировать мотивы и положительной направленности, то возникают явные ошибки в оценке таких мотивов.
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков. Собственная позиция трактуется как нормативно обоснованная и целесообразная. Цель – доказательство своей несомненной правоты. Ответственность может восприниматься в нескольких вариантах: а) «я все делаю правильно»; б) «я вынужден так делать»; в) «он сам виноват, что мне приходится так делать»; г) «все гак делают».
Позиция оппонента рассматривается
как ошибочная и
4. Искажение восприятия личностных качеств. Восприятие себя обычно характеризуется выделением положительных и привлекательных черт. Игнорируются и не принимаются замечания о «невыгодных» качествах. Акцентирование только на положительных качествах позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки». В оппоненте игнорируется положительное , усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. Оправдывается высмеивание недостатков, допускаются оскорбления в его адрес.
Методы управления конфликтными ситуациями.
По мнению многих авторов, важны не столько формы производственных действий, сколько их тактические (функциональные или дисфункциональные ) последствия и стратегический (обострение или профилактика будущих конфликтов) результат. Поэтому само по себе управленческое действие вполне может быть конфликтным: делая дисфункциональными отношения одного уровня, оно способно придать функциональный характер отношениям на другом уровне. Например: некоторый инициированный конфликт на первом уровне иерархии действительно обостряет конфликт второго уровня, но в то же время сглаживает конфликты третьего и, возможно, других уровней.
Таким образом, управленческое действие во многих вариантах не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с учетом того фактора, что оптимизация конфликта в реальной жизни производится, как правило, в интересах конкретного социального субъекта. Управление конфликтом в определенном ракурсе становится конфликтным управлением, т. е. управлением, имеющим в основе инициирование одного конфликта с целью редукции другого.
В настоящее время существуют различные технологии управления конфликтом. Например, одна из них: пространство конфликтов содержит в себе бесконечно большой набор его составляющих, однако, в каждом случае они выливаются примерно в одинаковую сумму. В одних случаях эта сумма складывается из немногих крупных и чрезвычайно опасных конфликтов, а в других происходит ее дробление на огромное количество конфликтов незначительных, не подрывающих стабильность общности в целом. Инициируя маленькие конфликты, мы «распыляем», «растворяем» в них большой конфликт (как имеющийся, так и потенциальный). Частые маленькие конфликты снимают напряжение в некоторой части общности, а блокирование, недопущение таких конфликтов, напротив, повышает ее.
Многие западные конфликтологи
рекомендуют для эффективного управления
конфликтным взаимодействием
Чтобы эффективно управлять
развитием конфликта, необходимо с
максимальной точностью составить
его диагноз. Идеальным является
восприятие конфликта таким, каков
он есть на самом деле. Достижение соответствия
между субъективной оценкой данного
конфликта руководителем и
Недооценка конфликта
может привести к тому, что его
анализ будет проведен поверхностно,
а высказанные на основе такого анализа
предложения окажутся малопригодными.
Недооценка конфликта может иметь
объективные и субъективные причины.
Объективные – зависят от состояния
информационных и коммуникационных
систем, а субъективные – от неспособности
или нежелания субъекта (или субъектов)
соответствующим образом
Вредна не только недооценка,
но и переоценка возникшего противостояния.
В этом случае предпринимаются усилия
гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного
конфликта или перестраховка
в отношении возможности
Неудовлетворенность рассматривается
в социальной психологии как универсальный
показатель конфликтности. Его важное
достоинство – это измеряемость
. Безусловно, оценочную силу этот показатель
имеет только в сочетании с
другими признаками конфликта. Неудовлетворенность,
определенная путем опросов, сопоставляется
с выявлением условий жизнедеятельности
субъектов, объективно ставящих их перед
необходимостью противодействия и
противоборства. Важную роль при этом
играют формы проявления неудовлетворенности.
Если недовольство ограничивается разговорами
между его носителями в узком
кругу сослуживцев, то опасность
возникновения конфликтов еще невелика.
Другое дело, если поведенческая
Есть три основных способа,
рекомендуемых психологами для
преодоления конфликтной
воспитательное воздействие,
убеждение конфликтующих
разделение объекта
спора: поручение каждому из
конфликтующих субъектов
организационные мероприятия:
создание так называемого «
Процесс управления конфликтом
во многом зависит от позиции, которую
занимает человек, от его собственных
интересов, а также от того, к каким
средствам он прибегает, чтобы не
допустить разрастания
В настоящее время проблему
управления конфликтом принято решать
не напрямую, а через посредников.
К посредничеству чаще всего прибегают
при регулировании конфликтов высокого
уровня. Роль третьей стороны в
конфликте могут выполнять не
только отдельные лица (кстати, ими
очень часто становятся профессиональные
психологи), но и разные учреждения
и организации. В идеале он должен
обладать признанным авторитетом, безупречной
нравственностью, быть нейтральным
и профессионально
Сложились и основные функции медиатора:
во-первых, он обеспечивает
привлечение сторон к
во-вторых, действуя как
нейтральное лицо, медиатор должен
снять или свести до минимума
эмоциональное напряжение
в-третьих, на раздельных
встречах медиатор побуждает
конфликтные стороны к
в-четвертых, медиатор
стремится найти такие решения,
в-пятых, если конфликт
представляется неразрешимым, медиатор
может предложить необходимую,
по его мнению, альтернативу крайним
формам противоборства, к примеру:
продлить срок действия
Заключение.
Содержание исследований
конфликтов в социальной психологии
имеет много общего с таковыми
в социологии, политологии и других
социальных науках. Специфика же, по
нашему мнению, заключается в том,
что в социальной психологии акцент
делается на более тонкой дифференциации
различных состояний группы, близких
или сходных с конфликтными. Специальный
анализ показал, что можно выделить
четыре взаимосвязанных и в то
же время относительно самостоятельных
состояния, которые изучаются в
социальной психологии: социально-психологическое
противоречие, социально-психологическая
напряженность группы, психологическая
готовность индивидуального или
группового субъекта к конфликтному
поведению и собственно конфликтное
поведение. Каждый из выделенных феноменов
может существовать как автономный
и иметь в разных группа различную
интенсивность их выраженности, при
этом группа не переходит из одного
состояния в другое. Однако те же
самые социально-
В целом, динамика самого возникшего
конфликта вызывает особый интерес
в социальной психологии, в которой
традиционно феномены групповой
динамики были одними из центральных
социальных проблем исследования. Такой
интерес объясняется неясной
ролью социально-
Информация о работе Социально-психологические аспекты исследования конфликта