Социально-психологические аспекты исследования конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:20, доклад

Описание

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 47.28 Кб (Скачать документ)

     Академия Труда и  Социальных Отношений

Факультет Экономика(налоги и налогообложение)

         

 

 

                              

                        Сообщение по психологии на тему:

 

                       «Социально-психологические аспекты исследования конфликта».

 

 

 

  Выполнила:

студентка 1 курса Дембицкая Елена  Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Москва 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-психологические аспекты  исследования конфликта.

 

В психологии понятие конфликта  применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и  кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

 

Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного  понятия в психологической науке. «Психологический словарь» (1983) определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В. В. Дружинин (1989) и  его соавторы дают следующее определение  конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». Н. В. Гришина (2000) рассматривает конфликт как  биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление  противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов (1999) предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии  субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

 

При всей близости понимания  компонентов или признаков конфликта  различными авторами, ни одно из определений  не может быть принято в качестве универсального, либо в силу ограниченности охватываемых им явлений, либо из-за его  многозначности.

 

В рамках данной работы мы остановимся  лишь на одном аспекте исследования конфликта – социально-психологическом. Это специфический аспект конфликтологического анализа, но он весьма значим для понимания  социальных столкновений и порождаемых  ими конфликтов.

 

 

Что значит – социально-психологический  конфликт? Как видно из самого определяющего  фразеологизма, данный тип конфликта  объединяет в себе Д ве составляющие, два компонента, но объединяет их таким  образом, что обозначает новую сущность, иной тип самих явлений или  иной тип понимания уже привычных  явлений. Здесь интегрируются такие  компоненты как психологический  конфликт и социальный конфликт.

 

Психологический конфликт – это трудно разрешимое в рамках прежних представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.

 

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.

 

Объединяя эти два суждения, мы выдвигаем свое понимание конфликта как социально-психологического явления через систему взаимосвязанных и необходимых признаков:

 существует ситуация  открытого столкновения в форме  противоборства или противодействия  двух и более сторон, являющихся  акгивными субъектами;

 проявляющийся тип  взаимодействия вызывает определенный  тип отнощения между сторонами  – отношения взаимной неприязни  или вражды;

 каждая из сторон  преследует свои цели, основанные  на потребностях и мотивах,  испытывая затруднения (барьеры)  в их достижении из-за действий  других сторон;

 конфликтное взаимодействие  опосредствуется неким общим  для всех сторон предметом,  именуемым ресурсом конфликта:  ресурс всегда ограничен; его  меньше, чем необходимо сторонам;

 взаимная зависимость  сторон не позволяет им уйти  с «арены» взаимодействия;

 сформированные в конфликтном  взаимодействии отношения в совокупности  с переживанием невозможности  достижения своей цели вызывавает  у сторон сильные негативные  эмоции.

 

Предложенные признаки, по нашему мнению, позволяют определить коде» явлений, к которым можно  относиться как к социально-психологическому предмету и использовать социально-психологическую  методологию для их анализа.

 

Необходимо разделить  феномены социально-психологического конфликта и социально-психологического противоречия. Если в первом случае мы имеем дело с открытым противодействием, с поведением, то во втором случае – ; лишь с осознанием различий в социальных установках, отношениях, мнениях, ожиданиях  и т.д., т.е. всего того социально-психологического комплекса, которым характеризуются  взаимодействующие социальные субъекты. Это различие, воспринимаемое как  противоречие (несогласованность, разнородность), и вызывает переживания, но само по себе может и не выливаться в открытое, противодействие, противоборство.

 

Разделение данных явлений  предопределяет и дифференциацию понятий, которые описывают различные  компоненты (а возможно и этапы) социально-психологического подхода к анализу конфликта. К таким понятиям мы относим также  межличностную и межгрупповую напряженность  и собственно сам конфликт.

 

Межличностная и межгрупповая напряженность есть следствие описанного выше социально-психологического противоречия, но формируется она не только через  осознание этого противоречия, но и обязательные последующие острые переживания. Детерминация этого явления  обусловлена не только различием  в целях, мотивах и т. д., но и  базовым принципом деления социума, группы на «своих» и «чужих». Приписывание участникам совместной жизнедеятельности  определенных социальных атрибутов  порождает восприятие различных  членов группы, социального окружения  как тождественных себе (равных) – «своих», и как других, несвоих , отличных – «чужих». К. Лоренц [2] эту  особенность дифференциации субъектов  по принципу «свой-чужой» определяет как  необходимую базу для формирования напряженности и последующего конфликта.

 

Конфликт же есть не только готовность действовать определенным образом (что можно понимать как  социальную установку на конфликт или  состояние предконфликта ), но прежде всего само реальное поведение в  виде противодействия, противоборства. Важно отметить, что напряженность  не всегда выливается в конфликт, так  же как и конфликтная установка, в то время как конфликт подразумевает  наличие и напряженности, и конфликтной  установки. Таким образом, напряженность  является необходимым (но не достаточным) условием существования конфликта. Чтобы конфликт реализовался (проявился), необходимо наличие дополнительных условий.

 

Необходимо также дополнить  предлагаемое понимание конфликта  как социально-психологического явления  некоторыми соображениями. Во-первых, противоречие должно быть актуализированным, т. е. воплощенным во взаимодействии конфликтующих сторон с противоречащими ценностями, целями, мотивами, установками. Во-вторых, можно представить конфликт как способ удержания противоречия в процессе его разрешения. Содержание данного противоречия составляет предмет конфликта [3] . В-третьих, само понимание и интерпретация конфликта участвующими в нем сторонами определяется не только различными личностными (в широком смысле) факторами, но и опосредуется всей социальной средой, в которой конфликт разворачивается. Социальная среда формирует потенциальное пространство конфликта, задавая возможные конфликтные основания (пересечения интересов и потребностей), которые будут влиять на возникновение и протекание каждого конкретного конфликта. В-четвертых, в некотором смысле, конфликт можно рассматривать как некую незаконченность и неразрешимость социальной ситуации привычными способами, которая ставит конфликтующие стороны перед осознанием назревшей необходимости перемен в какой-то текущий период жизнедеятельности.

 

Таким образом, конфликт можно  понимать как интегральный феномен, связывающий воедино интрапсихические процессы (переживания, эмоции, восприятие, отношение и т. д.) с интерпсихическими (взаимоотношения, коммуникация и т. д.) в ситуации актуального взаимодействия социальных субъектов в форме  противодействия, противоборства.

 

Наряду с понятием «конфликт», в социальной психологии используются близкие по смыслу, но не тождественные  по содержанию термины «враждебность», «соперничество», «конкуренция», «кризис» и др.

 

Кризис – это состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризис – это результат аномальных изменений в содержании и формах жизнедеятельности социальных субъектов серьезных нарушений механизма социального контроля . Кризису часто предшествуют и его сопровождают конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис.

 

Противоречие – объективно существующее, но не всегда осознаваемое внешне проявляемое состояние социальной системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов или связи между ними. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, есть внешняя, субъектная форма проявления противоречия, т. е. противоборствующее взаимодействие субъектов по поводу противоречия.

 

Конкуренция – это особый тип противоборства, цель которого – получение одностороннего преимущества или доступа к дефицитным ресурсам. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция есть одна из форм протекания конфликта. Нередко в качестве синонима конкуренции используется другой термин – «соперничество».

 

Соревнование – более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены, а нередко и записаны формы и цели, а протекание этого взаимодействия носит приемлемый социальный характер.

 

Враждебность – это фиксированная и резко выраженная психологическая готовность (установка) к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, как и не в любом конфликте доминирует враждебность, но она, как правило, присутствует.

 

Некоторые методологические основания изучения конфликта в  социальной психологии.

Можно выделить несколько  уровней исследования конфликта  в социальной психологии, одновременно составляющих теоретический базис  для анализа и обобщений. Эти  уровни задаются прежде всего сложившейся  научной традицией в изучении социальных явлений с позиции  социальной психологии, выражаемой своим  категориальным аппаратом и методами проводимых исследований.

 

Во-первых, в социуме всегда имеет место противоречие в системе «индивид – социальная среда», которое можно рассматривать как изначальное. Несводимость индивидуального к социальному и наоборот предполагает исходное, первоначальное расхождение в любом содержании, например, содержании деятельности индивида, которое впоследствии может становиться собственно предметом конфликта. Эта дихотомия формируется в момент рождения человека, когда разрушается симбиотическая связь матери и ребенка. В результате происходит онтологическое противопоставление человека и окружающего мира, в котором находятся все ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

 

Во-вторых, индивид является частью социальной структуры, которую можно представить в виде сложной системы взаимопроникающих подсистем, взаимодействующих социальных слоев, взаимопересекающихся социальных страт и т. д. или, иными словами, социальных групп. Принадлежность индивида к социальной группе отражена в понятии идентификации, являющимся одним из центральных в социальной психологии. Отнесение себя к конкретной труппе необходимо вызывает формирование феномена социального сравнения различных групп и их представителей. В этом смысле само наличие различных

 

групп предполагает нарушение  социальной (и психологической) тождественности (возникает инаковость , непохожесть), что отражено в уже упоминавшихся  феноменах «свой – чужой». Эта  дихотомия требует выделения  приоритетов в отношениях и поведении, которые, в конечном итоге, направлены на социальное укрепление «собственной»  группы. При этом любая ситуация сравнения и выбора между различными группами предполагает некоторую содержательную их разницу, которая впоследствии, в  особых актуализирующих эту разницу  обстоятельствах, становится содержанием  конфликта.

 

В-третьих, само социальное поведение, являющееся неразрывным с позиции психических процессов, детерминируется (кроме изначальных онтогенетических предрасположенностей) специфическим социальным опытом, который является следствием (результатом) взаимодействия индивида и среды, социальной в том числе. Закрепление и повторение поведенческих актов, направленных на выживание, транслируется от одних индивидов к другим методами убеждения, подражания, психического заражения, внушения и, наконец, обучения. Здесь конфликт как форма поведения, основанная на сопротивлении, борьбе, воспроизводит сам себя как сложившийся стереотип реального социального поведения или как форма установочного поведения. Другими словами, социальная установка как готовность к поведению, является изначальным генератором конфликтного поведения.

 

Осознание того факта, что  индивид неразрывен в своих проявлениях  и не может быть описан конечным числом теоретических схем, тем более  в условиях существующего разнородного методологического базиса, делает затруднительным  обобщения, претендующие на статус универсальности. Т. е. исследования распадаются на многочисленные эмпирические области, результаты которых  слабо поддаются интеграции с  точки зрения какой-то одной из теоретических  моделей.

Информация о работе Социально-психологические аспекты исследования конфликта