Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Влияние социальной среды на развитие личности детей дошкольного возраста 5
1.1. Семья как малая группа в социальной психологии 6
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Результаты и анализ полученных данных 21
2.3. Практические рекомендации родителям в неполных семьях 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

дети из полных и неполных семей.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи членом малой группы, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

     Родительские  отношения – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

     Есть  определенная специфика семейного  воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей  семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, движется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...

     Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

     Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

     Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления  полноценного развития ребенка в  условиях неполной семьи. В последние  годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

     Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

     Поставленная  цель привела к решению следующих задач:

  1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме; 
  2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
  3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
  4. Сделать соответствующие выводы.

     Объект  исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.

     Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.

     Гипотеза  исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

 

      ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

     ИЗ  ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

     1.1 Семья как малая группа в социальной психологии.

     Под малой группой  понимается немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых процессов».[1, с.148]

     Именно  в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать  вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с  обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

     Социальная  психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и самую малую группу как целое.

     Семья для ребенка — это место  рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают  таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.

     Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления, это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет и живет человек.

     Семья для ребенка -  и социальная среда,  и воплощение  культурных традиций,  и источник  общественного опыта. В ней он  находит и примеры для подражания, и критерии оценки  первых проявлений  своего  «я»,  и образ,  модель общества, в которое ему предстоит войти,  того  большого   социального  мира, где он  будет жить  и работать.  В семье происходит  как  бы  второе,  социальное рождение ребенка.                     

     Глубокая   специфичность   и   принципиальная  незаменимость  семьи  как воспитательной   среды   обусловлены  тем, что  непосредственность  и устойчивость контактов  сочетаются  здесь  с эмоциональностью   общей   атмосферы.  Только в семье  дети постоянно  и непроизвольно  осваивают  опыт,   знания  старших, а  взрослые  как бы  повторяют, воспроизводят  в детях,  в их воспитании уже пройденные  этапы  своей  жизни. Семейная  среда  уникальна,  предпосылки  ее созданы  самой  природой, и  люди, если не хотят потерять все, что дала и дает им  цивилизация,  должны в каждом новом  поколении   воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.        

     Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится  семейный очаг. Разделение семьи или  развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и  учтиво, неизменно вызывает у детей  психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

     Семья является одним из самых важных и  влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия  воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

     Воспитание   —   это   целенаправленный   процесс, способствующий развитию и формированию нравственных  качеств  личности,  тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь  составной  частью  влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот  процесс, в отличие от  других,  всегда  целенаправлен  и  осуществляется  сознательно настроенными на  него  или  специально  подготовленными  для  этого  людьми: родителями, учителями, воспитателями,  вожатыми,  социальными  педагогами  и др.; через воспитание происходит учет других социальных  факторов,  влияющих на социализацию ребенка — среды, в которой он  находится,  средств  массовой коммуникации,  культуры  и  пр.  В  процессе  воспитания  учитывается  также индивидуальная самобытность каждого ребенка.  Однако  следует  помнить,  что воспитание  занимает  вполне  определенное  место  среди  других  социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

     Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять  повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

     Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Вопрос о природе родительских чувств с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители главные и естественные воспитатели ребенка, их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. 

     1.2. Развитие личности  детей в полных  и неполных семьях

 

     Семья играет исключительно важную роль в  формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается  как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как  физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

     Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем  обществе неполных семей. «Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья- это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок» [27; С. 29].

     Причины увеличения числа семей с одним родителем

     Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

    • изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
    • распространение добрачных связей,
    • изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
    • утрата семьей своей производственной функции;
    • неподготовленность молодежи к браку;
    • завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
    • алкоголизм и наркомания.

     Источники формирования неполных семей:

     Выделяют  несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.) [27; С. 87].

Информация о работе Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей