Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Влияние социальной среды на развитие личности детей дошкольного возраста 5
1.1. Семья как малая группа в социальной психологии 6
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Результаты и анализ полученных данных 21
2.3. Практические рекомендации родителям в неполных семьях 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Метод предъявления:
Рисунки
предъявляются ребенку
Во
избежание персеверативных
Количественный анализ.
На
основании данных протокола вычисляется
индекс тревожности ребенка (ИТ), который
равен процентному отношению числа эмоционально-негативных
выборов (печальное лицо) к общему числу
рисунков.
Число эмоционально негативных выборов
ИТ=
------------------------------
14
Интерпретация результатов:
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Методика «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из этих картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствия усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями.
Оценка результатов:
10 баллов
– ребенок справился с
8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
6-7 баллов
– время поиска всех
4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 36 до 40 секунд
2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов заняло от 41 до 45 секунд.
0-1балл
– время поиска всех
Цель методики: определение уровня развития восприятия.
Экспериментальный
материал: серия рисунков, секундомер,
бланк для занесения результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Таблица №1
Сводная таблица данных по неполным семьям
Ф.И. | Критерий агрессивности (балл) | Тревожность (%) | Уровень восприятия (балл) |
А. С. | 11 | 42 | 5 |
Б. Н. | 8 | 50 | 9 |
Е. Т. | 16 | 64 | 7 |
Ж. Д. | 17 | 57 | 5 |
К. Л. | 7 | 71 | 3 |
К. А. | 15 | 64 | 8 |
М. А. | 15 | 78 | 5 |
Н. М. | 7 | 64 | 9 |
С. О. | 7 | 57 | 7 |
С. Л. | 6 | 42 | 8 |
Ф. С. | 6 | 28 | 5 |
Я. С. | 7 | 28 | 3 |
Сред. балл (%) | 10,2 | 54 | 6,1 |
Таблица №2
Сводная таблица данных по полным семьям
Ф.И. | Критерий агрессивности (балл) | Тревожность (%) | Уровень восприятия (балл) |
В. В. | 7 | 14 | 10 |
Е. Л. | 7 | 21 | 9 |
К. К. | 7 | 28 | 7 |
К. Л. | 6 | 35 | 5 |
К. Н. | 5 | 28 | 10 |
К. А. | 1 | 14 | 7 |
М. Е. | 5 | 42 | 5 |
Н. Н. | 4 | 50 | 9 |
П. С. | 3 | 28 | 7 |
С. К. | 3 | 14 | 7 |
Щ. А. | 1 | 21 | 7 |
Сред. балл (%) | 4,5 | 27 | 7,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума
Проверить, выполняются ли ограничения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Алгоритм подсчета критерия U Манна-Уитни
nx * (nx +1)
U= (n1+n2) + --------------- - Tx
2
Где n1- количество испытуемых в выборке 1;
n2- количество испытуемых в выборке 2;
Tx- большая из двух ранговых сумм;
nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Информация о работе Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей