Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Влияние социальной среды на развитие личности детей дошкольного возраста 5
1.1. Семья как малая группа в социальной психологии 6
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Результаты и анализ полученных данных 21
2.3. Практические рекомендации родителям в неполных семьях 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

дети из полных и неполных семей.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок  убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают  от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок  стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

      Метод предъявления:

    Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором  в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходит в отдельной  комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

  • Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  • Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  • Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое будет  у этого ребенка лицо, веселое или печальное?».
  • Одевание. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) одевается».
  • Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  • Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».
  • Умывание. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  • Выговор. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».
  • Игнорирование. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».
  • Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».
  • Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  • Изоляция. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное?».
  • Ребенок с родителями.   «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  • Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет  у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

      Во  избежание персеверативных выборов  у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Количественный  анализ.

      На  основании данных протокола вычисляется  индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. 

Число эмоционально негативных выборов

ИТ=   --------------------------------------------------------      х 100%

14

Интерпретация результатов:

  • Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)
  • Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50 %)
  • Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

     Методика  «Чего не хватает  на этих рисунках»  Р.С. Немова

     Суть  этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из этих картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

     Проводящий  психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

     Оценки  даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствия усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями.

     Оценка  результатов:

    10 баллов  – ребенок справился с заданием  за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих  на картинках предметов.

    8-9 баллов  – время поиска ребенком всех  недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

    6-7 баллов  – время поиска всех недостающих  предметов заняло от 31 до 35 секунд

    4-5 баллов - время поиска всех недостающих  предметов заняло от 36 до 40 секунд

    2-3 балла  - время поиска всех недостающих  предметов заняло от 41 до 45 секунд.

    0-1балл  – время поиска всех недостающих  деталей в целом больше, чем  45 секунд

     Цель  методики: определение уровня развития восприятия.

     Экспериментальный материал: серия рисунков, секундомер, бланк для занесения результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
 
 

     Таблица №1

     Сводная таблица данных по неполным семьям

Ф.И. Критерий  агрессивности (балл) Тревожность (%) Уровень восприятия (балл)
А. С. 11 42 5
Б. Н. 8 50 9
Е. Т. 16 64 7
Ж. Д. 17 57 5
К. Л. 7 71 3
К. А. 15 64 8
М. А. 15 78 5
Н. М. 7 64 9
С. О. 7 57 7
С. Л. 6 42 8
Ф. С. 6 28 5
Я. С. 7 28 3
Сред. балл (%) 10,2 54 6,1

       

     Таблица №2

     Сводная таблица данных по полным семьям

Ф.И. Критерий  агрессивности (балл) Тревожность (%) Уровень восприятия (балл)
В. В. 7 14 10
Е. Л. 7 21 9
К. К. 7 28 7
К. Л. 6 35 5
К. Н. 5 28 10
К. А. 1 14 7
М. Е. 5 42 5
Н. Н. 4 50 9
П. С. 3 28 7
С. К. 3 14 7
Щ. А. 1 21 7
Сред. балл (%) 4,5 27 7,7
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 5

     Алгоритм  подсчета критерия Q Розенбаума

 Проверить,  выполняются ли ограничения: 

  • Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 – ту, где значения предположительно ниже.
  • Определить самое высокое (максимальное) значение в выборке 2.
  • Подсчитать количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2. Обозначить  полученную величину как S1.
  • Определить самое низкое (минимальное) значение в выборке 1.
  • Подсчитать количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1. Обозначить полученную величину как S2.
  • Подсчитать эмпирическое значение Q по формуле: Q=S1+S2
  • По. Табл. 1 Приложения 1 определить критические значения Q для данных n1 и n2. Если Qэмп. = 0,05 или превышает его, Hо отвергается.
  • При n1, n2  >23 сопоставить полученное эмпирическое значение с Qкр.=7 (p<0,05) и Qкр. =10 (p<0,01). Если Qэмп. Превышает или по крайней мере равняется Qкр.= 7, Hо отвергается.
 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 6

     Алгоритм  подсчета критерия U Манна-Уитни

  • Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки.
  • Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 – другим, например, синим.
  • Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь, к какой выборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой.
  • Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (n1+n2).
  • Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные в один ряд, синие - в другой.
  • Подсчитать сумму рангов отдельно на красных карточках (выборка 1) и на синих карточках (выборка 2). Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
  • Определить большую из двух ранговых сумм.
  • Определить значение U по формуле:

                nx * (nx +1)

U= (n1+n2) +  ---------------  - Tx

          2

Где n1- количество испытуемых в выборке 1;

n2- количество испытуемых в выборке 2;

Tx- большая из двух ранговых сумм;

nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

  • Определить критические значения U по табл. 2 Приложения 1.
  • Если Uэмп. > Uкр 0,05, Hо принимается. Если Uэмп  < Uкр0,05, Hо отвергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.

Информация о работе Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей