Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Влияние социальной среды на развитие личности детей дошкольного возраста 5
1.1. Семья как малая группа в социальной психологии 6
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Результаты и анализ полученных данных 21
2.3. Практические рекомендации родителям в неполных семьях 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается от роли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношения между супругами. Младенец - их единственный ребенок, вокруг которого сосредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьи создаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизни оказывается ребенок. Безусловно, обязанности у матери по отношению к ребенку, особенно в первые годы его жизни, значительно шире, чем у отца. Таково предназначение женщины-матери [18; С. 154].
При рождении второго малыша снова изменяется положение каждого члена семьи. "Король-малыш" неожиданно оказывается "свергнутым с престола". Отныне он должен занять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама и папа, неведомо почему, допустили. Это случилось потому, что новый человек - младенец - занял место первого ребенка, который ищет возможность восстановить свое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийся малыш привыкает к своему месту в семье в качестве "младенца". Но такое его положение для старшего ребенка имеет совсем иной смысл.
Когда появляется третий ребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в ней трое детей. Старшего "свергли с престола" еще раньше, и сейчас настала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине - между старшим и младшим каждым последующим родившимся ребенком семейное сообщество принимает новое очертание, с новыми воздействиями друг на друга и новыми взаимосвязями. Наверное, поэтому дети в одной и той же семье так не похожи друг на друга, несмотря на то, что они воспитываются вместе. Можно скорее найти сходство между старшими детьми одного возраста двух различных семейств, нежели между первым и вторым ребенком одной семьи. По мере развития семьи каждый ее ребенок утверждает себя по-своему. Очень часто положение одного из детей кажется более предпочтительным. Иногда создается впечатление, что второй ребенок несет "угрозу" первому. Это же относится порой и к старшему ребенку, если малыш будет пытаться его превзойти.
Роль старшего среди детей в одной семье целиком зависит от того, как каждый отдельный ребенок ее понимает. Не все первенцы стремятся быть ведущими. Любая семья является уникальной в этом вопросе благодаря своим толкованиям взаимоотношений. Раннее осмысление роли лидера оставляет у человека впечатление на всю жизнь. А зависит оно от воспитания в родительской семье.
В нашем исследовании принимали участие 23 ребенка – воспитанники ДОУ № 26 «Журавленок» г. Надыма ЯНАО. При выборе испытуемых нами было выдвинуто два критерия: 12 человек из полных семей и 11 испытуемых из неполных семей.
Целью экспериментального исследования является изучение социально - психологических различий у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Гипотеза нашего исследования:
Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.
Исследование включало следующие этапы:
На первом этапе проводилось анкетирование по методике «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), направленная на диагностику агрессивного ребенка. Методика разработана для психологов, воспитателей, педагогов (см. приложение 1).
На втором этапе использовали методику «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, которая направлена на исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми (см. приложение 2).
На
третьем этапе исследовали уровень
развития восприятия у детей дошкольного
возраста с помощью методики «Чего
не хватает» Р.С. Немова (см. приложение
3).
После проведения всех этапов исследования мы получили следующие результаты (см. сводные таблицы данных в приложении 4).
После проведения первого этапа мы наблюдаем, что показатели у детей из неполных семей выше, чем показатели у детей из полных семей.
Рис.1 Критерий агрессивности ребенка
Из рис. 1. видно, что у детей дошкольного возраста из неполных семей наблюдаются высокие показатели уровня агрессивности.
Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума (см. приложение 5). Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.
С помощью Q – критерия Розенбаума мы исследовали различия уровней агрессивности в двух наших группах. Различия в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 5,7. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где Q= 13 (чем выше значение Q, тем достоверность различий выше), при p >0,01. Таким образом, таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных и полных семей становится математически обоснованным.
Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объяснения. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников. Возможно, в данном случае, высокие показатели уровня агрессивности у детей дошкольного возраста из неполных семей наблюдаются из-за того, что единственный родитель или лицо, его замещающее, не может в силу многих причин создать необходимые условия для гармонического развития ребенка, идеалом воспитания которого является полная моногамная семья с разделенными в ней функциями отца и матери. Отчуждение взрослого может стать причиной возникновения у ребенка таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность.
Агрессивный ребенок имеет следующие личностные особенности: нападает на остальных детей, обзывает других и бьет, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Он часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских, отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
Результаты после проведения второго этапа показывают, что уровень тревожности в неполных семьях также намного выше, чем у детей из полных семей. На рис. 2 мы можем это увидеть.
Рис.2 Данные исследования тревожности
Анализ результатов исследования тревожности с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей дошкольного возраста из неполных семей равен 54%, а у детей дошкольного возраста из полных семей равен 27%. С помощью математического анализа и Q – критерия Розенбаума мы исследовали различия у наших групп, они попали в зону значимости, Q = 12, при p >0,01.
За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Наблюдается такой факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.
Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Для третьей методики нами был выбран U – критерий Манна-Уитни (см. приложение 6). Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Позволяет выявлять различия между малыми выборками. Мы исследовали различия уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста из неполных и полных семей. Математический анализ с помощью U – критерия Манна-Уитни показал, что различия между нашими группами по данному критерию попадают в область не значимости, где U= 43 при p>0,05. Это позволяет сделать вывод, что тенденция взаимообусловленности уровня развития восприятия не прослеживается. В целом по двум группам, уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста в неполных и полных семьях ненамного отличается.
1.
Ребенку следует объяснить,
2.
Постараться не менять место
жительства, потому что ребенок
теперь сильнее, чем когда-
3.
При вынужденной перемене
4.
Помогать ребенку взрослеть и
становиться самостоятельным,
5.
Постараться как можно проще
разрешать возможные
Информация о работе Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей