Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение влияния социальной среды на различия в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в социально-психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей;
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Влияние социальной среды на развитие личности детей дошкольного возраста 5
1.1. Семья как малая группа в социальной психологии 6
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Результаты и анализ полученных данных 21
2.3. Практические рекомендации родителям в неполных семьях 24
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

дети из полных и неполных семей.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)
"justify">     6. Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.

     7. По возможности следует обеспечить  ребенку наблюдение психолога.

     8. И все же самое главное, что  может сделать одинокий родитель, - это по возможности обрести  собственную семью, заменить недостающего  родителя.

     Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

    • не заниматься воспитанием в плохом настроении;
    • понять, чего вы хотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;
    • предоставить ребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Не подменять воспитание опекой;
    • не подсказывать готовое решение - подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;
    • непременно хвалить ребенка за успех;
    • научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;
    • если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное;
    • оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у дитя будет в порядке;
    • с ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;
    • в случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше - для их профилактики - следует обратиться за помощью к психологу.

     ВЫВОДЫ

 

     Проанализировав результаты нашего исследования, мы делаем следующие выводы:

    1. Дети дошкольного возраста из неполных семей более агрессивны, чем дети из полных семей. Они имеют следующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывают других и бьют, намеренно употребляют грубые выражения, одним словом, становятся «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
    2. Дети дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем дети из полных семей. Портрет тревожного ребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
    3. Наша гипотеза подтвердилась частично. Дети дошкольного возраста из неполных детей более агрессивны, тревожны, чем дети из полных семей. Уровень развития восприятия у детей приблизительно одинаков, разница несущественная.

                            

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     На  протяжении всего детства семья  для ребенка играет важную роль в  развитии личности. Как будет вести  себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии  находится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать.

     Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают  большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков  и т. д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления.

     Без прочных чувств, без правильно  воспитанных эмоций все приобретенное  остается лишь балластом, «мертвым капиталом».

     Существенным  фактором, дисциплинирующим и активизирующим работу нервной системы ребенка, является его собственная активность, его деятельность. Деятельность, как известно, является потребностью всякого растущего детского организма и необходимым условием его физического и психического развития.

     Нередко, взрослые удивляются тому, как мог ребенок бурно, буквально трагически, отреагировать на потерю своей игрушки и остаться равнодушным к действительно горестным событиям, таким, как тяжелая болезнь родного человека. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка очень мал, многого он еще не понимает, а значимость явлений для него определяется нередко простой яркостью и связью их с самым для него эмоциональным занятием — игрой.

     Для младшего дошкольника все еще  свойственна неустойчивость чувств, быстрая смена настроений. Так, малыш  слезно просил у матери дать ему новые цветные карандаши, и, пока мать их искала, он, увидев мишку, пошел с ним «гулять», забыв о своей просьбе.

     Эмоции  старших дошкольников в сравнении  с младшими отличаются большей устойчивостью. Изменить их эмоциональные состояния не так легко. Раз возникшее чувство удерживается продолжительное время.

     Чтобы вызвать положительные эмоции у  младших дошкольников, как правило, достаточно создать ту или иную красочную, внешне яркую обстановку. Опираясь на вызванные таким образом чувства, можно успешно действовать на ребенка. Для того чтобы вызвать положительные эмоции у старших дошкольников, бывает недостаточно яркости обстановки; в этом случае важно содержание, значимость воздействующих раздражителей. Это существенное усложнение личностного состояния ребенка, которое необходимо учитывать родителям при использовании эмоции как сильнейшего фактора, влияющего на поведение ребенка.

     Однако  само понятие «красивое» у детей  часто отличается своеобразием. Им часто нравится яркое сочетание  красок, нередко изображающее предмет в нереалистическом виде.

     Итак, своеобразен эмоциональный мир  у нашего дошкольника. Он, конечно, более  упрощен, чем наш, но зато он ярче, контрастнее, более «ненасытный», все впитывающий  в себя детский мир.

     В результате проведенного исследования эмоционально сферы ребенка нами были сделаны следующие выводы:

     В данной работе была рассмотрена специфика  эмоций и чувств у детей дошкольного  возраста в полных и неполных семьях.

     В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности влияния эмоциональной сферы детей на их общение со сверстниками и взрослыми.

     Особенностью  личностной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная  возбудимость, которая накладывает  отпечаток на весь психический облик ребенка. Свои переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его личностной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития личности.

     Сравнительное исследование личностной сферы детей  дошкольников из неполных семей, доказало гипотезу о том, что отрицательные  эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей  формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми. При всем этом, личность ребенка развивается. Своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка из неполной семьи и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология: Учеб. для  студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с. - Библиогр.: с. 370-374 и в конце  гл. Имен. указ.: с. 366-369. 
  2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. М., 1972. – 187 с.
  4. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996. – 38 с.
  5. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1990. – 84 с.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989. – 198 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998. – 107 с.
  8. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002. – 56 с.
  9. Брайн Ш. Тесты для детей. - Тюмень, 1996. – 38 с.
  10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. – 169 с.
  11. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003. – 89 с.
  12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна. - М., 1995. – 128 с.
  13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002. – 56 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – 323 с.
  15. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. – 118 с.
  16. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340.
  17. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978. – 59 с.
  18. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996. – 78 с.
  19. Изард К. Эмоции человека /Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. – 115 с.
  20. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994. – 168 с.
  21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. – 43 с.
  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997. – 215 с.
  23. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. –  240 с.
  24. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. – 180 с.
  25. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  26. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис. ...д-ра психол. наук. М., 1996. – 108 с.
  27. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 68 с.
  29. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
  30. Экспериментальная психология. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 2000. С.133–142.
 
 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Методика  «Критерии агрессивности  у ребенка»

     (Лаврентьева  Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, починять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Интерпретация результатов.

     Положительный ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в один балл.

     Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

     Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

     Низкая  агрессивность – 1-6 баллов.

     Цель  методики: диагностика агрессивного ребенка.

     Экспериментальный материал: бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     Методика  «Тест тревожности»

     (Р.  Тэммл, М. Дорки  и В. Амен, 1992)

     Задачи  метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду    типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

     Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит  в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

     Испытуемые  – дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

     Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5*11 см. каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок  играет с двумя малышами).

Рис. 2. ребенок и мать с младенцем (ребенок  идет рядом с матерью, которая  везет коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает  от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле  и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в  ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

Рис. 9. игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

Информация о работе Социально-психологические особенности детей из полных и не полных семей