Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2.теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3.экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Трудовой коллектив как малая группа 5
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива 14
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 37
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования 37
2.2.Описание используемых методов и методик 38
2.3. Обработка полученных данных 40
2.4 Рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях современной научно-
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.
От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Актуальность данной проблемы диктуется проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психологических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Для экспериментального исследования влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат использованы методы:
а) методика О.Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива», (см. приложение №1)
б)
методика диагностики
Объектом исследования выступает трудовой коллектив и его члены.
Предметом изучения являются стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации.
В
связи с этим выдвигается гипотеза о связи
между стратегиями поведения в конфликте
членов коллектива и социально-психологическим
климатом.
1.СОЦИАЛЬНО-
1.1. Трудовой коллектив как малая группа
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Ньюком указывают следующие критерии определения и выделения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число составляющих ее членов.
Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:
Г. Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга».
М. и К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам.
Согласно Х.Томе и Х.Фегеру, основной признак группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе.
Г. Хоманс также считает, что частота взаимодействия, его длительность и порядок - главные характеристики понятия «малая группа».
Другие толкования понятия «малая группа»:
1. собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
2. миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом;
3. жизненное пространство личности.
Многообразие определения понятия «малая группа» вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения формируются. К началу 70-х годов зарубежные авторы насчитывали девять концепций, определивших развитие групповой психологии. К ним относятся:
1. Теория поля, которая берет начало в работах К. Левина. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из теории множеств, а динамические свойства – понятиями психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамках этого подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории соперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории групповых притязаний.
2. Интеракционистская концепция, согласно которой, группа – есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность, взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные аспекты группы.
3. Теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.
4.
Социометрическое направление
5. Психоаналитическая ориентация базируется на идеях З. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.
6.
Общепсихологический подход
7.
Эмпирико-статистическое
8. Формально-модельный подход базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории моделей и теории множеств.
9. Теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно ему поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительное подкрепление) и расходов или наказаний (отрицательное подкрепление). Идеи этой теории легли в основу социально-психологических теорий малых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и Г. Келли, которые избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения и перенося результаты анализа на большие по объему группы.
Преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок и разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие обще-групповые обобщения, а призванные объяснить узкий круг эмпирических фактов, относящихся к тому или иному отдельному групповому феномену.
В
отечественной групповой
1.
Деятельностный подход
2.
Социометрическое направление
3. Параметрическая концепция создана Л.И. Уманским. Основная идея состоит в том, что поэтапное развитие малой группы (контактной, по Л.И. Уманскому) осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. В рамках этой концепции изучаются организационные и динамические характеристики групп.
4.
Организационно-управленческий
Таким образом, малая группа - это ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:
а) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
б) обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;
в) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
г) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;
д) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
е) обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;
ж) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;
з) представляют себя как членов данной группы и аналогично воспринимаются со стороны.(Донцов А.И.)
Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа - первичный трудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив – это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Таким образом, основная деятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействий в нем, а также его психологические особенности. Выделяют следующие типы совместной деятельности, возникающие на основе единых организационно-экономических связей в группе.
Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива