Социально-психологический климат трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, курсовая работа

Описание

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2.теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3.экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Трудовой коллектив как малая группа 5
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива 14
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 37
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования 37
2.2.Описание используемых методов и методик 38
2.3. Обработка полученных данных 40
2.4 Рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 433.50 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях современной научно-технической  революции  постоянно  растет интерес к явлению социально-психологического    климата    коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими  требованиями к уровню психологической включенности индивида в его  трудовую  деятельность и усложнением психической  жизнедеятельности  людей, постоянным  ростом  их личностных притязаний.

     Формирование  благоприятного социально-психологического  климата трудового коллектива является одним из важнейших условий  борьбы  за  рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.  Вместе  с  тем, социально-психологический климат  является  показателем уровня  социального развития коллектива  и  его  психологических  резервов,  способных к более полной  реализации.  А  это,  в  свою  очередь, связано с перспективой возрастания   социальных  факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

     От  уровня оптимальности социально-психологического   климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве  фактора  эффективности  тех  или  иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так  и их изменения под влиянием социального  и  научно-технического  прогресса.

     Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная  атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты, но и перестраивает человека, формирует его  новые  возможности и проявляет потенциальные.

     Актуальность  данной проблемы диктуется проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психологических воздействий.

     Основной  целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
  2. теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
  3. экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.

Для экспериментального исследования влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат использованы методы:

      1. метод наблюдения;
      2. метод тестирования;

           а) методика О.Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива», (см. приложение №1)

           б) методика диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К.Томаса, (см. приложение №2)

     Объектом  исследования выступает трудовой коллектив и его члены.

     Предметом изучения являются стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации.

     В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями поведения в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом. 

     1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

     1.1. Трудовой коллектив как малая группа

     В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Ньюком указывают следующие критерии определения и выделения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число составляющих ее членов.

     Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:

  • взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует,
  • определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
  • обособление лидеров, влияющих на остальных;
  • общность целей, деятельности и организации;
  • наличие у членов группы чувства «мы», единства группы;
  • сплоченность.

     Г. Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга».

     М. и К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу  и к другим группам и их членам.

     Согласно  Х.Томе и Х.Фегеру, основной признак группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе.

     Г. Хоманс также считает, что частота взаимодействия, его длительность и порядок - главные характеристики понятия «малая группа».

     Другие  толкования понятия «малая группа»:

     1. собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;

     2. миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом;

     3. жизненное пространство личности.

     Многообразие  определения понятия «малая группа»  вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения формируются. К началу 70-х годов зарубежные авторы насчитывали девять концепций, определивших развитие групповой психологии. К ним относятся:

     1. Теория поля, которая берет начало в работах К. Левина. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из теории множеств, а динамические свойства – понятиями психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамках этого подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории соперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории групповых притязаний.

     2. Интеракционистская концепция, согласно которой, группа – есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность, взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные аспекты группы.

     3. Теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

     4. Социометрическое направление представляет  группу через анализ внутригрупповых отношений.

     5. Психоаналитическая ориентация базируется на идеях З. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.

     6. Общепсихологический подход заключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения, прежде всего в анализе таких индивидуальных процессов как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

     7. Эмпирико-статистическое направление,  согласно которому основные понятия групповой теории должны выводится из результатов статистических процедур, таких как факторный анализ, а не формироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования  личности и представленных  в  исследованиях Р. Кеттелла, предложившего одну из теорий группового поведения.

     8. Формально-модельный подход базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории моделей и теории множеств.

     9. Теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно ему поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительное подкрепление) и расходов или наказаний (отрицательное подкрепление). Идеи этой теории  легли в основу социально-психологических теорий малых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и Г. Келли, которые избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения и перенося результаты анализа на большие по объему группы.

     Преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в  интеграции  и взаимопроникновении подходов, в стирании  строго  очерченных  концептуальных рамок и разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие обще-групповые обобщения, а призванные объяснить узкий круг эмпирических фактов, относящихся к  тому или иному отдельному групповому феномену.

     В отечественной групповой психологии выделяют четыре исследовательских подхода:

     1. Деятельностный подход основывается  на  принципе  деятельности.  Его приложение к исследованию группы вызвало к жизни стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевую концепцию группы М.Г. Ярошевского и концепцию Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.

     2. Социометрическое направление базируется  на широком использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства познания группы. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Л.И. Коломинский.

     3. Параметрическая концепция создана Л.И. Уманским. Основная идея состоит в том, что поэтапное развитие малой группы (контактной, по Л.И. Уманскому) осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. В рамках этой концепции изучаются организационные и динамические характеристики групп.

     4. Организационно-управленческий подход  основан на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности. У истоков этого подхода стоял Е.С. Кузьмин. В рамках работ этого направления группа рассматривается как субъект управления. (Кузьмин Е.С.)

     Таким образом, малая группа - это ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

     а) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

     б) обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;

     в) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

     г) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

     д) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

     е) обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

     ж) связаны достаточно определенными и  стабильными  эмоциональными отношениями;

     з) представляют себя как членов данной  группы  и  аналогично  воспринимаются  со  стороны.(Донцов А.И.)

     Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа - первичный трудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив – это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством  одного и того же руководителя общую производственную задачу. Таким образом, основная деятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействий в нем, а также его психологические особенности. Выделяют следующие типы совместной деятельности, возникающие на основе единых организационно-экономических связей в группе.

Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива