Социально-психологический климат трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, курсовая работа

Описание

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2.теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3.экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Трудовой коллектив как малая группа 5
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива 14
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 37
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования 37
2.2.Описание используемых методов и методик 38
2.3. Обработка полученных данных 40
2.4 Рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 433.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, по итогам экспериментального исследования можно сказать,  что высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций,  взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива.

     Таким образом, получает  подтверждение  гипотеза о том, что между выбором  индивидом стратегии поведения и социально-психологическим климатом коллектива существует тесная связь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Рекомендации

     Руководитель, видя в окружающих врагов, не вольно превращает в них тех, кто мог  бы быть им другом. Возможных единомышленников он превращают в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, он должен:

  • научиться быть более терпимыми и доброжелательными
  • чаще нужно передавать инициативу собеседнику в разговоре,
  • нужно чаще становиться оцениваемым, а не оценивающим
  • если кто-то совершил ошибку, нужно обращать внимание не на этот факт, а на свою реакцию
  • нужно учиться говорить меньше, тише, мягче,
  • учиться сдерживать свои отрицательные эмоции
  • нужно использовать любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и его действиях хорошее
  • нужно учиться мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Проигрыш – это новый опыт и возможность извлечь из этого урок!
 

     Большей части персонала (предпочитающие тактику  уклонение и приспособление)

  • нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других. становиться более самостоятельным
  • учиться захватывать инициативу в разговоре и делах
  • в жизни и общении учитесь быть не оцениваемым, а оценивающим
  • чаще, свободнее выражать свои эмоции
  • учиться говорить громко и уверенно
  • «наводить порядок», т.е. делать замечания работникам
  • быть уверенным в себе и в своих силах
  • разрешать себе любые разумные, но нестандартные поступки

     Если  коллективом будут выполнены, выше перечисленные, рекомендации, то они  научатся управлять собой и своими эмоциями. Это значит, они научаться  понимать друг друга и все конфликты  будут сглажены и следовательно  социально-психологический климат будет благоприятным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива, конфликта.

     Трудовой  коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

     Социально-психологический  климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

     Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.

     Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

     Было  проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, методику О.Немова «социально-психологическая самооценка коллектива», диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов трудового коллектива по методике К. Томаса,

     В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. По методике О. Немова было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке, но правдивость оказалась на низком уровне. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, а руководителю свойственно противоборство.

     В результате проведенного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и социально-психологическим климатом в коллективе. Высокая потребность в одобрении со стороны руководства у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций,  взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева  Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
  1. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .
  1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов  В.Н.,  Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1993. - 207 с.
  1. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе - СПб: Лениздат, 1990.
  1. Ершов  А.А.,  Личность  и  коллектив:  Межличностные  конфликты  в коллективе, их разрешение. - Л., 1996 .
  1. Ковалев  А.Г.,  Коллектив  и  социально-психологические  проблемы руководства.- М.,Политиздат, 1995, 271с.
  1. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение - М.: Наука, 1991.
  1. Кричевский  Р.Л.,  Дубовская  Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
  1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект - М.: Наука, 1991.
  1. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие - М.: Знание, 1990.
  1. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие - М.: Знание, 1990.
  1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело – 2004.
  1. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути  и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».
  1. Скотт Д.Г.,  Конфликты пути их преодоления /  Внешторгиздат,-Киев,1991.-191 с.
  1. Социальное управление: словарь-справочник - М.: МГУ, 1994
  1. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах - М.: МГУ, 1992.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

     Приложение №1 «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)

     Предлагаемая  методика позволяет делать периодические  «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

     Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

     Варианты ответов: 
«все» — 6 баллов; 
«почти все» — 5 баллов; 
«большинство» — 4 балла; 
«половина» — 3 балла; 
«меньшинство» — 2 балла; 
«почти никто» — 1 балл; 
«никто» — 0 баллов.

     Выбранные оценки записывайте в опросном листе  напротив порядкового номера соответствующих суждений.

     Опросный  лист

 
     Суждения
 
     Оценка
1      Свои  слова подтверждают делом       
2      Осуждают  проявления индивидуализма       
3      Имеют сходные убеждения       
4      Радуются  успехам друг друга       
5      Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений       
6      Умело взаимодействуют друг с другом       
7      Знают задачи, стоящие перед коллективом       
8      Требовательны друг к другу       
9      Все вопросы решают сообща       
10      Едины в оценках проблем, стоящих перед  коллективом       
11      Доверяют  друг другу       
12      Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений       
13      Бесконфликтно распределяют обязанности между  собой       
14      Знают итоги работы коллектива       
15      Никогда и ни в чем не ошибаются       
16      Объективно  оценивают свои успехи и неудачи       
17      Личные  интересы подчиняют интересам коллектива       
18      Одному  и тому же посвящают свой досуг       
19      Защищают  друг друга       
20      Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений       
21      Взаимно дополняют друг друга в работе       
22      Знают положительные и отрицательные  стороны работы коллектива       
23      Работают над решением задач и проблем с полной отдачей       
24      Не  остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива       
25      Одинаково оценивают правильность распределения  обязанностей       
26      Помогают  друг другу       
27      К новичкам, старым членам коллектива и  представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования       
28      Самостоятельно  выявляют и исправляют недостатки в  работе       
29      Знают правила поведения в коллективе       
30      Никогда и ни в чем не сомневаются       
31      Не  бросают начатое дело на полпути       
32      Отстаивают  принятые в коллективе нормы поведения       
33      Одинаково оценивают интересы коллектива       
34      Искренне  огорчаются при неудачах коллег       
35      Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений       
36      Быстро  разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач       
37      Хорошо  знают свои обязанности       
38      Сознательно подчиняются дисциплине       
39      Верят в свой коллектив       
40      Одинаково оценивают неудачи коллектива       
41      Тактично  ведут себя в отношении друг друга       
42      Не  подчеркивают своих преимуществ  перед новичками и представителями  других подразделений       
43      Быстро  находят между собой общий  язык       
44      Хорошо  знают приемы и методы совместной работы       
45      Всегда  и во всем правы       
46      Общественные  интересы ставят выше личных       
47      Поддерживают  полезные для коллектива начинания       
48      Имеют одинаковые представления о нормах нравственности       
49      Доброжелательно относятся друг к другу       
50      Тактично  ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений       
51      Берут на себя руководство коллективом, если потребуется       
52      Хорошо  знают работу товарищей по коллективу       
53      По-хозяйски относятся к имуществу фирмы       
54      Поддерживают  сложившиеся в коллективе традиции       
55      Дают  одинаковые оценки социально значимым качествам личности       
56      Уважают друг друга       
57      Тесно сотрудничают с новичками и членами  других коллективов       
58      Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости       
59      Знают черты характера друг друга       
60      Все умеют делать       
61      Ответственно  выполняют любую работу       
62      Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим  коллектив       
63      Одинаково оценивают правильность распределения  поощрений       
64      Поддерживают  друг друга в трудные минуты       
65      Радуются  успехам новичков и представителей других подразделений       
66      Действуют слаженно и организованно в сложных  ситуациях       
67      Хорошо  знают привычки и склонности друг друга       
68      Активно участвуют в общественной работе       
69      Постоянно заботятся об успехах коллектива       
70      Одинаково оценивают справедливость наказаний       
71      Взаимно относятся друг к другу       
72      Искренне  сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений       
73      Быстро  находят вариант распределения  обязанностей, который устраивает всех       
74      Хорошо  знают, как обстоят дела друг у  друга       
 

     Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

     Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

     Показатель      Вопросы
1 Стремление  к сохранению целостности группы 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69
2 Сплоченность (единство отношений) 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70
3 Контактность (личные взаимоотношения) 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71
4 Открытость 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72
5 Организованность 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73
6 Информированность 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74
7 Ответственность 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

      

     0-20 баллов – низкий уровень

     20-40 баллов – средний уровень

     40-60 баллов – высокий уровень 
 

     Приложение №2 Тест К.Томаса 

     Инструкция:

     В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вас. На листе ответов обведите кружочком цифру или букву соответствующую вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.  

     1а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива