Социально-психологический климат трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, курсовая работа

Описание

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2.теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3.экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Трудовой коллектив как малая группа 5
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива 14
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 37
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования 37
2.2.Описание используемых методов и методик 38
2.3. Обработка полученных данных 40
2.4 Рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 433.50 Кб (Скачать документ)

     Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

     Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «не выигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

     Стиль компромисса заключается в таком поведении входе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «не проигрыш –не выигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

     Анализ  полученных данных показал, что подавляющая и избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют  возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и избегательная стратегии сопряжены с деривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе, слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в невербальном поведении и высказываниях.

     Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

     2.1. Анализ группы и описание этапов исследования

     Исследование  социально-психологического климата в трудовом коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.

     На  втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» и диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

     Исследование проводилось в трудовом коллективе аптеки, состоящем из 6 человек, из них 4 женщины и 2 мужчины.

     Возрастной  состав членов коллектива: от 17 до 48 лет.

     Образование: среднее полное, среднее специальное и высшее.

     Профессии: директор, заведующая аптекой, бухгалтер, фармацевт, санитарка.

        Табл. 1 Описание коллектива

№ п/п пол возраст должность образование
1 Жен. 48 Фармацевт Среднее специальное
2 Жен. 28 Бухгалтер Высшее
3 Жен. 41 Заведующая  аптекой Средне специальное
4 Жен. 17 Санитарка Среднее полное
5 Муж. 24 Фармацевт Среднее специальное
6 Муж. 41 Директор Высшее

     2.2.Описание используемых методов и методик

     Для проверки  выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения, а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены: методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» (см. приложение №1) и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (см. приложение №2).

  1. Методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива»

     Предлагаемая  методика позволяет делать периодические  «срезы» с целью диагностики  состояния психологического климата  в коллективе, прослеживать эффективность  тех или иных мероприятий и  их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

  1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

     В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

     Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Обработка полученных данных

     В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. С первого взгляда, обстановка спокойная, конфликтов не происходит, но периодически между членами коллектива возникают споры.

     Для точного выявления социально-психологического климата коллектива, была применена методика, О.Немова. В результате было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке (максимальный балл по каждому показателю составляет 60 баллов). Эти результаты также свидетельствует о достаточно спокойной обстановке в коллективе, о его низкой конфликтности, об отсутствии раздражителей между его членами(таб. №1). Однако если учесть шкалу достоверности (максимальный балл-24), то можно сделать вывод, что члены коллектива отвечали на вопросы методики неправдиво или отнеслись к этому не достаточно серьезно. С чем же это связано?

     Таб.2 «Результаты методики О.Немова - Социально-психологическая самооценка коллектива»

Показатель 1 2 3 4 5 6 Общая оценка показателя
Стремление  к сохранению целостности группы 60 48 50 47 46 53 50,7

(max 60)

Сплоченность 48 46 44 37 42 51 44,7

(max 60)

Контактность 60 54 52 52 49 58 54,2

(max 60)

Открытость 60 50 51 51 47 52 51,8

(max 60)

Организованность 57 49 47 46 49 53 50,2

(max 60)

Информированность 48 44 49 45 42 58 47,7

(max 60)

Ответственность 58 47 49 44 42 55 49,2

(max 60)

Шкала достоверности 1 11 9 13 8 3 7,5

(max 24)

     Для ответа на данный вопрос была применен тест описания поведения К.Томаса. В  результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения (таб. №2). Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику уклонение, у 3 из 6, в числе которых у одного члена коллектива наряду с тактикой уклонение также преобладает тактика приспосабливание. У одного респондента ярко выражена тактика противоборство, им является руководитель организации.

     Таб. 3 «Результаты диагностики по методике К. Томаса»

Противоборство Сотрудничество Компромисс Уклонение Приспосабливание
1 3 8 7 6 6
2 2 5 6 10 7
3 4 5 6 9 6
4 2 10 8 5 5
5 1 4 7 9 9
6 12 6 6 5 1
 

     Полученные  данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. Также было установлено, что руководство придерживается тактики противоборство. Исходя из этого, можно сделать вывод, что члены коллектива в какой-то степени боятся руководителя. Они предпочитают держать недовольство в себе, чем портить отношения с начальством. Именно это порождает мелкие конфликты, которые со временем могут перерасти и в более крупные.

Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива