Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта,
2.теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,
3.экспериментальное исследование влияния стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации на социально-психологический климат.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Трудовой коллектив как малая группа 5
1.2. Социально-психологический климат трудового коллектива 14
1.3. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 37
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования 37
2.2.Описание используемых методов и методик 38
2.3. Обработка полученных данных 40
2.4 Рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.
Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «не выигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.
Стиль компромисса заключается в таком поведении входе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «не проигрыш –не выигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.
Анализ полученных данных показал, что подавляющая и избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и избегательная стратегии сопряжены с деривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе, слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в невербальном поведении и высказываниях.
Таким
образом, конфликт в трудовом коллективе
- это осознанное противоречие между общающимися
членами этого коллектива, который сопровождается
попытками его решить на фоне эмоциональных
отношений. Для разрешения конфликтов
члены коллектива пользуются определенными
стратегиями поведения, а именно стратегией
конкуренции, приспособления, избегания,
компромисса и сотрудничества.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
2.1. Анализ группы и описание этапов исследования
Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» и диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Исследование проводилось в трудовом коллективе аптеки, состоящем из 6 человек, из них 4 женщины и 2 мужчины.
Возрастной состав членов коллектива: от 17 до 48 лет.
Образование: среднее полное, среднее специальное и высшее.
Профессии: директор, заведующая аптекой, бухгалтер, фармацевт, санитарка.
Табл. 1 Описание коллектива
№ п/п | пол | возраст | должность | образование |
1 | Жен. | 48 | Фармацевт | Среднее специальное |
2 | Жен. | 28 | Бухгалтер | Высшее |
3 | Жен. | 41 | Заведующая аптекой | Средне специальное |
4 | Жен. | 17 | Санитарка | Среднее полное |
5 | Муж. | 24 | Фармацевт | Среднее специальное |
6 | Муж. | 41 | Директор | Высшее |
2.2.Описание используемых методов и методик
Для проверки выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения, а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены: методика О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» (см. приложение №1) и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (см. приложение №2).
Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для
описания типов поведения людей в конфликтных
ситуациях К. Томас применяет двухмерную
модель регулирования конфликтов, основополагающими
измерениями в которой являются кооперация,
связанная с вниманием человека к интересам
других людей, вовлеченных в конфликт,
и напористость, для которой характерен
акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям
К. Томас выделяет следующие способы урегулирования
конфликтов: конкуренции (соревнования),
приспособления, компромисс, избегание,
сотрудничество.
2.3. Обработка полученных данных
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. С первого взгляда, обстановка спокойная, конфликтов не происходит, но периодически между членами коллектива возникают споры.
Для точного выявления социально-психологического климата коллектива, была применена методика, О.Немова. В результате было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке (максимальный балл по каждому показателю составляет 60 баллов). Эти результаты также свидетельствует о достаточно спокойной обстановке в коллективе, о его низкой конфликтности, об отсутствии раздражителей между его членами(таб. №1). Однако если учесть шкалу достоверности (максимальный балл-24), то можно сделать вывод, что члены коллектива отвечали на вопросы методики неправдиво или отнеслись к этому не достаточно серьезно. С чем же это связано?
Таб.2 «Результаты методики О.Немова - Социально-психологическая самооценка коллектива»
Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общая оценка показателя |
Стремление к сохранению целостности группы | 60 | 48 | 50 | 47 | 46 | 53 | 50,7
(max 60) |
Сплоченность | 48 | 46 | 44 | 37 | 42 | 51 | 44,7
(max 60) |
Контактность | 60 | 54 | 52 | 52 | 49 | 58 | 54,2
(max 60) |
Открытость | 60 | 50 | 51 | 51 | 47 | 52 | 51,8
(max 60) |
Организованность | 57 | 49 | 47 | 46 | 49 | 53 | 50,2
(max 60) |
Информированность | 48 | 44 | 49 | 45 | 42 | 58 | 47,7
(max 60) |
Ответственность | 58 | 47 | 49 | 44 | 42 | 55 | 49,2
(max 60) |
Шкала достоверности | 1 | 11 | 9 | 13 | 8 | 3 | 7,5
(max 24) |
Для ответа на данный вопрос была применен тест описания поведения К.Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения (таб. №2). Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику уклонение, у 3 из 6, в числе которых у одного члена коллектива наряду с тактикой уклонение также преобладает тактика приспосабливание. У одного респондента ярко выражена тактика противоборство, им является руководитель организации.
Таб. 3 «Результаты диагностики по методике К. Томаса»
№ | Противоборство | Сотрудничество | Компромисс | Уклонение | Приспосабливание |
1 | 3 | 8 | 7 | 6 | 6 |
2 | 2 | 5 | 6 | 10 | 7 |
3 | 4 | 5 | 6 | 9 | 6 |
4 | 2 | 10 | 8 | 5 | 5 |
5 | 1 | 4 | 7 | 9 | 9 |
6 | 12 | 6 | 6 | 5 | 1 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. Также было установлено, что руководство придерживается тактики противоборство. Исходя из этого, можно сделать вывод, что члены коллектива в какой-то степени боятся руководителя. Они предпочитают держать недовольство в себе, чем портить отношения с начальством. Именно это порождает мелкие конфликты, которые со временем могут перерасти и в более крупные.
Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива