Социально-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:39, дипломная работа

Описание

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих СПК организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный СПК - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Содержание

Введение
1.2 Отрасли психологии
1.3 Система общественного разделения труда
1.4 Отечественные исследователи
2. Условия взаимодействия членов рабочей группы
3. Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности организации
4. Факторы, определяющие социально-психологический климат
5. Стиль руководства
5.1Методика определения стиля руководства трудовым коллективом
5.2Результаты исследования коллектива МБОУ СОШ №7 и их анализ
6. Заключение
7. Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Психологии управления персоналом.docx

— 81.60 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Курсовая  работа

по предмету: Психологии управления персоналом.

Тема: Социально-психологический климат в организации.

 

 

                                                     

                                       Выполнила студентка

                                 5 года обучения

                                     Рег. №   3272 / 09 - 3

                                                 специальность «Психология»

                                 Менщикова Т.В.

                       

 

 

Москва - 2011г.

 

Содержание.

 

1.Введение……………………………………………………………….............. – 3

1.2 Отрасли психологии………………………………………………….............. -4

1.3 Система общественного разделения труда…………………………............ - 5

1.4 Отечественные исследователи………………………………………............ - 5

2. Условия взаимодействия членов рабочей группы………………............. - 9

3. Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности организации……………............. -10

4. Факторы, определяющие социально-психологический климат….......... - 13

5. Стиль руководства…………………………………………………............ - 18

5.1Методика определения стиля руководства трудовым коллективом...... -19

5.2Результаты исследования  коллектива МБОУ СОШ №7 и их анализ.... - 25

6. Заключение................................................................................................ – 35

7. Использованная литература..................................................................... - 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждый человек в течение  всей своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в них или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями. 

Организация – сложный  организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновация, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и  репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию  и эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Не познав сущности организации  и не поняв закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждого  человека и в интересах всех, ни переходить в их деятельности на современные  технологии. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности  открывают, почему их участники действуют  так, а не иначе, – ответы на эти  вопросы призвана дать теория организации. 

Разумеется, такой сложный  организм, каким является современная  организация, не может быть понят, описан и всесторонне изучен только с  позиций его формальной структуры  и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий  угол зрения, нацеленный на выявление  динамики организации, ставящий в центр  исследования человека, систему отношений  между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей. Людей побуждают  объединяться в организации и  взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует  коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и  влияют на поведение организации  в целом в интересах повышения  ее эффективности. 

Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической  жизни человека и животных. Главные  течения психологии двадцатого века - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ. Существует множество отраслей психологии: психофизиология, зоопсихология, социальная психология, детская психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, патопсихология, нейропсихология, психолингвистика, этнопсихология и др.

Проблемы, изучаемые различными отраслями психологии становятся актуальными в настоящее время.  

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие  объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.  

Исторически сложилась система  общественного разделения труда. Члены  общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь  в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей  в организации позволяет им эффективнее  включаться в систему общественного  производства, создавать более крупные  и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.

С одной стороны, организация - это один из процессов управления социальной системой. С другой стороны, организация представляет собой один из видов социальной системы. Критерием, отличающим социальную организацию от всех других социальных групп, является определенная структура отношений и система взаимосвязанных интересов, мотивирующих трудовую деятельность.

Эффективность организации  определяется по ряду показателей. В  целом, исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может  быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально-психологические) факторы. 

В зарубежной социальной психологии говорят об " организационной  культуре" в организациях, которая  опирается на формирование психологического климата отношений между работниками. 
     Отечественные исследователи - Ю.П.Платонов (1992) и др. на основе многолетних исследований в организациях выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:

  1. Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т. е потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.
  2. Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации.
  3. Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
  4. Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам.
  5. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
  6. Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления. Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.

 

     В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Одним из первых раскрыл содержание СПК В.М.Шепель. 
 Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая - это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.  

В целом, этот феномен принято  называть социально-психологическим  климатом коллектива организации.  

В исследованиях отечественных социальных психологов

(К.К.Платонова, А.А.Русалиновой,  В.М.Шепеля, Б.Д.Парыгина, А.Н.Щербань  и др.) наметились четыре основных  подхода к пониманию природы  СПК. Но все они сходятся  во мнении, что феномен СПК  включает понятие состояния психологии  организации как единого целого, которое интегрирует частные  групповые состояния. СПК как  интегральное состояние организации  включает целый комплекс различных  характеристик. Разработана определенная  система показателей, на основании  которых оказывается возможным  оценить уровень и состояние  СПК. При его изучении с помощью  анкетного опроса за основные  показатели обычно берутся следующие:  удовлетворенность работников организации  характером и содержанием труда,  взаимоотношениями с коллегами  по работе и менеджерами, стилем  руководства фирмой, уровнем конфликтности  отношений, профессиональной подготовкой  персонала. Задавая вопросы анкетируемым, исследователь выясняет круг  проблем организации. Математический  анализ данных позволяет выявить  характеристики и факторы благоприятного  и неблагоприятного СПК, формирование  и совершенствование которого  требует от менеджеров и психологов  в фирмах понимания эмоционального  состояния людей, настроения, отношений друг с другом.  

Зарубежные исследователи  выделяют такое важное психологическое  понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие - это проблема отношений между  людьми, т.е. важная составляющая СПК  организации. Но с более широкой  точки зрения, доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически  на все, что происходит внутри организации  и в отношениях между организациями  и одновременно являющаяся структурной  и культурной характеристикой организации. Р.Б.Шо определяет факторы, формирующие  доверие. Это - порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников  фирмы. Все эти факторы рассматриваются  во взаимосвязи как " социальный капитал", достигнутый в организации.

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих СПК организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный СПК - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

 

(Афанасьева Т.А.(ИСИ МГУДТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия взаимодействия членов рабочей группы.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом  и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические  условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений  в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие  понятия как «социально-психологический  климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат  организации», «микроклимат» и др.

По своему происхождению  эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и  развивается растение. В одном  климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое  можно сказать и о социально-психологическом  климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены  получают возможность максимально  полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. (Автор: Oлeг Игоревич Ждaнoв, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.)

 

 

 

 

Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности  деятельности организации

Под социально-психологическом климатом (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Информация о работе Социально-психологический климат в организации