Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
1.4. Выводы 13
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
2.2. Методики исследования 15
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Выводы 24
Заключение 25
Использованная литература 26
Приложения 29
Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел.docx

— 84.08 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Содержание 2

     Введение 3

     1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6

    1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6

    1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9

    1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11

    1.4. Выводы 13

     2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14

    2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14

    2.2. Методики исследования 15

    2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19

    2.3. Выводы 24

     Заключение 25

     Использованная литература 26

     Приложения 29

    Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29

    Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31 

     Введение

     Актуальность  проблемы

     Актуальность  темы данной работы связана с тем, что в настоящее время не удовлетворена полностью потребность в научно обоснованном психологическом сопровождении системы органов внутренних дел. Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества. Особенно характерно это для сегодняшнего дня, когда стало очевидно, что эффективное продвижение общества вперед невозможно без серьезных качественных преобразований всей правоохранительной системы и в первую очередь субъектов ее деятельности.

     Сотрудники  органов внутренних дел находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Правоохранительлая деятельность сотрудников ОВД отличается целым рядом специфических особенностей и предъявляет к личности разнообразный комплекс требований. Изучение личностных черт, важных для данного рода профессиональной деятельности будет способствовать развитиию профессионализма сотрудников ОВД, и тем самым обеспечивать эффективную профессиональную деятельность, которая, как правило, протекает в особых и экстремальных условиях.

     Психологические особенности труда работников органов внутренних дел, а также система личностных качеств, определяющая пригодность к данному виду профессиональной деятельности, в последние годы разрабатываются в отечественной юридической психологии (В.М.Богданов, В.Л.Васильев, В.В.Волков, Н.Л.Гранат, Е.П.Клубов, Д.Б.Котов, В.А.Носков, Ю.А.Шаранов, Т.П.Шиханцев и др.). Данные исследования направлены на оптимизацию профотбора и повышение продуктивности труда сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД).

     Цели, задачи, объект, предмет  исследования

     Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в  конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.

     Объект  исследования - личность сотрудника ОВД.

     Предмет исследования: зависимость выбора поведения  в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД. 

     Гипотеза  исследования: выбор поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников ОВД зависит от уровня личностной тревожности.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД.

     2. С помощью соответствующей методики  определить уровень личностной тревожности сотрудников ОВД.

     2. С помощью соответствующей методики  определить выбор ОВД стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

     3. Исследовать зависимость личностной  тревожности сотрудкника ОВД и типа поведения в конфликтных ситуациях.

     Обследуемая группа

     В исследовании приняло участие 30 работников следственных органов г.Ярославля, мужчины в возрасте от 26 до 48 лет, русские.

     66,7% военнослужащих на момент обследования имели стаж работы в органах внутренних дел менее 5 лет. 33,3% имели стаж работы в органах более 5 лет. 26,6% (8 чел.) - руководители среднего звена, 73,4% (22 чел.) - рядовые работники.

     Методики  исследования

    Методика  определения личностной тревожности

     Для определения личностной тревожности  нами использовался тест Спилбергера-Ханина («Шкала самооценки» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина).

     Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реак 
тивная тревожность как состояние) и личностной тревожности 
(как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

    Методика  определения выбора поведения в конфликтных ситуациях

       Для определения типа поведения  в конфликтных ситуациях нами  был использован тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

     Объём и структура работы

     Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 2 таблицы и 3 диаграммы.

     1. Теоретические  подходы к изучению  личности сотрудника  ОВД

      1.1. Психологический  аспект профессиональной  деятельности сотрудников  ОВД

     Вопрос  о том, что собой представляет психологический подход к изучению профессиональной деятельности, вызывает многочисленные разногласия.   Так,   по   мнению   С.Л.   Рубинштейна,   психологическое исследование деятельности человека включает в себя изучение функций и процессов в связи с его межличностными свойствами [10]. Несколько раздвигает границы этого понимания Т.И. Артемьева, считая, что выявить психологический аспект в деятельности означает не что иное, как проанализировать те психические процессы и ту психологическую деятельность, которые служат необходимым условием выполнения как практической, так и теоретической деятельности. По сути дела, это означает анализ процессов, состояний и свойств, регулирующих деятельность в широком смысле слова, при помощи которых субъект приходит к решению актуальных жизненных задач [8].

     А.Н.Леонтьев считает, что различать конкретные веды деятельности между собой можно по какому угодно признаку: «По их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, указывал автор, состоит в различии их предметов» [20]. Именно различная предметная направленность является важнейшей характеристикой деятельности, поэтому попытки определить содержание деятельности «вообще» часто оказываются неэвристичными.

     «Объектом психологии юридического труда,- по мнению В.Л.Васильева,- является человек как субъект правоохранительной деятельности и правоотношений» [10]. Основная задача данной отрасли психологии состоит в повышении эффективности правоохранительной деятельности отдельных сотрудников, подразделений и коллективов, в целом правоохранительной системы государства. Решение этой задачи предполагает        разработку        методологических,         теоретических, практических исследований в области изучения психологического пространства правоохранительнрой деятельности.

     В.Л.Васильев [10] отождествляет понятия «правоохранительная деятельность» и «юридическая деятельность», считая, что эта деятельность в первую очередь связана с нормами права. Профессиональная юридическая деятельность - деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона». Автор выделяет целый ряд черт, которые отгтичают эту профессиональную деятельность от других профессий:

     - чрезвычайное разнообразие решаемых задач в правовом пространстве;

     - полная       детерминированность       деятельности       нормами законодательства;

     - правовое регулирование коммуникативной  стороны деятельности;

     - высокая эмоциональная напряженность  труда, связанная с необходимостью  подавления отрицательных эмоций;

     - творческий аспект труда.

     Как отмечает В.Л.Васильев [10], профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью, однако, в той или иной степени в ней можно выделить следующие стороны:

     - поисковая (познавательная) - сбор исходной информации для решения профессиональных задач;

     - коммуникативная - общение с людьми для решения      профессиональных      задач;

     - удостоверительная - преобразование полученной информации в специально предусмотренные законом формы (протоколы, постановления и т.д.);

     - организационная - организацин собственной работы и совместной рабсиы с другими должностными лицами, правоохранительными органами;

     - реконструктивная (конструкционная) - переработка всей информации и принятие решения на основе норм законодательства;

     - социальная - осуществление профилактических и. коррекционных мероприятий на определенном участке.

     В каждой из указанных выше сторон реализуются  соответствующие личностные качества специалиста, обеспечивая успешность его профессиональной деятельности. Поэтому, по мнению В.Л.Васильева [10], основная    задача    психологии    юридического    труда   заключается    в выявлении рациональных соотношений между личностью юриста и требованиями     выше     перечисленных    сторон         профессиональной деятельности.

     Более широко к описанию правоохранительной деятельности и ее психологической  составляющей подходит Ю.А.Шаранов. В своей монографии «Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел» [31] он указывает на необходимость системного описания правоохранительной деятельности на морфологическом (состав, структура, субъектные, объектные, средовые. предметные и другие характеристики), аксиологическом (ценностные, потребиостные, мотивационные, целевые, оценочные и т.п. характеристики), праксиологическом (пространетвенио-временные, ресурсные, исполнительские и др. характеристики), онтологическом (сущностные качественные и количественные индивидуальные и социальные характеристики) уровнях. Также автор подчеркивает важность разработки как структурно-функционального, так и динамического подхода к изучению правоохранительной деятельности.

     Эти научные принципы Ю.А. Шаранов [31] реализует при изучении правоохранительной деятельности коллектива городского (районного) отдела (управления) внутренних дел. Протекание правоохранительной деятельности на всех уровнях происходит в психологическом пространстве, поэтому, по мнению автора, психологический анализ профессиональной деятельности сотрудников ОВД должен охватывать все три уровни.

Информация о работе Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел