Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
1.4. Выводы 13
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
2.2. Методики исследования 15
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Выводы 24
Заключение 25
Использованная литература 26
Приложения 29
Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31
- 46 и более - высокая тревожность
Бланк теста и формулы для расчета показателей РТ и ЛТ приводится в Приложении 1.
Для опрделения типа поведения в конфликтных ситуациях нами был использован тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению [35].
В
своем подходе к изучению конфликтных
явлений К. Томас делал акцент
на изменении традиционного
Указывая, что на ранних этапах их изучения
широко использовался
термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал,
что этот термин
подразумевает, что конфликт можно и необходимо
разрешать или элиминировать. Целью разрешения
конфликтов, таким образом,
было некоторое идеальное бесконфликтное
состояние, где люди
работают в полной гармонии. Однако в последнее
время произошло существенное изменение
в отношении специалистов к этому
аспекту исследования конфликтов. Оно
было вызвано, по мнению
К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами:
осознанием
тщетности усилий по полной элиминации
конфликтов, увеличением числа исследований,
указывающих на позитивные функции конфликтов.
Отсюда, по мысли автора, ударение должно
быть перенесено с элиминирования конфликтов
на управление ими.
В
соответствии с этим К. Томас считает
нужным сконцентрировать внимание на
следующих аспектах изучения конфликтов:
какие формы
поведения в конфликтных ситуациях характерны
для людей, какие
из них являются более продуктивными или
деструктивными; каким образом возможно
стимулировать продуктивное поведение
[33].
Для
описания типов поведения людей
в конфликтных ситуациях К.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов [33]:
-
соревнование (конкуренция) как стремление
добиться
удовлетворения своих интересов в ущерб
другому;
-
приспособление, означающее в противоположность
сопер-
ничеству, принесение в жертву собственных
интересов ради дру-
гого;
- компромисс;
-
избегание, для которого характерно как
отсутствие стрем-
ления к кооперации, так и отсутствие тенденции
к достижению
собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях
К.
Томас считает, что при избегании
конфликта ни одна из
сторон не достигает успеха; при таких
формах поведения, как конкуренция, приспособление
и компромисс, или один из участников оказывается
в выигрыше, а другой проигрывает, или
оба проигрывают, так как идут на компромиссные
уступки. И только в ситуации сотрудничества
обе стороны оказываются в выигрыше [33].
В
своем опроснике по выявлению
типичных форм поведения К. Томас описывает
каждый из пяти перечисленных возможных
вариантов 12 суждениями о поведении индивида
в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях
они сгруппированы в 30 пар, в каждой
из которых респонденту предлагается
выбрать то суждение, которое
является наиболее типичным для характеристики
его поведения [33].
Бланк опросника и ключи к нему приводятся в Приложении 2.
Результаты исследования уровня личностной тревожности по данным теста Спилбергера-Ханина приводятся в таблице 1.
Таблица
1. Уровень личностной и реактивной
тревожности
работников следственных органов
Уровень тревожности | Кол-во (чел) | Кол-во (%) | ||
ЛТ | РТ | ЛТ | РТ | |
Высокий | 10 | 12 | 33,3 | 40 |
Умеренный | 15 | 15 | 50 | 50 |
Низкий | 5 | 3 | 16,7 | 10 |
Всего | 30 | 30 | 100 | 100 |
Диаграмма
1. Уровень личностной тревожности
работников следственных органов
1 - высокий уровень тревожности, 2 – умеренный уровень тревожности, 3 – низкий уровень тревожности
Как видно из диаграммы 1, наиболее представленным в обследуемой группе является умеренный уровень личностной тревожности (50%), а наименее представленным – низкий уровень тревожности (10%).
Процентное отношение уровней личностной тревожности показано на диаграмме 2.
Диаграмма
2. Уровень личностной тревожности
работников следственных органов в процентном
соотношении
1 - высокий уровень самооценки, 2 - адекватный уровень самооценки, 3 – низкий уровень самооценки
Предметом данного исследования является изучение личностной тревожности работников следственных органов, ситуативную тревожность и ее взаимодействие с личностной тревожностью мы не будем рассматривать в данной работе. Взаимотношение ситуативной и личностной тревожности неоднозначно. Первичной считают ситуативную тревожность, поскольку жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование личностной тревожности. (Ю.А.Ханин, Ч.Спилбергер). У субъекта, имеющего высокий уровень личностной тревожности, в ситуациях угрожающих самооценке ситуативная тревожность проявляется заметнее, чем у субъектов с более низким уровнем личностной тревожности. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать ситуативную тревожность.
Проведенное исследование показало, что 50 % обследуемых имеют умеренный уровень тревожности. Лица с умеренным уровнем тревожности лучше всего контролируют свое психическое состояние.
У 33,5% обследуемых диагностирован повышенный уровень личностной тревожности. Такие люди обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характеристике таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытки постоятюго самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. При этом, как отмечает Л.Е.Панин, высокая тревожность дает достаточно высокий уровень самоконтроля. Высокотревожные более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из состояния фрустрации, при этом у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера..
Обследуемых, имеющих низкий уровень личностной тревожности, в данной обследуемой группе – 16,7%. Лица с низкой тревожностью легко впадают в сонное состояние, у них снижается способность к самоконтролю. Низкотревожные характеризуются более высокой подвижностью личностных характеристик и психических функций, что указывает на широкие возможности адаптации.
Сравнительно
высокий процент лиц с
Использование теста описания поведения Т.Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» позволило уточнить выбор стратегий решения проблем у испытуемых с разным уровнем личностной тревожности.
В табл. 2 представлены пять типов поведения в конныликтных ситуациях (по К. Томасу) в зависимости от уровня личностной тревожности у работников следственных органов.
Таблица
2. Взаимосвязь уровня личностной тревожности
и типа поведения в конфликтных ситуациях
(%)
Уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину | ||||
Высокий | Умеренный | Низкий | ||
Типы
поведения в конфликтных |
Конкуренция | 56,7 | 13,3 | - |
Приспособление | 10 | 20 | 33,3 | |
Компромисс | - | 36,6 | 10 | |
Избегание | 23,3 | - | 46,7 | |
Сотрудничество | 10 | 33,3 | 10 |
Наглядно результаты представлены на диаграмме 3.
Диаграмма
3. Типы поведения в конфликтных
ситуациях
в зависимости от уровня личностной тревожности.
Как видно из диаграммы 3, наиболее представленным способом поведения в конфликтных ситуациях у обследуемых с повышенным уровнем личностной тревожности является конкуренция (56,7%), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому и избегание (23,3%).
У работников следственных органов, которые показали умеренный уровень личностной тревожности, наиболее характерны «компромисс» (36,6%) и «сотрудничество» (33,3%), т.е. такие типы поведения, когда участники конфликтных ситуациях приходят либо к компромиссу, когда стороны идут на уступки друг другу, либо к альтернативе, полностью удовлетворяющий интересы обеих сторон.
У работников следственных органов с пониженным уровнем личностной тревожности наибольший процент дало «избегание» (46,7%).
Согласно полученым результатам исследования материалу, можно сделать следующие выводы:
1). тревожность присутствует в структуре личности обследованных данной группы работников следственных органов;
2). работники следственных органов с повышенным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях выбирают стратегию конкуренции (56,7%);
3). работники следственных органов с пониженным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях вибирают стратегию избегания (46,7%);
4)
работники следственных
Заключение
1.
Исходя из имеющихся определений феномена
тревожности, можно понимать тревожность
сотрудников ОВД как склонность к переживанию
эмоционального дискомфорта, обусловленного
субъективно преувеличенной опасностью
в ситуациях профессиональной деятельности,
реально не угрожающих благополучию субъекта.
2. Тревожность как свойство личности формируется в онтогенезе. Повышенная тревожность распространяется обычно на сферы связанные с ведущими видами деятельности. Причиной возникновения тревожности может являться внутренний конфликт человека, противоречивость его стремлений.
Информация о работе Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел