Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
1.4. Выводы 13
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
2.2. Методики исследования 15
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Выводы 24
Заключение 25
Использованная литература 26
Приложения 29
Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел.docx

— 84.08 Кб (Скачать документ)

     Помимо  выше описанных исследований правоохранительной деятельности можно выделить целый ряд исследований другого порядка. За более чем семидесятилетнюю историю накоплен огромный массив теоретических и эмпирических данных о генезисе, структуре и специфике функционирования отечественной правоохранительной системы.

     Таким образом, в настоящее время накоплен определенный массив научных данных по психологическому изучению профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Однако, за пределами научных исследований остается целый ряд проблем, изучение которых могло бы положительно сказаться на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества юридического труда, в частности изучение социально-психологического портрета работника следственных органов.

      1.2. Социально-психологические  качества сотрудника  следственных органов

     Традиционно выделяют следующие специфические психологические качества работника следственных органов:

     - принципиальность;

     - высокое чувство ответственности;

     - концентрация и распределение внимания;

     - эмоциональная устойчивость;

     - наблюдательность;

     - смелость;

     - хорошая память;

     - логическое мышление.

     Кроме того, в связи со спецификой условий  деятельности, выделяются: такие качества как:

     - сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия;

     - эмоциональная устойчивость; пониженный уровень тревожности, т.е. умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях;

     - резистентность, т.е. сопротивляемость различным психотравмируюшим условиям;

     - толерантность – привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

     Важнейшими  качествами следователя, которые имеют  первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества [12]. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высочайшим чувством долга, а также соответствующей нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, т.к. его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях [12]. Он никогда не должен пользоваться лозунгом, что отсутствие у человека судимости — это не заслуга самого человека, а недоработка следователя.

      1.3. Теоретические подходы  к исследованию  тревожности сотрудника  ОВД

     Понятие тревожности занимает важное место  в психологии с тех пор, 
как 3. Фрейд впервые подчеркнул ее роль при неврозах. Традиционно тревожностью называют склонность человека к переживанию тревоги, т,е, отрицательному эмоциональному переживанию, связанному с предчувствием реальной или мнимой опасности. Тревожность в отличие от страха не имеет объекта. Ее объект представляет собой отрицание любого объекта. Единственный объект - угроза, а не источник угрозы.

     Основными психологическими показателями, отличающими тревожность от других состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха. От других эмоциональных состояний тревожность отличает субъективная оценка ситуации, содержащей опасность, предвосхищение неуспеха в значимой для индивида деятельности [21]. Она является одним го основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Состояние тревоги выступает первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры и потому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участника любой значимой для субъекта деятельности.

     Существует большое количество различных теорий, школ, взглядов на феномен тревожности, что свидетельствует об отсутствии единого представления о сущности этого явления. Исходя из имеющихся определений феномена тревожности, можно понимать тревожность сотрудников ОВД как склонность к переживанию  
эмоционального дискомфорта, обусловленного субъективно преувеличенной опасностью в ситуациях профессиональной деятельности, реально не угрожающих благополучию субъекта.

     Причины возникновения тревожности также  трактуются по-разному. 
Так, З.Фрейд [21] причину возникновения тревожности видит в противодействии Оно, Эго и Супер-эго; А.Адлер в комплексе неполноценности, противостоящему стремлению к совершенству; К.Хорни в несовместимости потребностей, одновременно побуждающих субъекта стремиться к другим людям, проявлять агрессивность по отношению к ним и быть от них независимыми; Э. Эриксон - в психосоциальных кризисах, возникающих в процессе формирования идентификации личности. По мнению Р.Лазаруса [21], тревожность возникает тогда, когда когнитивные системы затрудняют для личности полноценные отношения с внешним миром под воздействием стресс-факторов.

     Главным звеном в возникновении состояния тревожности до взглядам Ч.Спилбергера, является когнитивная оценка опасности, а когнитивная переоценка определяет интенсивность состояния и его устойчивость во времени. Источником тревожности могут быть стрессовые воздействия, фрустрация. Это психическое состояние, которое вы зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желаемого. Одним из главных причин устойчивой тревожности является внутриличностный конфликт, порождающий противоречивые мотивационные тенденции и неудовлетворение ведущих социальных потребностей [21].

     Тревожность как свойство личности формируется  в онтогенезе. Повышенная тревожность, по мнению А.М.Прихожан, Е.В.Новиковой [21], распространяется обычно на сферы связанные с ведущими видами деятельности. Причиной возникновения тревожности может являться внутренний конфликт человека, противоречивость его стремлений.

     Существуют  различные подходы к классификации  видов тревожности. Чаще всего тревожность рассматривают как черту, свойство личности - личностная тревожность, и как вызванную различными ситуациями - ситуативная тревожность [21].

     Личностная  тревожность по Ч.Спилбергеру является предрасположенностью субъекта эмоционально реагировать в ситуациях даже с незначительной опасностью. Взаимотношение ситуативной и личностной тревожности неоднозначно. Первичной считают ситуативную тревожность, поскольку жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование личностной тревожности [33].

     Особое  значение при изучении феномена тревожности  имеет степень ее 
выраженности у субъекта. К.Хорни говорит, что интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.

     У субъекта, имеющего высокий уровень  личностной 
тревожности, в ситуациях угрожающих самооценке ситуативная тревожность проявляется заметнее, чем у субъектов с более низким уровнем личностной тревожности. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать ситуативную тревожность.

     Определенный  уровень тревожности свойственен  любому человеку и является необходимым  ему для нормальной адаптации  в окружающей социальной и предметной среде [21]. Отсутствие тревожности затрудняет нормальное общение с окружающими и препятствует формированию социально адекватного поведения.

      1.4. Выводы

     1. Исходя из имеющихся определений феномена тревожности, можно понимать тревожность сотрудников ОВД как склонность к переживанию  
эмоционального дискомфорта, обусловленного субъективно преувеличенной опасностью в ситуациях профессиональной деятельности, реально не угрожающих благополучию субъекта.

     2. Тревожность как свойство личности формируется в онтогенезе. Повышенная тревожность распространяется обычно на сферы связанные с ведущими видами деятельности. Причиной возникновения тревожности может являться внутренний конфликт человека, противоречивость его стремлений.

     3. Особое значение при изучении феномена тревожности имеет степень ее выраженности у субъекта. Интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.

     2. Эмпирическое  исследование социально-психологических  особенностей личности  сотрудника ОВД

      2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза  исследования 

     Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в  конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.

     Объект  исследования - личность сотрудника ОВД.

     Предмет исследования: зависимость выбора поведения  в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности ОВД. 

     Гипотеза  исследования: выбор поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников ОВД зависит от уровня личностной тревожности.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД.

     2. С помощью соответствующей методики  определить уровень личностной тревожности сотрудников ОВД.

     2. С помощью соответствующей методики  определить выбор ОВД стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

     3. Исследовать зависимость личностной  тревожности сотрудкника ОВД и типа поведения в конфликтных ситуациях.

     Обследуемая группа

     В исследовании приняло участие 30 работников следственных органов г.Ярославля, мужчины в возрасте от 26 до 48 лет, русские.

     66,7% военнослужащих на момент обследования имели стаж работы в органах внутренних дел менее 5 лет. 33,3% имели стаж работы в органах более 5 лет. 26,6% (8 чел.) - руководители среднего звена, 73,4% (22 чел.) - рядовые работники.

      2.2. Методики исследования

       2.2.1. Методика  определения личностной  тревожности

     Для определения личностной тревожности  нами использовался тест Спилбергера-Ханина («Шкала самооценки» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина).

     Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реак- 
тивная тревожность как состояние) и личностной тревожности 
(как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным [33].

     Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, 
реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

     Но  тревожность не является изначальной  негативной чертой. Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует 
оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» [33].

     Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21—40) тревожность. При интерпретации результаты можно оценивать так [33]:

     - до 30 - низкая тревожность;

     - 31- 45 - умеренная тревожность;

Информация о работе Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел