Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
1.4. Выводы 13
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
2.2. Методики исследования 15
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3. Выводы 24
Заключение 25
Использованная литература 26
Приложения 29
Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел.docx

— 84.08 Кб (Скачать документ)

     3. Особое значение при изучении феномена тревожности имеет степень ее выраженности у субъекта. Интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.

     4. Проведенное эмпирическое исследование  показало: 

     1). присутствие тревожности в структуре личности работников следственных органов;

     2). работники следственных органов с повышенным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях выбирают стратегию конкуренции.

     3). работники следственных органов с пониженным уровнем тревожности в конфликтных ситуациях вибирают стратегию избегания.

     4) работники следственных органов  с умеренным уровнем тревожности  в конфликтных ситуациях вибирают стратегию компромисса. 

     Использованная  литература

  1. Абдурахманов Р.А. Стрессовые состояния в боевой обстановке и их психологические последствия //Мир психологии.- 1998.- №2.- С. 85-95.
  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –М. : Наука, 1980.- 334 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М 1991.- 303 с.
  4. Аклеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях.- М.: МВД СССР, 1988.- 47с.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994
  6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования.– М., 1984.
  7. Бакеев В.А. Социально-психологические аспекты перестройки управления в органах внутренних дел.- М.. 1989.
  8. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб., 1995.
  9. Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска.- Омск, 1984.- 53 с.
  10. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб: Изд-во «Питер».- 2000.- 624 с.
  11. Васильев Л.В. Психологические основы организации труда следователя.- Волгоград, 1976.- 211 с.
  12. Волков В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователя. // Проблемы судебной психологии. - М..1971.- С.11-12.
  13. Гранат Н.Л. К проблеме криминалистического мышления. //Состояние научных исследований по судебной психологии.- М., 1971.- с. 29-34.
  14. Данилов В.Д. О подготовке работника уголовного розыска. //Тезисы к 1 Всесоюзной конференции психологии управлении. М., 1979.- С.14б-147.
  15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1999.- 279 с.
  16. Климов Е.Л. Человек как субъект труда и проблемы психологии. //Вопросы психологии.- 1984.- №4.- С.12-28.
  17. Клубов Е.П. Профессионально-важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера.- М., 1987.- 114 с.
  18. Котов Д.П., Шиханцев Т.П. Психология следователя. - Воронеж, 1977.- 328 с.
  19. Кутушев В.Г. Научная организация труда в органах внутренних дел. - Хабаровск: Изд-во Высшей школы МВД СССР, 1989.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., Политиздат, 1975.- 304 с
  21. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.-
  22. Носков В.А. Психология деятельности сотрудника ОВД.- Горький,  1981.
  23. Олейников В.С Профессиональная мораль и служебный этикет сотрудников милиции.- Л.: ВПУ МВД СССР, 1984.- 48 с.
  24. Основы управления  в органах внутренних дел.- М., 1988.
  25. Реан     А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворённости избранной профессией. // Вопросы психологии.- 1988.- №1.
  26. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе: Учебное пособие.- СПб; 1996.- 109 с.
  27. Силкин И.Н. Профессионально-психологическая подготовленность   сотрудников   ОВД:   Сущность,   критерии   оценки, формирование.- СПб.: СПбГУ МВД России,  1998.-128 с.
  28. Столяренко А.Я. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов.- М.: Юнити-Дана, 2002.- 607 с.
  29. Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах органов внутренних дел: содержание и методы его изучения.- М., 1991.
  30. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы, - М., 1993.
  31. Шаранов Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел.- М., 1989.- 238 с
  32. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  33. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность.- М.: Терра, 2000.- 400 с.

        Приложения

      Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности  Спилбергера-Ханина

     Бланк для ответов1

     Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)

     Фамилия ___________________________  Дата ___________________

     Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приве- 
денных ниже предложений и зачеркните соответствующую 
цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

     А — Нет, это не так.

     В — Пожалуй, так.

     С — Верно.

     D — Совершенно верно

  А B C D
1. Я  спокоен 1 2 3 4
2. Мне  ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я  нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я  испытываю сожаление    1 2 3 4
5. Я  чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня  волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я  чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я  испытываю чувство внутреннего удовлетворения  1 2 3 4
10. Я уверен в себе 1 2 3 4
11. Я нервничаю 1 2 3 4
12. Я  не нахожу себе места 1 2 3 4
13. Я взвинчен 1 2 3 4
14. Я не чувствую скованности, 
напряженности
1 2 3 4
15. Я доволен 1 2 3 4
16. Я озабочен 1 2 3 4
17. Я  слишком возбужден и мне не  по себе 1 2 3 4
18. Мне радостно 1 2 3 4
19. Мне приятно 1 2 3 4
20. Я  спокоен 1 2 3 4
21. Я  испытываю удовольствие 1 2 3 4
22. Я  очень быстро устаю 1 2 3 4
23. Я  легко могу заплакать 1 2 3 4
24. Я  хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25. Нередко  я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26. Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27. Я  спокоен, хладнокровен 1 2 3 4
28. Ожидаемые  трудности обычно очень тревожат меня    1 2 3 4
29. Я  принимаю все слишком близко  к сердцу 1 2 3 4
30. Я вполне счастлив 1 2 3 4
31. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
32. Мне  не хватает уверенности 1 2 3 4
33. Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4
35. У меня бывает хандра 1 2 3 4
36. Я доволен 1 2 3 4
37. Всякие  пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39. Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40. Меня  охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах  и заботах 1 2 3 4
 

     Показатели  РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

     РТ = S1 S2 + 35, где S1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4,  6,  7,  9,   12,   13,   14,  17,   18; S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 
16,  19, 20).

     ЛТ = S1 S2 + 35, где S1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 
S2 - сумма остальных цифр по пунктам 21,  26,  27,  30, 33, 36, 39.

     При интерпретации результат можно  оценивать так:

     - до 30 - низкая тревожность;

     - 31- 45 - умеренная тревожность;

     - 46 и более - высокая тревожность.

     Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги  у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и 
формирование чувства уверенности в успехе.

     Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения  внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность  в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в 
«лучшем свете».

     Шкалу можно успешно использовать в  целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

      Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»2

1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я  стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я  пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я  стараюсь успокоить другого и  сохранить наши отношения.
4.
А. Я  стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я  пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.
Б. Я  стараюсь добиться своего.
7.
А. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я  считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я  первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я  предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я  твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.
12.
A. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры 
Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я  предлагаю среднюю позицию.
Б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я  сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о еговзглядах.
Б. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я  стараюсь успокоить другого и, главным  образом, сохранить нащи отношения.
Б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я  стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я  пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я  пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я  стремлюсь к лучшему сочетанию  выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я  всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я  пытаюсь найти позицию, которая  находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого  человека.
Б. Я  отстаиваю свои желания.
23.
A. Я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого. 
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность
за  решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему  очень важной, я постараюсь пойти  навстречу его желаниям.
Б. Я  стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я  пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я  предлагаю среднюю нозицию.
Б. Я  почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.
27.
А. Я  избегаю позиции, которая может  вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку  у другого.
29.
А. Я  предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я  стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я  всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы с  другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.
 
 

     Ключ

Соперниче- Сотрудниче- Компромисс Избегание Приспособле-
  ство ство     ние
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5          
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11 А       Б
12       Б А
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А.
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А
 

     Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Информация о работе Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел