Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 01:41, автореферат
К началу нового столетия в фокус исследовательских поисков по-прежнему попадает проблема идентичности и её новые конфигурации. Она актуализируется в контексте обсуждения таких проблем, как мультикультурализм, культура толерантности, развитие коммуникаций, глобализация, европейская интеграция, миграция, социальная мобильность, девиантность и др., которые становятся центральными для современной философии. По мнению автора книги «Достоинство различия.
Современные техники власти, как убедительно в своих работах показал М. Фуко, провоцируют девиантность. Латентные техники, которые использует власть, неявные формы контроля и управления (через институт знания, здравоохранения, семьи и т.д.), наблюдение и контроль через потребление и обладание, вводят современного человека в состояние тотального напряжения, непрерывного контроля и самоконтроля как в социальной, так и в интимной жизни.
Таким образом, современная социокультурная ситуация множественно влияет на поиск самоидентичности индивида и способствует возникновению кризисной идентичности, «отклоняющегося поведения», соответствующих практик. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику.
В параграфе 2.4. «Идентификационные измерения социальной мобильности» рассматривается мобильность как социальная практика адаптации в условиях трансформационных изменений. Современная социальная ситуация переводит социальную мобильность в реальность «долженствования» и рассматривает её как готовность к адаптации на новом месте. Мобильность – социальная практика адаптации и важный показатель здоровья «социального организма». В кризисных ситуациях механизмы и практика социальной мобильности обеспечивают стабильность, прочность, и определяют возможности и ориентиры институциональной и структурной модернизации общества. П. Сорокин сравнивал каналы социальной мобильности с системой кровообращения, закупорка сосудов которой чревата самыми серьезными последствиями.
Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой. С одной стороны, это создает ситуацию ненадежности и неопределенности, но с другой - увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с нею ответственности. С одной стороны – это востребованность человека как уникальной личности, его фундированность в социальные сети, приемлемость его для членов сообщества, понимание им социального как внешнего на личностном уровне, своего рода предсказуемость, надежность, степень интеграции в местное сообщество. С другой стороны, это способность «догонять» наличное время, обучаемость, открытость опыта, умение перенести на другого заботы о семье и быте, поддержание здоровья как фактора конкурентоспособности, готовность встраиваться в новые профессиональные и культурные сообщества, гибкость в следовании нормам, незаниженный уровень притязаний.
В
параграфе показано, что специалистами
выделяются две интерпретации
Любое социальное перемещение происходит по факту возникновения желания и путем преодоления базовых барьеров. Один из таких барьеров - процесс адаптации/дезадаптации. Так, переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям. Часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают социально мобильные индивиды. Во-первых, для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Другой составляющей процесса адаптации в ходе социальной мобильности является развитие типичного статусного поведения. Следующим компонентом адаптации является изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами, социальными группами, социальными кругами того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием адаптации в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается быстрее.
Стремительность изменения общества, как показывают социологические исследования, требует от современного человека значительного адаптационного ресурса, наличие которого обуславливает скорость социальной мобильности. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями люди дифференцируются на тех, кто имеет высокую скорость социальной мобильности и может сделать карьеру, и тех, кто дезадаптируется, деморализуется (алкоголизируется, наркотизируется, криминализуется и т.д.)
В параграфе дается анализ литературы по теме социальной мобильности и миграционным процессам, понятых как трансформации идентичности. Процессы миграции в России в начале XXI века определяются влиянием двух противоречивых групп факторов – деструктивных и конструктивных. К деструктивным относятся взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность и экономический кризис. Эти факторы обусловили резкое падение мобильности населения и изменили природу миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания, незаконную миграцию. Параллельно с деструктивными действуют новые конструктивные элементы, такие как переход к политике открытых дверей, включение России в систему международных миграций, трансформация ее экономики на рыночной основе. Они привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором дестабилизирующего влияния деструктивных факторов.
Как демонстрируется в диссертации, последствия миграции проявляются в различных социальных сферах. Они имеют и позитивный, и негативный характер, становясь источником конфликтов. Частным случаем миграционной практики, как демонстрируется в диссертации, является мобильность в сфере образования. Идея «мобильности» студентов и преподавателей, провозглашенная Болонским соглашением, понимается так, что мобильность должна стать обязательной для каждого студента. В диссертации приводятся данные проведенного автором социологического исследования (2004-2009гг) с целью диагностики особенностей идентичности, мобильности, тенденции миграции молодежи Тверской области. Результаты проведенного социологического исследования подтверждают установленный ранее факт, что образование - важный фактор мобильности и практика поиска новых форм идентичности.
В «Заключении» подводятся теоретические итоги исследования, которые заключаются в экспликации социальных практик адаптации, репрезентирующих современный идентификационный дискурс. Путем общефилософского и междисциплинарного изучения социальной идентичности, показано, как она трансформируется и конструируется в социальной практике.
Основные положения диссертации получили отражения в следующих публикациях:
Информация о работе Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс