Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа
Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………………... 11
1.3. Формирование и изменение социальных установок…………………... 15
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................
27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………….. 27
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………..
33
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА 1. Теоретический
анализ проблемы изучения социальной
установки в психологии........ |
6 | |
1.1. | Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. | 6 |
1.2 | Подходы к исследованию
социальных установок в отечественной
психологии…………………………………………………… |
11 |
1.3. | Формирование и изменение социальных установок…………………... | 15 |
ГЛАВА 2. Взаимосвязь
мотивационной установки |
27 | |
2.1. | Мотивация и установка………………………………………………….. | 27 |
2.2. | Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада…………………………………….. | 33 |
2.3. | Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... | 33 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………... |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
||
Приложение 1 | ||
Приложение 2 | ||
Приложение 3 | ||
Приложение 4
2.4. План мероприятий,
формирующих мотивационную |
Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
Актуальность исследования:
Социальная установка – устойчивые системы позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам. Это понятие занимает важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни1. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает именно проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?2
Проблема установки не нова в сфере научных исследований, но, по прежнему, актуальна. В последнее время школа все чаще сталкивается с проблемой слабой успеваемости учащихся. Современные психолого-педагогические исследования, направленные на изучение причин указанного феномена, ведутся в направлении совершенствования учебных программ, разработки индивидуального подхода при обучении школьников, а также создания развивающих программ для дошкольных учреждений, позволяющих подготовить детей к школе. Признавая несомненную важность реализуемых этими программами целей, необходимо отметить, что далеко не всегда освоение содержания этих программ позволяет ребенку подготовиться к обучению в школе. Важно не просто помочь ребенку овладеть конкретными умениями и навыками, в частности чтением, письмом, счетом, а сформировать у него мотивационную готовность к школьному обучению, «внутреннюю позицию школьника», т.е. социальную установку, направленную на положительное отношение к школьному обучению. Работа по данному направлению должна выступать и в качестве самостоятельной задачи при работе с дошкольниками. Актуальность нашей работы определяется проблемой поиска путей достижения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 53 комбинированного вида.
Предмет исследования: роль социальной установки в формировании мотивационной готовности к школе ребенка старшего дошкольного возраста и в успешности освоения программы детского сада.
Цель исследования: изучить взаимосвязь социальной установки личности дошкольника, направленной на необходимость получения знаний (мотивационной готовности) с успешностью освоения программы старшей группы детского сада и с общей готовностью к началу школьного обучения.
Гипотеза исследования:
1)
если сформировать
2)
если сформировать «внутреннюю
позицию школьника» у старших
дошкольников, то повысится уровень
их общей готовности к
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования, нами были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить
научную психологическую
2. Сформировать
«внутреннюю позицию школьника»
3. Сравнить мотивационную готовность к школе с успешностью обучения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить
влияние «внутренней позиции
школьника» на общую
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1)психодиагностический – методика «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С.
-Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника»
Гуткиной Н.И.
- Методика «Сказка» Гуткиной Н.И.
- диагностика
уровней освоения программы «
- психолого – педагогическая диагностика готовности детей к началу школьного обучения (по Семаго М.М.)
2) метод сравнительного анализа;
3) интерпретационный
метод.
ГЛАВА
1. Теоретический
анализ проблемы изучения
социальной установки
в психологии
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В английском языке понятию «социальная установка» соответствует понятие «аттитюд», введенное в научный обиход У. Томасом и Ф. Знанецким (1920)3.
Необходимо рассмотреть этапы становления основных представлений о социальной установке, проанализировать проблему социальной установки в отечественной и зарубежной психологии.
Проблеме установки посвящено большое количество работ, критических обзоров, проведены многочисленные исследования. На особое место претендует школа Д.Н. Узнадзе, основные позиции которой будут рассмотрены позже.
Известно, что изучение установки началось с работ Л. Ланге, где он пытался исследовать время сенсорной и моторной реакции, а также его зависимость от установки испытуемого. Здесь установка видится как готовность, обусловленная прошлым опытом4.
В 1918-1920 гг. вышло 5-томное исследование У. И. Томаса и Ф. Знанецкого «Польские крестьяне в Европе и Америке». Благодаря этой работе понятие «установка» становится центральным в социальной психологии.
О том, что дело обстояло
именно так, свидетельствует
Одну из задач исследования первичных групп польских крестьян Знанецкий
видел в том, чтобы определить лежащие в основе социального взаимодействия между людьми элементарные социальные установки. Он стремился установить причины и законы изменения этих установок6.
При этом ценности понимались У. И. Томасом и Ф. Знанецким как внешняя, объективная сторона установки. И это действительно так. Ведь ценности изначально социальны по своей природе. Индивид их усваивает, делает их своими ценностями, а не создает их сам. Такие социальные ценности как свобода, социальный статус, порядочность, милосердие, богатство, покой и т. д. становятся и индивидуальными ценностями лишь потому, что они сначала являются ценностями данного общества.
Таким образом, установка, по мнению Томаса и Знанецкого, свидетельствует об усвоении человеком той или иной социальной ценности, являясь, по сути, ее субъективным переживанием. Можно сказать и другими словами: установка есть субъективный, индивидуальный способ существования объективных социальных ценностей. Например, такая социальная ценность как свобода воспринимается, понимается и переживается каждым конкретным человеком по-своему. Следовательно, установки каждого индивида в отношении своей свободы будут его собственные. И в этом смысле установка выступает своеобразной формой связи между индивидом и обществом, являясь одновременно
и элементом
психической структуры
Будучи одной из центральных областей исследования, социальная установка пережила вместе со всей социально-психологической наукой ее подъемы и спады. В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяют четыре периода. Первый период (1918–1940 гг. ) отмечен теоретическими дискуссиями о содержании самого понятия, развитием техники измерения установки (начиная со шкалы Тёрстоуна, предложенной в 1928 г.). Использование шкал было необходимо и возможно потому, что аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, судить о них можно по набору высказываний). Но оставалось не ясным, что измеряет шкала? Так как измерения строились на основе вербального самоотчета, возникли неясности с разведением понятий «аттитюд» — «мнение», «знание», «убеждение» и т.д. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.
Ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.
К концу данного периода был выделен один из отличительных признаков социальной установки – «интенсивность положительного или отрицательного аффекта относительно какого-либо психологического объекта». В 1931 г. Парк добавил еще два признака: латентность (т.е. недоступность для прямого наблюдения) и происхождение из опыта. В 1935 г. Г. Оллпорт, проделав огромную работу по обобщению имевшихся к тому времени определений, предложил свой вариант, до настоящего времени являющийся общепринятым: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан». (Шихирев П. Н., 1976)8. В этом определении основные признаки установки – ее предваряющее и регулятивное действие.
Информация о работе Социальные установки: формирование, динамика развития