Социальные установки: формирование, динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………………... 11
1.3. Формирование и изменение социальных установок…………………... 15
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................


27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………….. 27
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………..
33
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

установка - моя.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие более сложные системы, взаимодействие которых и является конечным регулятором поведения  и деятельности личности.29

Вывод: таким образом, понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие  установка и аттитюд – социальная установка. Узнадзе рассматривал установку  как готовность сознания к определенной реакции, т.е. в качестве бессознательного феномена.

Аттитюд (термин, предложенный Томасом и Знанецким в 1918 г.) - психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов, способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Были установлены  зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

    1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
    2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
    3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
    4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют следующие  социальные установки

- Базовые – система убеждений (ядро личности) - ормируются в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

- Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Система базовых и периферийных установок является индивидуальной  для каждого человека установочной системой.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

    1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
    2. Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
    3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка  будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию. 
 

ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной  установки дошкольников, направленной на положительное  отношение к обучению в школе с успешностью  освоения программы  детского сада и с  общей готовностью к школьному обучению 

2.1.Мотивация  и установка

 «Мы  знаем, что в основе волевого  поведения лежит установка и  эта установка проявляется в  момент принятия решения. Волевое  поведение отличается от импульсивного  особенно наглядно тем, что  оно имеет предшествующий акту решения период, предназначенный, без сомнения, для того, чтобы создать условия созревания установки, подготовить ее возникновение» - писал Д.Н. Узнадзе30.

     Если  субъект действует под влиянием актуальной потребности, можно говорить об  импульсивном поведении. Однако человек не всегда уступает этому импульсу, т.к.  он обладает способностью противопоставить самого себя окружающей среде, объективировать действия своего «я». Это обстоятельство дает ему возможность решить, как себя вести. Следовательно, в случае воли человек делает не то, к чему принуждает его актуальная потребность, чего ему хочется сейчас, а то, что соответствует общим интересам его «я» и чего в данный момент, возможно, ему вовсе не хочется. Таким образом, акту решения предшествует период, в котором происходит предварительное обсуждение, предварительные поиски вида поведения, сообразного общим интересам «я» — субъекта. Этот процесс поиска завершается актом решения, т. е. нахождением такого вида поведения, который, по мнению субъекта, является актом, соответствующим его «я», и за который он может взять на себя ответственность.

     Основой волевого действия в психологии называют мотив. Следовательно, прежде чем человек что-либо решит, он должен начать поиски соответствующих мотивов: акт решения предваряется процессом мотивации.

     Стало быть, весь процесс следует представить  так: сначала установление целесообразного  поведения посредством мышления, затем процесс мотивации и, наконец, акт решения31.

     Это означает следующее: когда человек  что-либо решает, это происходит не потому, что его нечто вынуждает принять именно это решение, а потому, что по разным соображениям именно это решение выгодно для него. Всякий выбор, безусловно, имеет какое-то основание, и в случае воли этим основанием является мотив.

     Акту  решения предшествует борьба мотивов, и процесс выбора представляют в  виде борьбы мотивов.  Таким образом, для человека характерно, что он каждую свою потребность, возникающую  у него в определенный момент и  в определенных условиях, связывает  с постоянными, высшими, неизбежными потребностями своего «я» и, исходя из этого, заботится об их удовлетворении.

     Это обстоятельство характерно для всякого  человека, но не для всех одинаково. Для некоторых людей высшие потребности  имеют большее значение и большую силу, а для других витальные потребности определяют их жизнь и придают ей стиль. Для одних эстетическая потребность служит источником неиссякаемой энергии, для других же — моральная и интеллектуальная потребности. Словом, между людьми существуют довольно многосторонние различия, в зависимости от того, какая потребность более характерна для их «я».

     Здесь решающее значение будет  иметь  прошлый опыт — условия, в которых  они воспитывались, те впечатления  и переживания, которые имели  для них исключительный вес. Без сомнения, в силу всего этого «у каждого выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении. Между прочим, личность человека создают исключительно эти установки: они являются причиной того, что для некоторых основным источником энергии является одна система потребностей, а для других — другая»32.

     Смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Когда субъект находит такую разновидность поведения, он особенно его переживает, чувствуя к нему тяготение, переживает готовность к его выполнению.

       Таким образом, роль мотива, по Д.Н. Узнадзе  состоит в том, что физическое поведение он превращает в определенное психологическое поведение, включая это поведение в систему основных потребностей личности и порождая в субъекте установку  на его выполнение. Так получается, что основой волевого поведения становится определенная установка.  

      А. Маслоу рассматривал мотивацию с  точки зрения иерархии потребностей. Он считал, что «мотивационную жизнь  нельзя рассматривать как сумму  изолированных, дискретных величин, скорее, нужно говорить о спецификационной иерархии потребностей»33.

Также А. Маслоу говорил о том, что научение нельзя считать эмоционально нейтральным  процессом: «Мы не можем сказать: "Если мы научаемся неверной реакции, мы всегда можем отказаться от нее и заменить ее на адекватную реакцию". Процесс научения всегда требует от нас определенных эмоциональных и личностных трат, и в какой-то мере мы становимся рабами приобретенного навыка. Как гласит испанская мудрость: "Паутина привычек крепче железных оков"34.

     В свете теории Маслоу   и с учетом обзора и теоретических построений Е. П. Ильина, сформулируем представление о мотивационной установке: 

Мотивационная установка – сложившееся со временем при многократных повторениях процесса удовлетворения потребности(ей) инструментальное действие, включающее труд, социальные отношения, или отдельный поведенческий паттерн, типовой поступок. Установка укрепляется при удовлетворении мотива или стоящей за ней потребности.

Установка – это определенная форма поведения, которая сформирована заранее и готова к использованию в момент появления потребности или аналогичной ситуации. Она, будучи автоматическим действием, замещает собою мотивационное образование, формирование мотива, поэтому мы и рассматриваем ее как подстановку, как уже свернутое в действие мотивационное основание.

     Ее  можно рассматривать как латентное  состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения35.  

 Рассмотрим  формирование мотивационной установки.  При продолжении появления обычных деприваций индивид начинает использовать успешное инструментальное действие, приводящее к удовлетворению потребности. Мотив превращается в установку. Установка не есть просто инструментальное действие. Это мотивационное образование, которое является условным рефлексом и действует по принципу: «если…, то…». Подобная связка (логический переход) и является мотивационной структурой – это выбор из памяти требуемой формы поведения в момент обстановочной афферентации (обобщения текущей обстановки (состояние дел) в сложившейся ситуации). Это не просто автоматизм генетического поведения (типа сосательного рефлекса младенца). Это этап в развитии мотива и мотивационной сферы. (см. рис.1). С развитием установки старая роль обстановочной афферентации падает36

Рис. 1. Возникновение  установки

Сформированная  установка: обстановочная  афферентация и  время, затраченное на мышление и формирование плана, сокращаются

 

                                                                                                               

                                                                                                    Успех

                                                                                                                                     Неудача

 

                                                 ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ

(процесс  коррекции поведения на основе  получаемой мозгом информации  извне о результатах осуществляющейся  деятельности)


                                             

    Далее  рассмотрим проблему мотивационной  готовности  детей старшего дошкольного  возраста к школьному обучению в  свете вышеизложенных теоретических  знаний.  Мотивационная готовность является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения.

    Мотивационная (личностная) готовность к школе может быть внешняя и внутренняя.

    Внутренняя  мотивация, то есть ребенок хочет  идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый  ранец или родители пообещали  купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе37, т.е в сформированности «внутренней позиции школьника», которая предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка. и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника». Данное понятие было введено Л.И. Божович, которая считала, что  дети в шести-семи летнем возрасте «стремятся, прежде всего, к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение». По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе38. Таким образом, у старших дошкольников формируется определенная иерархия мотивов, регулирующая поведение личности по отношению к  обучению в школе  - это есть ни что иное как мотивационная установка. 

Информация о работе Социальные установки: формирование, динамика развития