Социальные установки: формирование, динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………………... 11
1.3. Формирование и изменение социальных установок…………………... 15
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................


27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………….. 27
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………..
33
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

установка - моя.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

    Следовательно, можно предположить, что: 1) мотивационная готовность к школьному обучению влияет на успешность освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста.

    2) сформированность  «внутренней позиции  школьника» оказывает  влияние на общую  готовность старших  дошкольников к  школьному обучению.  

2.2. Сопоставление   мотивационной готовности  к школе с успешностью усвоения программы детского сада

     Гипотеза  исследования:

     если  сформировать мотивационную  готовность к школьному  обучению, то повысится  уровень освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста.

     В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 19 детей в каждой группе). Дата обследования: сентябрь 2011 года.

     Первый  этап исследования - констатирующий эксперимент. Была проведена диагностика уровня усвоения программы «Детство» детьми старшего дошкольного возраста по следующим разделам: «Первые шаги в математику», «Предметный мир», «Развитие речи», «Ребенок открывает мир природы» (экология) с использованием критериев программы «Детство». (см. Приложение 2).

Сравним полученные в ходе обследования результаты (см. рис 2): 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2

Сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп

Вывод: программа детского сада освоена детьми и контрольной и экспериментальной группы на 63,2 %.

     Уровни освоения программы старшей группы детского сада детьми контрольной и экспериментальной группы существенно не различаются; преобладают дети со средним уровнем, число детей с низким уровнем одинаково в обеих группах. Общий уровень освоения программы – средний.

     Далее было необходимо определить уровни мотивационной  готовности детей к школьному  обучению, сфорированности «Внутренней позиции школьника» - нового отношения ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение.

     Для измерения мотивационной готовности к школьному обучению были использованы следующие методики:

1. Методика  «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С. –опросник, позволяющий определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. (см. Приложение 3.1)

2.Экспериментальная  беседа «Внутренняя позиция школьника» (разработана Н.И.Гуткиной) , позволяющая определить степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе. (см. Приложение 3.2)

3. Методика "Сказка" - экспериментальная методика, позволяющая определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. С точки зрения мотивационной готовности к школе хорошим считается результат, когда познавательный мотив доминирует над игровым мотивом.  (см. Приложение 3.3)

     Далее были выделены группы детей с различным  уровнем мотивационной готовности к школе: высоким, средним и низким (см. рис.3).

Рис.3

     Сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп

     

Вывод: уровень школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп не имеют существенных различий: преобладают дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе,  дети с высоким уровнем мотивационной готовности отсутствуют. Общий уровень мотивационной готовности – низкий в и той, и в другой группе.

Таким образом, при преобладании детей  с низким уровнем мотивационной  готовности к школьному обучению программа детского сада усвоена большинством детей на среднем уровне, велик процент детей с низким уровнем освоения программы.

Второй этап исследования - формирующий эксперимент.

Был разработан план мероприятий, способствующих повышению уровня мотивационной готовности к школе детей экспериментальной группы, на период с 05.10.2010 до 14.01.2011  (см. Приложение 5)

По окончании  реализации  плана мероприятий  по повышению мотивационной готовности было проведено повторное обследование уровней освоения программы детского сада и мотивационной готовности к школьному обучению детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравним полученные данные (см. рис.4, рис.5)

рис.4 

     Повторный сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп

При повторном  обследовании: в экспериментальной  группе дети преобладают дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе.

     В контрольной группе преобладают  дети со средним уровнем мотивационной готовности к школе, дети с высоким уровнем мотивационной готовности, как и при первом обследовании, отсутствуют.  
 
 
 
 

рис.5

Повторный сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп

     

При повторном  обследовании: в экспериментальной  группе дети преобладают дети с высоким  уровнем освоения программы обучения в детском саду, дети с низким уровнем – отсутствуют

     В контрольной группе преобладают  дети со средним уровнем мотивационной готовности к школе, количество детей с низким уровнем уменьшилось лишь на 5,2%. 

Сопоставим уровень школьной мотивации с успешностью освоения учебной программы детского сада: 
 
 

     Вывод: если сформировать мотивационную готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада  детьми старшего дошкольного возраста, следовательно, гипотеза исследования подтверждена. 

2.3. Сопоставление   сформированности  «внутренней позиции  школьника» с общей  готовностью к  школьному обучению 

     Гипотеза  исследования:

      если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то  повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.

     Далее все дети, участвующие в эксперименте, были диагностированы с помощью  методики «Психолого – педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения» (Разработана Семаго М.М., Семаго Н.Я.)

(см. Приложение  № 4.1).

Полученные  результаты были занесены в протокол (см. Приложение № 4.1.а, 4.1.б).

Сравним готовность

 и,  затем, соотнесены с уровнями  мотивационной готовности к школе. 

Приложение 3.1.а 

Протокол  психологической диагностики детей  экспериментальной группы МДОУ д/с №53

  «Мотивационная готовность  к школе» (Немов  Р.С.)

                                           Дата обследования: 1) 04.09.2010. Цель: определить, есть ли интерес к обучению у старших дошкольников

                                                                             2) 20.01.2011 

: при первом обследовании 15,8% детей не вполне готовы к школьному обучению, 84,2% - не готовы к школьному обучению.

             При повторном обследовании 100% детей  готовы к школьному обучению. 

Приложение 3.1.б 

Протокол  психологической диагностики детей  контрольной  группы МДОУ д/с №53

  «Мотивационная готовность к школе» (Немов Р.С.)

                                           Дата обследования: 1) 03.09.2010. Цель: определить, есть ли интерес к обучению у старших дошкольников

                                                                             2) 19.01.2011

при первом обследовании 26,3% детей не вполне готовы к школьному  обучению, 73,7 % - не готовы к школьному обучению.

             При повторном обследовании  58 % детей не вполне готовы к школьному обучению,  42% детей готовы к школьному обучению. 
 

Приложение 3.2.а

Протокол  экспериментальной беседы с детьми   экспериментальной группы МДОУ д/с №53по выявлению

  «внутренней позиции  школьника» (Гуткина  Н.И.)

                              Цель:  выявить сформированность  «внутренней позиции школьника» у старших   дошкольников

                                  Дата обследования: 1) 07.09.2010.       2) 21.01.2011 

Вывод: при первом обследовании выяснено, что 63% детей хотят идти в школу, но только у 31,6% желание связано с содержанием учебной деятельности, только 15,8% детей в игре в школу предпочли бы играть роль ученика и ни один ребенок не хотел бы, чтобы урок был длиннее перемены, т.е. «внутренняя позиция школьника» полностью не сформирована ни у одного из обследуемых детей и частично не сформирована у 15,8 %.

             При повторном обследовании:  84,2% детей действительно хотят  идти в школу, 100% детей объясняют  желание идти в школу познавательным  интересом, 68,4% - в игре в школу  предпочли бы играть роль ученика, 73,7%  - хотели бы, чтобы урок был длиннее перемены,  36,8% имеют по 1 неверному ответу на ключевые вопросы. Таким образом, «внутренняя позиция школьника» полностью  сформирована у 78,9% из обследуемых детей, частично не сформирована у 5,3% , не сформирована у 15,8% детей. 

Приложение 3.2.б 

Протокол  экспериментальной беседы с детьми   контрольной группы МДОУ д/с №53по выявлению «внутренней позиции школьника»

(Гуткина Н.И.)  Цель:  выявить сформированность «внутренней позиции школьника» у старших   дошкольников

           Дата обследования: 1) 09.09.2010.       2) 19.01.2011

Вывод: при первом обследовании выяснено, что 58 % детей действительно хотят идти в школу, но только у 26,3% желание связано с содержанием учебной деятельности, 21,1% детей в игре в школу предпочли бы играть роль ученика и ни один ребенок не хотел бы, чтобы урок был длиннее перемены, т.е. «внутренняя позиция школьника» полностью не сформирована ни у одного из обследуемых детей и частично не сформирована

у 10,5 % детей.

             При повторном обследовании:  78,9% детей действительно хотят  идти в школу, 52,6% детей объясняют  желание идти в школу познавательным  интересом, 47,4% - в игре в школу предпочли бы играть роль ученика, 57,9%  - хотели бы, чтобы урок был длиннее перемены,  Таким образом, «внутренняя позиция школьника» полностью  сформирована у 31,6% из обследуемых детей, частично не сформирована у 26,3% , не сформирована у 42,1% детей. 

Приложение 3.3.а 

Протокол  психологической диагностики детей  экспериментальной  группы МДОУ д/с №53 по методике «Сказка» (Гуткина Н.И.)  Цель:  определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

     Дата  обследования: 1) 11.09.2010.       2) 25.01.2011 

Вывод:  при  первом обследовании у 47,4% детей в  мотивационной сфере доминирует  познавательный мотив, у 52,6 % - игровой  мотив.

При повторном  обследовании у 84,2% детей в мотивационной  сфере доминирует  познавательный мотив, у 15,8 % - игровой мотив. 

                                                                                                                                               Приложение 3.3.б 

Информация о работе Социальные установки: формирование, динамика развития