Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа
Научная проблема исследования и общая характеристика работы: исследование посвящено изучению взаимосвязи сформированости социальной установки у старших дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения ими программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения социальной установки в психологии.................................................... 6
1.1. Исследование аттитюдов в западной социальной психологии……….. 6
1.2 Подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии………………………………………………………………... 11
1.3. Формирование и изменение социальных установок…………………... 15
ГЛАВА 2. Взаимосвязь мотивационной установки дошкольников, направленной на положительное отношение к обучению в школе с успешностью освоения программы детского сада и с общей готовностью к школьному обучению......................................................
27
2.1. Мотивация и установка………………………………………………….. 27
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада……………………………………..
33
2.3. Сопоставление сформированности «внутренней позиции школьника» с общей готовностью к школьному обучению…………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
Следовательно, можно предположить, что: 1) мотивационная готовность к школьному обучению влияет на успешность освоения программы детского сада детьми старшего дошкольного возраста.
2)
сформированность
«внутренней позиции
школьника» оказывает
влияние на общую
готовность старших
дошкольников к
школьному обучению.
2.2. Сопоставление мотивационной готовности к школе с успешностью усвоения программы детского сада
Гипотеза исследования:
если сформировать мотивационную готовность к школьному обучению, то повысится уровень освоения программы детского сада детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 19 детей в каждой группе). Дата обследования: сентябрь 2011 года.
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент. Была проведена диагностика уровня усвоения программы «Детство» детьми старшего дошкольного возраста по следующим разделам: «Первые шаги в математику», «Предметный мир», «Развитие речи», «Ребенок открывает мир природы» (экология) с использованием критериев программы «Детство». (см. Приложение 2).
Сравним
полученные в ходе обследования результаты
(см. рис 2):
Рис.2
Сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп
Вывод: программа детского сада освоена детьми и контрольной и экспериментальной группы на 63,2 %.
Уровни освоения программы старшей группы детского сада детьми контрольной и экспериментальной группы существенно не различаются; преобладают дети со средним уровнем, число детей с низким уровнем одинаково в обеих группах. Общий уровень освоения программы – средний.
Далее было необходимо определить уровни мотивационной готовности детей к школьному обучению, сфорированности «Внутренней позиции школьника» - нового отношения ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение.
Для
измерения мотивационной
1. Методика «Мотивационная готовность к школе» Немова Р.С. –опросник, позволяющий определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. (см. Приложение 3.1)
2.Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника» (разработана Н.И.Гуткиной) , позволяющая определить степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе. (см. Приложение 3.2)
3. Методика "Сказка" - экспериментальная методика, позволяющая определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. С точки зрения мотивационной готовности к школе хорошим считается результат, когда познавательный мотив доминирует над игровым мотивом. (см. Приложение 3.3)
Далее
были выделены группы детей с различным
уровнем мотивационной
Рис.3
Сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп
Вывод: уровень школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп не имеют существенных различий: преобладают дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе, дети с высоким уровнем мотивационной готовности отсутствуют. Общий уровень мотивационной готовности – низкий в и той, и в другой группе.
Таким образом, при преобладании детей с низким уровнем мотивационной готовности к школьному обучению программа детского сада усвоена большинством детей на среднем уровне, велик процент детей с низким уровнем освоения программы.
Второй этап исследования - формирующий эксперимент.
Был разработан план мероприятий, способствующих повышению уровня мотивационной готовности к школе детей экспериментальной группы, на период с 05.10.2010 до 14.01.2011 (см. Приложение 5)
По окончании
реализации плана мероприятий
по повышению мотивационной
Сравним полученные данные (см. рис.4, рис.5)
рис.4
Повторный сравнительный анализ уровней школьной мотивации детей контрольной и экспериментальной групп
При повторном обследовании: в экспериментальной группе дети преобладают дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе.
В
контрольной группе преобладают
дети со средним уровнем мотивационной
готовности к школе, дети с высоким уровнем
мотивационной готовности, как и при первом
обследовании, отсутствуют.
рис.5
Повторный сравнительный анализ уровней освоения программы «Детство» детьми контрольной и экспериментальной групп
При повторном обследовании: в экспериментальной группе дети преобладают дети с высоким уровнем освоения программы обучения в детском саду, дети с низким уровнем – отсутствуют
В
контрольной группе преобладают
дети со средним уровнем мотивационной
готовности к школе, количество детей
с низким уровнем уменьшилось лишь на
5,2%.
Сопоставим
уровень школьной мотивации с успешностью
освоения учебной программы детского
сада:
Вывод:
если сформировать мотивационную
готовность к школьному
обучению, то повысится
уровень освоения программы
детского сада детьми
старшего дошкольного
возраста, следовательно, гипотеза
исследования подтверждена.
2.3.
Сопоставление
сформированности
«внутренней позиции
школьника» с общей
готовностью к
школьному обучению
Гипотеза исследования:
если сформировать «внутреннюю позицию школьника» у старших дошкольников, то повысится уровень их общей готовности к школьному обучению.
Далее все дети, участвующие в эксперименте, были диагностированы с помощью методики «Психолого – педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения» (Разработана Семаго М.М., Семаго Н.Я.)
(см. Приложение № 4.1).
Полученные результаты были занесены в протокол (см. Приложение № 4.1.а, 4.1.б).
Сравним готовность
и,
затем, соотнесены с уровнями
мотивационной готовности к школе.
Приложение
3.1.а
Протокол
психологической диагностики де
«Мотивационная готовность к школе» (Немов Р.С.)
Дата обследования: 1) 04.09.2010. Цель: определить, есть ли интерес к обучению у старших дошкольников
: при первом обследовании 15,8% детей не вполне готовы к школьному обучению, 84,2% - не готовы к школьному обучению.
При повторном обследовании 100% детей
готовы к школьному обучению.
Приложение
3.1.б
Протокол
психологической диагностики де
«Мотивационная готовность к школе» (Немов Р.С.)
при первом обследовании 26,3% детей не вполне готовы к школьному обучению, 73,7 % - не готовы к школьному обучению.
При повторном обследовании 58
% детей не вполне готовы к школьному
обучению, 42% детей готовы к школьному
обучению.
Приложение 3.2.а
Протокол экспериментальной беседы с детьми экспериментальной группы МДОУ д/с №53по выявлению
«внутренней позиции школьника» (Гуткина Н.И.)
Цель: выявить сформированность «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников
Вывод: при первом обследовании выяснено, что 63% детей хотят идти в школу, но только у 31,6% желание связано с содержанием учебной деятельности, только 15,8% детей в игре в школу предпочли бы играть роль ученика и ни один ребенок не хотел бы, чтобы урок был длиннее перемены, т.е. «внутренняя позиция школьника» полностью не сформирована ни у одного из обследуемых детей и частично не сформирована у 15,8 %.
При повторном обследовании:
84,2% детей действительно хотят
идти в школу, 100% детей объясняют
желание идти в школу
Приложение
3.2.б
Протокол экспериментальной беседы с детьми контрольной группы МДОУ д/с №53по выявлению «внутренней позиции школьника»
(Гуткина Н.И.) Цель: выявить сформированность «внутренней позиции школьника» у старших дошкольников
Дата обследования: 1) 09.09.2010. 2) 19.01.2011
Вывод: при первом обследовании выяснено, что 58 % детей действительно хотят идти в школу, но только у 26,3% желание связано с содержанием учебной деятельности, 21,1% детей в игре в школу предпочли бы играть роль ученика и ни один ребенок не хотел бы, чтобы урок был длиннее перемены, т.е. «внутренняя позиция школьника» полностью не сформирована ни у одного из обследуемых детей и частично не сформирована
у 10,5 % детей.
При повторном обследовании:
78,9% детей действительно хотят
идти в школу, 52,6% детей объясняют
желание идти в школу
Приложение 3.3.а
Протокол
психологической диагностики
Дата
обследования: 1) 11.09.2010.
2) 25.01.2011
Вывод: при
первом обследовании у 47,4% детей в
мотивационной сфере
При повторном
обследовании у 84,2% детей в мотивационной
сфере доминирует познавательный
мотив, у 15,8 % - игровой мотив.
Информация о работе Социальные установки: формирование, динамика развития