Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести теоретический анализ по проблеме социального интеллекта как условия развития межличностных отношений.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
Изучить современные состояния исследований по проблеме социального интеллекта личности;
Выделить основные возрастные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
Определить структурно-содержательные особенности социального интеллекта как условия развития межличностных отношений подростка

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социального интеллекта личности
1.1. Определение социального интеллекта 5
1.2. Структура социального интеллекта 12
1.3. Функции социального интеллекта 16
2. Особенности межличностных отношений младшего школьника
2.1. Возрастные особенности подростков 17
2.2. Подросток и его положение в системе личных взаимоотношений 19
2.3. Психологическая характеристика развития и особенностей межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

2к(крамсать)Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка.docx

— 59.12 Кб (Скачать документ)

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной  психологии.

 

Курсовая  работа на тему:

Социальный  интеллект как условие развития межличностных отношений подростка

 

 

Выполнил студент  2 курса 1 группы

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение         3

        1.   Теоретико-методологические основы исследования социального интеллекта личности

       1.1.   Определение социального интеллекта 5

       1.2.   Структура социального интеллекта 12

       1.3.   Функции социального интеллекта 16

       2.    Особенности межличностных отношений младшего школьника

        2.1. Возрастные особенности подростков 17

        2.2. Подросток и его положение в системе личных взаимоотношений  19                                                                                           

        2.3. Психологическая  характеристика развития  и  особенностей                    межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста.                23

          Заключение                                                                                          29

Список использованной литературы                                                  31      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В условиях современного общества , резко возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей социальной среде, в людях, их поведении, в меняющихся социальных отношениях .

     Понятие «социального интеллекта» (СИ) является одним из наиболее спорных в современной социальной психологии развития, хотя и изучается более 80 лет, начиная с работ Э. Торндайка .

     Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах. В подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Социальный интеллект может занимать определенное место в данных процессах, оказывая те самым влияние на развитие межличностных отношений.

      Отсутствие единой точки зрения относительно понимания структуры социального интеллекта, его взаимосвязи с межличностными отношениями определяют актуальность задачи проведения теоретического анализа этого явления.

Цель исследования:   провести теоретический анализ по проблеме социального интеллекта как условия развития межличностных отношений.

Объект исследования:  социальный интеллект личности.

Предмет исследования:   социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростков.

 В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить современные состояния исследований по проблеме социального интеллекта личности;
  2. Выделить основные возрастные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
  3. Определить структурно-содержательные особенности социального интеллекта как условия развития межличностных отношений подростка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-методологические основы исследования              социального интеллекта личности

 

      1. Определение социального интеллекта

     Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э.Л. Торндайк  (social intelligence). Он выделяет три вида интеллекта: абстрактный (как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия), конкретный (как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия) и социальный (как способность быть дальновидным в межличностных отношениях и мудро поступать в человеческих отношениях). В его формулировке социальный интеллект представляет собой способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать мудро в человеческих отношениях  [22].

     На основании определения социального интеллекта как способности понимать других мудро, адекватно вести себя по отношению к другим людям, данного Э.Л. Торндайком, в социальном интеллекте стали выделять два компонента – поведенческий и когнитивный  [15].

     Сторонники различных психологических школ трактовали понятие «социальный интеллект»: как способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt Т., 1927); как способность иметь дело с окружающими (Hunt Т., 1928); знания о людях (Strang R., 1930); способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (Vernon P.E., 1933); способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947)  [20 ].

     Наиболее широкое определение социального интеллекта предложено в работах Ф.Э. Вернона (1937), который включал в него как способность сосущестовать с другими, так и значение социальных проблем, восприимчивость к стимулам, исходящим от других людей, проникновение в текущее состояние и личность человека  [15].

     Г. Олпорт (1937), описывая социальный интеллект, связывал его со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Автор указывает на то, что высокий уровень социального интеллекта определяет умение человека спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим. По мнению Г. Олпорта, социальный интеллект представляет собой особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, его продуктом является социальное приспособление, а не глубина понимания  [20].

     В истории изучения социального интеллекта необходимо выделить следующие этапы: первый (1920-1940), как этап теоретического изучения, который характеризуется отсутствием единого понимания сущности СИ;  второй (1940-по настоящее время) – этап экспериментально-теоретических исследований связан с разработкой первых тестов, непосредственно изучающих социальный интеллект.

     В 1960 годы появляется модель интеллекта Дж. Гилфорда, которая включает содержание или тип информации (образное, символическое, семантическое, поведенческое), операции или тип выполняемого мыслительного действия (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценка), результат или форма, в которой представлена информация (элементы, классы, отношения, системы, трансформации, следствия). В 1961 году, когда Дж. Гилфорд  предложил свою модель, было выявлено почти 40 умственных способностей. С тех пор исследователи описали их более 100, что доказывает прогностическую ценность предложенной Дж. Гилфордом концепции интеллекта. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, независимых от факторов самого интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. В соответствии с теорией Дж. Гилфорда, оценка эмоций человека, индивидуальных особенностей, социальных норм, способностей попадает в одну категорию познания поведения [19]. Дж. Гилфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер [4].

     Поведение, являющееся содержанием социального интеллекта, оказывается слишком общим понятием. Несомненной заслугой Дж. Гилфорда является создание им первого надежного теста для измерения СИ.

     Г. Ю. Айзенк (1967) акцентирует внимание на существование в психологии по крайней мере трех совершенно различных концепций интеллекта. Наиболее фундаментальный аспект интеллекта, именуемый им биологическим, служит физиологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения. Психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами ІQ, на 70 % зависит от биологического и на 30 % - от средовых факторов. Различия в социальном интеллекте в значительной степени зависят от различий в ІQ, но также и от многих других параметров (образования, опыта, семейного воспитания, мотивации, стратегии действия и т. д.). Согласно Г.Ю. Айзенку, социальный интеллект определяется как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества [22].

     К исследованиям социального интеллекта можно также отнести работы Р.Дж. Стернберга, посвященные изучению имплицитных теорий интеллекта, креативности, мудрости и одаренности. Р. Стенберг (1997) развил так называемую «инвестиционную теорию креативности», согласно которой творческая личность отличается способностью инвестировать свои силы в идею, низко оцениваемую в данный момент в профессиональном сообществе, с тем, чтобы потом, развив эту идею, придать ей высокий статус. Теория Р. Стернберга обращает внимание на весьма важный аспект: в таких областях, как наука, творчество сегодня включено в широкую сеть разделения труда, движение вперед оказывается все более коллективным, и ученый должен обладать социальным интеллектом наравне с предметным, чтобы успешно участвовать в этом коллективном движении. Согласно теории Р. Стернберга, социальный интеллект – это часть большого репертуара  знаний, с его помощью  человек пытается решать практические проблемы, с которыми сталкивается в физическом и социальном мире.

     Чтобы составить представление о том, что обычные люди думают о СИ, Р. Стернберг (1981) провел исследование, которое показало, что люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:

  1. Способность к решению практических задач: человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошее решение, обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы.
  2. Вербальная способность: говорит ясно и с четкой артикуляцией; хорошо понимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; не испытывает трудности в письменной речи; эффективно общается с людьми.
  3. Социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть; не опаздывает на встречи; выносит справедливые суждения; чуток к нуждам и желанием других людей; любознателен, имеет широкие интересы.

      Р. Стернберг обнаружил, что черты, приписываемые умному человеку в тех случаях, когда люди описывали «академический интеллект», отличались от характеристик, составляющих описание «поведенческого» (практического, социального) интеллекта.

     Понятие «имплицитной теории личности» было введено Дж. Келли для объяснения того, каким образом протекают процессы межличностного общения, а также для объяснения поведения человека по отношению к другим людям.  По сути, рассматривая имплицитные теории личности, Дж. Келли описывает социальный интеллект человека. Под имплицитной теорией личности Дж. Келли понимал совокупность представлений человека о взаимоотношениях, существующих между различными личностными чертами в психологическом портрете других людей, причем для самого человека данные представления не обязательно являются осознанными. На основании своей имплицитной теории личности человек, наблюдая поведение окружающих его индивидуумов, делает заключение о подспудно существующих у них качествах и чертах, которые могут открыто не проявляются в их поведении.

     Таким образом, большинство зарубежных исследователей сходятся во мнении о том, что социальный интеллект выполняет регулирующую функцию в межличностном общении и обеспечивает социальную адаптацию личности. В современной психологии наметилась необходимость отхода от традиционных когнитивистских моделей при описании социального интеллекта.  Социальный интеллект как раз и оказывается такой проблемой, где взаимодействует когнитивное и аффективное. В сфере социального интеллекта вырабатывается  подход понимающий человека не просто как вычислительный механизм, а как когнитивно-эмоциональное существо.

     В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях проблеме социального интеллекта уделили: Н.А. Аминов (1992), М.И. Бобнева (1979), А.А. Бодалев (1999), А.П. Вяткин (2001), Г.П. Геранюшкина (2001), Ю.Н. Емельянов (1987), А.А. Кидрон (1983), Н. А. Кудрявцева (1994), В.Н. Куницына (2003), Е.С. Михайлова (1996), М.В. Молоканов (1992), Н.Л. Смирнова (1982), О.Б. Чеснокова (2004), А.П. Лобанов (2005).

     Впервые в отечественной психологии попытку определения СИ предложил  Ю.Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сенситивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надежностью и достаточным прогностическим эффектом. «Сферу возможностей субъект-субъектного познания  индивида можно назвать его СИ, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

Информация о работе Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка