Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести теоретический анализ по проблеме социального интеллекта как условия развития межличностных отношений.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
Изучить современные состояния исследований по проблеме социального интеллекта личности;
Выделить основные возрастные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
Определить структурно-содержательные особенности социального интеллекта как условия развития межличностных отношений подростка

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социального интеллекта личности
1.1. Определение социального интеллекта 5
1.2. Структура социального интеллекта 12
1.3. Функции социального интеллекта 16
2. Особенности межличностных отношений младшего школьника
2.1. Возрастные особенности подростков 17
2.2. Подросток и его положение в системе личных взаимоотношений 19
2.3. Психологическая характеристика развития и особенностей межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

2к(крамсать)Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка.docx

— 59.12 Кб (Скачать документ)

     Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.

     Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.[6].

     Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.[18].

     Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

     Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым. [19].

     Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

     При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.

     Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции.

     На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

     Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры.

     С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто  о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

     Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство  самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

     Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица.

     Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

     Если компании формируются лавным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего.

     Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. [2].

     Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу – существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и группой, создавая та называемый «эффект стаи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                  Заключение

В современной психологии представление о феномене социального  интеллекта находится  в процессе развития.

 Анализ существующих  теорий социального интеллекта  свидетельствует об отсутствии  единых представлений о природе  данного феномена. В отличие от  структуры общего интеллекта, в  структуре социального интеллекта  большую роль играют личностные  свойства и характеристики самосознания.

Эффективность и оптимальность  социального взаимодействия человека с другими определяется его социальным интеллектом. Социальный интеллект  – это способность правильно  понимать поведение людей, которая  необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации.

Межличностные отношения  возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у  людей по отношению друг к другу.

Межличностные отношения  имеют ряд форм, особенностей, которые  реализуется в коллективе, группе людей, групп сверстников в процессе общения в зависимости от различных  факторов, влияющих на них.

В основе развития взаимоотношений  в группе лежит потребность в  общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется  разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение  в системе личных и  в системе  деловых отношений, на которые влияют успехи подростка , его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, индивидуальные и нравственные качества.

Основными критериями характеристики подросткового возраста (от 11-12 до 14-15 лет) является ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, направленность на самопознание .

Таким образом, можно предположить, что социальный интеллект является условием развития межличностных отношений  младшего школьника.

Поэтому существует потребность  в дальнейшем исследовании феномена социального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аверин, В.А Психология детей и подростков / В.А. Аверин // С. - П., 1998. -67с.
  2. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические и педагогические сочинения / П.П. Блонский // в 2Т. М., 1979 Т2 с.56-89
  3. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. – 2005. - № 6.  – с. 35-45
  4. Гилфорд, Дж. Психология мышления/ Под ред A.M. Матюшкина.- М., 1965. 456 с.
  5. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с
  6. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук // - ч. 2 - Тарту, 1974. - 375 с.
  7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон //. М., 1989. с.221
  8. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с
  9. Краковский, А.П. О подростках / А.П.Краковский //. М., 1970.с57-65
  10. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / Под ред. Д.В.Ушакова М, 
  11. Крутецкий, В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
  12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина // М., 1998.-с.144
  13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка / А.Е. Личко // М., 1983.с.123-135
  14. Люсин   Д.В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования  / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. – 293 с.
  15. Методы диагностики развития социального интеллекта в детском возрасте / О.Б. Чеснокова [и др.] // Психологическая диагностика. – 2008. - № 3. - С. 52-80
  16. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина//  М., 2000.-233с.
  17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
  18. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. -М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
  19. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // - Серия «Мастера психологии» - Питер, СПб, 2000. - 212 с.
  20. Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. – 267 с.
  21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко //. - Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - 736 с.
  22. Феномен социального интеллекта в современной психологии / Л.М. Даукша // Веснiк ГрДУ. Псiхалогiя. 2007. – Серыя 4 № 3.- С. 83-90
  23. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских //. - М.: Новое знание, 2003. - 380 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка