Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования: провести теоретический анализ по проблеме социального интеллекта как условия развития межличностных отношений.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
Изучить современные состояния исследований по проблеме социального интеллекта личности;
Выделить основные возрастные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
Определить структурно-содержательные особенности социального интеллекта как условия развития межличностных отношений подростка
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социального интеллекта личности
1.1. Определение социального интеллекта 5
1.2. Структура социального интеллекта 12
1.3. Функции социального интеллекта 16
2. Особенности межличностных отношений младшего школьника
2.1. Возрастные особенности подростков 17
2.2. Подросток и его положение в системе личных взаимоотношений 19
2.3. Психологическая характеристика развития и особенностей межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
На сегодняшний день первоначально можно выделить несколько основных подходов понимания СИ в постсоветской психологии. В первом случае СИ трактуется как составной компонент более психологически интегративных сложных образований (А.А. Бодалев, М.В. Молоканов, Е.С. Михайлова (Алешина), М.М. Кашапов, Н.А. Аминов). Так, А.А. Бодалев рассматривает социальный интеллект, который «… обслуживает общение человека с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, в которых непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. И, кроме того, он – этот интеллект – позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки и соотносить калибр своих поступков и деяний с требованиями оформившихся у него нравственного и профессионального императивов». По мнению А.А. Бодалева, СИ проявляется у человека во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, оценка функционирующих, как единая система, и актуализирующихся, когда объектом выступают другие люди. Степенью сформированности социального интеллекта обусловлены наблюдательность, децентрация, саморефлексия человека. Социально одаренный человек кроме высокого социального интеллекта обладает эмпатией, является открытым, искренним, располагает очень богатым и разнообразным репертуаром способов нюансировки своего поведения.
М.М. Кашапов рассматривает социальный интеллект, наряду с рефлексивностью и эмпатией, как составной компонент абнотивности, комплексной способности преподавателя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого, способности заметить одаренного обучаемого и оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Е.С. Михайлова рассматривает социальный интеллект как когнитивную составляющую коммуникативных способностей личности. Эмоциональной составляющей коммуникативных способностей является эмпатия. «Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. К процессам, его образующим, относятся социальная сенситивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление».
Во втором случае СИ раскрывается как совокупность мыслительных операций (Н.А. Кудрявцева, К.А. Альбуханова-Славская). Среди операциональных подходов к проблеме социального интеллекта выделяют концепцию Н.А. Кудрявцевой (1994), которая в структуре интеллектуального потенциала выделяет общий интеллект (способность решать задачи на субъект-объектном уровне), социальный интеллект (способность решать задачи на субъект-субъектном уровне) и рефлексию (показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта). Социальный интеллект понимается ею как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Н.А. Кудрявцевой получена отрицательная корреляционная связь между социальным интеллектом и эмпатией.
В рассмотренных подходах к исследованию СИ доминируют когнитивные концепции социального интеллекта.
В третьем случае СИ рассматривается с социально-психологических позиций.
О.Б. Чеснокова в 2003 году сформулировала принципы анализа СИ с позиций возрастного подхода. Ссылаясь на Л.С. Выготского, О.Б. Чеснокова оказывает на то, что нельзя высшие культурные формы поведения и интеллектуальной деятельности, в том числе и вербальные и невербальные компоненты СИ, анализировать только по их составу, не учитывая генезиса их форм и структуры. Потребность в СИ возникает у ребенка в ситуации общения с людьми только при двух условиях: во-первых, когда интересы ребенка расходятся с интересами партнеров по общению; во-вторых, когда ребенок не может достичь желаемой цели самостоятельно или с помощью прямого давления на других людей, а только при опосредованном влиянии на их намерения.
О.Б. Чеснокова определяет социальный интеллект как способность ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации, недоступные непосредственному наблюдению и способность на основе этой ориентировки намечать возможные способы опосредствованного достижения своих или общих целей в условиях, когда прямые способы ее достижения невозможны.
Разнообразие подходов к определению социального интеллекта демонстрирует неоднозначность его структуры. В то же время в определениях социального интеллекта можно отметить ряд общих моментов:
1.2. Структура социального интеллекта
Так Э. Торндайк в структуре СИ выделял два компонента – поведенческий и когнитивный. Социальный интеллект по Дж. Гилфорду связан с теми компонентами интеллекта, содержанием которых является поведение, а операцией – познание. Соответственно такому пониманию внутренняя структура социального интеллекта включает способности, различающиеся единицами, с которыми осуществляется оперирование. Социальный интеллект по Дж. Гилфорду состоит из 6 факторов, связанных с познанием поведения:
В рамках общепсихологического подхода выделяют вербальный и невербальный компоненты СИ. Общим является признание относительной независимости вербального компонента СИ (который может значимо коррелировать с формально-логическим интеллектом) и его невербального компонента [22].
Социально-психологический подход рассматривает СИ как когнитивную составляющую коммуникативной компетентности. Этот подход делает акцент на способность принимать решения относительно поведения в конкретной межличностной ситуации на основе предварительной ориентировки, восприятия им интерпретации ее смысла (межличностное восприятие, каузальная атрибуция), причем в качестве субъекта могут выступать как отдельный индивид, так и группа [3 ].
В рамках социально-психологического подхода В.И. Куницына считает возможным выделить следующие аспекты социального интеллекта:
Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Коммуникативно-личностный потенциал является основным стержнем социального интеллекта.
Характеристика самосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.
Энергетический потенциал – психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.
По В.И. Куницыной, одной из главных интегральных функций социального интеллекта является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений. Очень важна мобилизационная функция социального интеллекта, помогающая преодолеть внезапные кризисы, длительные стрессы, ситуации, угрожающи самоуважению.
В.Н. Куницына с помощью комплекса из десяти методик провела исследование, позволяющее учитывать более 100 психологических измерений, помогающих понять содержание и структуру социального интеллекта. Ею выявлено, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты саморегуляция, уверенность в себе, креативность, адаптивность, способность влиять, высокая гибкость, наличие моральных установок. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в нем представлены застенчивость, агрессивность, рефлексивность, тем более вероятно, что человек страдает от одиночества, имеет низкое самоуважение, конфликтен, невротизирован, психически и физически истощаем. Сильно выраженная рефлексивность не способствует развитию социального интеллекта [22].
Традиционно исследования в СИ велись в основном в рамках психометрического подхода. Особенностью этого подхода было то, что создание психодиагностического инструментария предшествовало теоретическому анализу используемых понятий. Несмотря на многочисленные споры и несогласия, исследователей объединяло то, что они рассматривали СИ как сформированную многокомпонентную способность, в основе которой лежат базовые способности, обнаруживаемые в ходе социального взаимодействия и межличностных отношений. Основным в этих исследованиях было определение специфики СИ по сравнению с другими формами интеллекта, анализ структуры СИ, поиск эмпирических коррелятов его проявлений в межличностных ситуациях, нахождение адекватных методов диагностики и описание соотношения СИ с другими психическими функциями и личностными характеристиками [3].
Впервые идею о возрастно-психологическом подходе к СИ высказал Г. Гарднер, говоря о том, что в онтогенезе пути развития интерперсонального и интраперсонального интеллекта будут отличаться от путей развития общего академического интеллекта, и в соответствии с этим необходимо описать особую траекторию развития СИ в онтогенезе. Развивая эту идею, исследователи считают, что необходимо выделить форму СИ, специфичную для данного возраста, изучить предпосылки ее появления, функции, которые она выполняет, и трансформации, которым она подвергается в последующих возрастах. Иными словами, необходимо определить, в каком возрасте появляется та или иная форма СИ, из чего и как она возникает и какое место в общей жизнедеятельности ребенка она занимает [15].
Рассматривая социальный интеллект, как индивидуально-личностное свойство человека Д.В. Ушаков выделяет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции СИ. Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А, с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.
Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и, в свою очередь, быть понятым ими, а также познавая себя в постоянном общении с другими людьми. Начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений.
С коммуникативно-ценностной тесно связана рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит, с одной стороны, свое отражение в самопознании и осознании достоинств и недостатков собственной личности и других, с другой, обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. Корректирующая роль социального интеллекта опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности.
Как считает О.К. Тихомиров, одна из главных интегральных функций социального интеллекта – формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений. Социальный интеллект определяет наличный уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности.
Таким образом, в современной психологии отсутствует единое понимание функций социального интеллекта. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день исследователи чаще всего указывают на адаптационную, мотивационную, коммуникативную, мобилизационную функции социального интеллекта [22].
Информация о работе Социальный интеллект как условие развития межличностных отношений подростка