Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций
Социология, по Турену, это не наука о реальности, а исследование социального действия. Предметом социологии Турен считает социальные отношения, которые, однако, нельзя увидеть в «чистом» виде, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении. Целью социологии является понимание этого движения, а не каких-то структур, имеющих внесоциальное происхождение. Собственно предметом исследования социологии выступают не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт. Но обращение к силам общественного движения обусловливает также ориентацию на историчность общества и определяющих его классовых отношений
Характерно, что с ранних
работ Вебер заявляет основные принципы
своей методологии: 1) тесная связь
эмпирической социологии с исторической;
2) первичность социокультурных
В методологии М. Вебера можно выделить несколько основных моментов: 1) концепция идеального типа, 2) метод причинно-следственного (каузального) объяснения, 3) принцип сопереживающего понимания мотивов поведения, 4) принцип отнесения к ценности. Они возникли из попытки объединить эвристику естественных и гуманитарных наук, перенести в социологию все самое рациональное из них и таким способом усилить ее познавательные возможности. Из первых Вебер позаимствовал каузальный метод и приверженность точным фактам, из вторых - метод понимания и <отнесения к ценности>. Он резко выступал против психологизации социологии и использования в ней оценочных суждений, основанных только на субъективных мнениях ученого. Одновременно Вебер не соглашался с применением метафизических универсалий типа <общество>, <народ>, <государство>, <коллектив>, полагая, что объектом исследования может быть только индивид, ведь только он обладает мотивацией, сознанием и рациональным поведением. Абстрактные же понятия суть метафоры, в которых нивелируется конкретный индивид. Это еще один шаг навстречу естествознанию и требованиям позитивизма. Но отступлением от него и шагом к чистой философии надо считать принцип понимания.
Разумеется, М. Вебер не выступал
против вероятностно-статистических методов
в социологии. Но статистическая связь
повторяющихся явлений сама по себе
еще мало что значит, ведь она
может быть случайной. Обнаружение
с помощью количественных методов
статистических связей лишь первый этап.
Второй этап предполагает установление
внутренней обусловленности связи
между явлениями или
Суть социологии капитализма можно тезисно выразить так: 1) капитализм - это универсально-исторический процесс, охватывающий всю историю человечества, 2) в разные эпохи различные страны, начиная с древнего Китая, Египта, Вавилона, предпринимали попытки приблизиться к рациональному (правильному, цивилизованному) капитализму, но удалось это сделать только нескольким наиболее развитым странам Западной Европы в Новое время, 3) ключевым моментом, предопределившим успех стран Запада в построении капитализма, явились не развитая промышленность или экономика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии - протестантизм, 4) существует множество форм капитализма, среди них только одна является истинной, а все другие - ложными подобиями.
Процесс <капитализации>
всех стран мира, их нацеленность на
построение у себя высшей формы товарно-денежных
отношений М. Вебер называет рационализацией,
высшим проявлением которого стало
зарождение современного капитализма.
М. Вебер полагал, что западноевропейский
капитализм - явление в мировой
истории уникальное, оно может
никогда больше не повториться, ибо
не повторится то стечение обстоятельств,
которые его вызвали (главное
среди них - протестантизм и
Ныне теория Вебера признана во всем мире. Именно ее считают наиболее правильной в объяснении природы капитализма. Ей отдают предпочтение даже экономисты, привыкшие выводить одни экономические явления из других. Заслуга Вебера в том, что он научил нас видеть за экономическими событиями более фундаментальные, невидимые глазу и не просчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие в складе мышления и образе жизни людей. Именно от них зависит то, какой капитализм они себе построят. Социология Вебера оказала фундаментальное влияние на западную социологию ХХ в. Интерес к ней не угасает многие десятилетия, а в середине 70-х и конце 80-х гг. возник своеобразный <веберовский ренессанс>.
4.Марксистская школа в социологии
В истории новоевропейской
социально-экономической мысли
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих
Энгельс (1820-1895) уже в 1844-1848 гг. постулировали
принципиальный разрыв со всеми теоретическими
традициями, провозгласили необходимость
создания нового - коммунистического -
общества, еще не имея развернутого
и эмпирически доказанного
Методология К. Маркса при
анализе социальных проблем общественного
труда, с одной стороны, исходила
из натуралистических установок
позитивизма (хотя сам Маркс в
этом никогда не признавался), требовавшего
рассматривать социальные явления
как факты и строить
К. Маркс не отрицал прогрессивной
роли разделения труда - напротив, как
и Э. Дюркгейм, отводил ему роль
механизма исторического
Механическая солидарность, если применять терминологию Дюркгейма, свойственна, по Марксу, всем реально существовавшим формациям, в том числе и первобытнообщинному строю. Только новая - коммунистическая - формация создает органическую солидарность, т. е. такой коллективизм, который является условием для всестороннего развития личности. Маркс называл его истинным коллективизмом. В отличие от него мнимый коллективизм (аналог дюркгеймовской механической солидарности) основан на корпоративной, или классовой, солидарности - пролетариев и буржуазии внутри своего класса - и классовой борьбе. Никакие реформы свергнуть старый строй не могут, необходимы социалистическая революция и диктатура пролетариата. При социализме частная собственность существовать не может, классы исчезают с исторической арены, уничтожается различие между умственным и физическим трудом, а основным законом планомерной организации общественного труда станут пропорциональное распределение рабочей силы по отраслям народного хозяйства, перемена труда (фактически его деспециализация), уравнительность (не путать с уравниловкой) в оплате труда (в зависимости от вложенного труда и размера семьи, а не от социального и должностного статуса индивида) и механизм априорного (внерыночного) ценообразования.
Методология К. Маркса оказалась крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся марксизму от Гегеля, была очищена от многих схоластических напластований и настолько сильно переориентировала позитивистские установки, что свела их, по сути, к общенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов. Диалектический метод придал особую стройность теоретическим построениям Маркса. Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капитализму, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологии первостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, а теоретическому методу анализа, объединившему в себе диалектическую логику, методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента (элементов сравнительно-исторического исследования), причинно-следственное объяснение. Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е гг. ХХ в. Франкфуртской школы социологии труда (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представители которой внесли значительный вклад в разработку концепции «индустриального общества» и отчуждения труда.
Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта (посему марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтной перспективой). Гораздо меньшее влияние на современную науку оказала экономическая теория Маркса, которая большинством западных экономистов, при разработке собственных моделей, явным образом не учитывалась. Иными словами, в ряду чистых экономистов Маркс не числится. Серьезной критике, в частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась его трудовая теория стоимости и концепция редукции труда (сведения сложного труда к простому). Не выдержало испытания временем его теория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения. Во многом это можно объяснить тем, что вопреки своим же методологическим установкам опираться на факты Маркс больше придерживался абстрактных формул английских политэкономов и философских схем Гегеля. Законы капитализма, открытые Марксом на английской почве, были категорически отвергнуты многими немецкими интеллектуалами, в том числе и Вебером.
Таким образом, учение К. Маркса
остается великим достижением
марксистский социология конфликт общественный
Теория социального конфликта
Карл Маркс разработал учение о противоречиях и разработал модель конфликта, чем внёс огромный вклад в развитие конфликтологии как науки. Тернер - американский социолог, опираясь на работы Маркса, описал основные положения учения о конфликтах и пришёл к выводу что: любые социальные отношения содержат большое количество конфликтов интересов.
Сама социальная система порождает конфликт.
. Конфликт - самое распространённое свойство социальных систем.
. Конфликты проявляются в полярности интересов.
. Конфликты чаще происходят из-за недостатка чего-либо.
. Конфликт есть источником изменений социальных систем.
. Любой конфликт несёт антагонизм.
Причины и факторы конфликта, по мнению Маркса, заложены в следующем.
1. Неравномерное распределение ресурсов ведёт к конфликту интересов.
. Чем глубже люди начинают
осознавать свои права и
. Чем больше люди сомневаются,
тем реальнее они могут
. Чем сильнее противоположность
взглядов людей, тем
. Насильственный конфликт
может изменить социальные
Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт - неизбежное и распространенное свойство развития организации.
Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов.
Более высокий уровень развития организации и следовательно более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотивационных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов.
Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностные отношениям но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта).