Соотношение биологического, психического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 21:19, контрольная работа

Описание

Понятие "личность" соотносится с такими понятиями, как "индивид", "индивидуальность", "человек". Из этих понятий "человек" - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек как индивид представляет собой биологический род, род homosapiens - "человек разумный". Индивид являет¬ся носителем не только врожденных свойств, но и тех, которые получены в ходе развития.
Понятие "индивидуальность" подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отли¬чия.

Содержание

1 Индивид, индивидуальность, личность………….………………………………….4
2 Половозрастные особенности личности………………………………………….....6
3 Соотношение биологического, психического и социального в человеке…...…...13
4 Список литературы………….…………………………………………….………….15

Работа состоит из  1 файл

ОКР0.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

  1. Индивид, индивидуальность, личность………….………………………………….4
  2. Половозрастные особенности личности………………………………………….....6
  3. Соотношение биологического, психического и социального в человеке…...…...13
  4. Список литературы………….…………………………………………….………….15
  5.  
    1. Индивид, индивидуальность, личность

 

Понятие "личность" соотносится  с такими понятиями, как "индивид", "индивидуальность", "человек". Из этих понятий "человек" - самое  широкое и общее, все остальные  включаются в него. Содержательно  эти понятия переплетены между  собой.

Человек как индивид представляет собой биологический род, род homo sapiens - "человек разумный". Индивид является носителем не только врожденных свойств, но и тех, которые получены в ходе развития.

Понятие "индивидуальность" подчеркивает неповторимое своеобразие  человека, то, в чем он отличен  от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Но индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные: у каждого не только своя внешность, но и свой нрав. Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки. При всей многогранности понятие "индивидуальность", в первую очередь, обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым или самостоятельным.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" заключены  различные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая, - имея в виду качества самостоятельной сущности. Индивидуальность — это определение собственной жизни. Личность возникает при встрече человека с другими людьми, индивидуальность - встреча с самим собой. Индивидуальность — это авторство собственной жизни. Потенциально сколько людей, столько индивидуальностей. Основными составляющими индивидуальности являются система ценностных ориентации, мировоззрение, совесть, вера.

Личность — очень сложное образование. Все черты, присущие личности, взаимосвязаны, но взаимосвязи их различны. Существует проблема, как привести это огромное множество черт личности в систему. Какого же человека можно назвать личностью? В психологии, понятно, слово "личность" используется в двух основных значениях. Во-первых, любой человек, обладающий сознанием. Во-вторых, личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. По мнению психолога Л.И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере — и своим психическим развитием. 

    1. Половозрастные особенности личности

 

Половые различия (мужское—женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

Генетические  различия.

Пол зародыша определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек  она образована двумя большими Х-образными  хромосомами. У мальчиков состоит  из большой Х-образной хромосомы  и более мелкой У-образной. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому. А  сперматозоид отца может нести либо Х-хромосому, либо У - хромосому. Для зачатия мужского эмбриона необходимы X и У хромосомы плюс микроскопический кусочек материи Н-У антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает У-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация зародыша начинается лишь через 5 недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более сложно происходит дифференциация мужского пола: через 6 недель после оплодотворения начинают развиваться яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет мальчиком. Надо, чтобы гипоталамус — часть мозга — выделил вещество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон — тестостерон в большом количестве. Если механизм выработки и усвоения мужского гормона нарушен, то не происходит дальнейшего развития мужских половых органов и рождается ребенок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару Х-У хромосом. Мужской зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и более уязвим: большинство выкидышей — мужские зародыши.

Мальчики рождаются в  среднем более крупными, чем девочки, но новорожденные девочки немного  обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи, у девочек раньше начинается период полового созревания. Девочки, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин более резок разброс интеллектуальных показателей: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие и сверхнизкие показатели интеллекта. К 12-15 годам девочки превосходят мальчиков в вербальных навыках, но мальчики превосходят в оперировании пространственными представлениями и в решении математических задач. К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Организм женщины имеет ряд врожденных особенностей: большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, рискуют стать жертвой таких заболеваний, как артериосклероз, более подвержены сердечным приступам, чаще погибают и кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами. Но женщины, пристрастившиеся к алкоголю, быстрее к нему привыкают и практически не излечиваются от алкоголизма. На 100 женщин

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления апатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий между мужчинами и женщинами генетически обусловлены. Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

Геодакян в своей тендерной  теории межполушарной асимметрии анализирует  некоторые различия в строении мозга  у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что  межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому  у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Психологические и социально-психологические различия.

Первые 5-6 лет жизни ребенка  — решающие для формирования своей  половой идентификации, для осознания  себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А.О. Бухановскмй считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании: биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социокультурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосозкание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

В большинстве культур  дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов. (Полоролевые стереотипы — это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным к напористым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками матери обращаются более мягко, побуждая их больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается, прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками»  в очень раннем возрасте, но до 5-6 лет они часто не понимают, что  пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий. К 6-7 годам  большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

Различия  в половом поведении.

Половое возбуждение, половое  поведение и репродуктивная функция (способность к размножению) имеют свое специфическое развитие и не тождественны друг другу. Половое возбуждение, проявляющееся как эрекция пениса и увлажнение влагалища, могут наблюдаться еще во внутриутробном периоде, сразу после рождения в младенчестве и в течение всей жизни.

Репродуктивная функция (способность к оплодотворению и  размножению) появляется у девочек и мальчиков с 14-15 лет, завершается у женщин в 45-49 лет, у мужчин сохраняется до 70 лет.

Половое поведение проявляется  с детства: в возрасте 3-8 лет у  одной трети детей отмечаются мастурбации; с 6 до 12 лет гомосексуальные игры отмечаются у половины мальчиков и трети девочек; в подростковом возрасте мастурбация отмечается у 90% мальчиков и половины девочек. В гетеросексуальные добрачные связи до 17-18 лет вступает более половины юношей и одна треть девушек. Пик половых желаний у юношей наступает в возрасте 17-20 лет (период гиперсексуальности), затем несколько снижается и стабилизируется на высоком уровне до 33-35 лет. После 40 лет уровень половой активности снижается существенно, а в старости падает резко, прекращение половой активности происходит к 70 годам. У женщин динамика половой активности иная: в период 17-25 лет уровень половых желаний и активности значительно ниже мужского уровня, постепенно нарастая к 30-35 годам, а в 40-45 лет превосходит мужской уровень; снижение половой активности начинается после 50 лет» а прекращение половой активности отмечается к 60-65 годам. Физиологических причин для полного прекращения половой активности нет, поскольку эрекция и эякуляция возможна у мужчин и в преклонном возрасте, хотя происходят медленнее, а у женщин, хотя с возрастом выделение влагалищной смазки уменьшается, чувствительность клитора сохраняется. Прекращение половой активности, по-видимому, более обусловлено психологическими причинами.

Возрастные  различия.

Возрастная психология изучает  факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды:

  • Дошкольное детство: младенчество (0–1 год); раннее детство (1-3года); дошкольный возраст (3-6лет).
  • Школьный возраст: младший школьный возраст (7-10лет); подростковый возраст (11-14лет); ранняя юность (15-18лет).
  • Ранняя взрослость: юность (18-23года).
  • Взрослость: молодость (24-27лет); зрелость (28-60лет).
  • Старость: пожилой возраст (60-75лет); старчество (75-90лет); долгожительство (более 90лет).

Разделение жизненного цикла  человека на периоды позволяет лучше  понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. Переходы от одной стадии возрастного развития к другой сопровождаются кризисами и приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.

Дошкольное  детство:

- Младенчество (0–1 год). Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:

    • физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
  • психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов (дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы), которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Основную часть  времени ребенок спит. Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое - на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека и поворачивает голову в сторону его источника. Новорожденный, устанавливает с мамой эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления". Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года". Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

Информация о работе Соотношение биологического, психического и социального в человеке