Следующим
принципиальным психологическим новообразованием
является нравственная регуляция собственного
поведения, проявляющаяся в высокой
восприимчивости к усвоению норм,
ценностей и способов поведения,
которые есть в мире взрослых. Рвение
к эмансипации (освобождение) от взрослых,
возросшая самостоятельность, неудовлетворенное
чувство взрослости, эмоциональная нестабильность
инициируют потребность в общении со сверстниками.
Принадлежность к группе сформировывает
социально важное качество – корпоративность.
Особенности
психического развития ребенка заключаются
в общем интеллектуальном развитии,
в основном воображения и рефлексивного
мышления. Особых достижений в области
познавательных действий психологи
не отмечают.
- ранняя
молодость (15-18лет), изюминка социальной
ситуации развития заключается в том,
что этот возраст, завершающий детство.
Часть женщин и юношей в этом возрасте
обучаются в профессиональных учебных
заведениях, а некоторые уже работают.
Но пока они сохраняют статус зависимых
от родителей детей. Все важнейшие задачки
ранней молодости обусловлены будущим:
окончание общеобразовательной школы,
выбор формы профессионального образования
и профессии, трудоустройство, подготовка
к вступлению в брак. Поиск собственного
места в мире становится очень актуальным,
ведущие потребности данного возраста
обусловлены неопределенной, проблемной
ситуацией. Это потребности в личном, социальном
и профессиональном самоопределении.
Старшеклассники решают принципиальные
задачи: кем быть и каким быть?
Ведущей
деятельностью в ранней молодости
является учебно-профессиональная деятельность.
Это деятельность, составляющая базу для
психологически обоснованного и компетентного
выбора будущей профессии. Избирательное
отношение старшеклассников к учебным
предметам обусловливает необходимость
вариативного обучения.
Ранняя
молодость – период завершения физического
развития. К концу этого возраста девушки
и юноши биологически уже созревшие взрослые
люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное
развитие дозволяет им удачно осваивать
и делать разнообразные виды профессиональной
деятельности. Сексапильное созревание
побуждает их к поиску друга, подруги.
В этом возрасте продолжают развиваться
познавательные процессы, но сколько-нибудь
существенных, кардинальных конфигураций
не наблюдается.
В ранней
молодости закладываются базы мировоззрения
(происходит формирование ценностных
ориентаций, углубление нравственного
сознания, рост общественного и познавательного
энтузиазма к более общим принципам мироздания,
универсальным законам развития природы
и общества). Центральное место в этом
процессе занимает вопрос о смысле жизни
и построение жизненного плана. Ранняя
молодость – это возраст дальнейшего
развития самосознания. На базе самооценки
возникает потребность в самосовершенствовании.
Основная забота женщин и юношей – это
выбор профессии, а правильнее – выбор
формы её получения (в мастерски учебном
заведении либо методом профессиональной
подготовки на предприятии, в фирме, организации).
Ранняя взрослость:
Юношеский (18-23 года) возраст
представляет собой в буквальном
смысле слова ''третий мир'', имеющийся
между детством и взрослостью. Биологически
- это период завершения физического созревания.
Большая часть женщин и значимая часть
юношей вступает в него уже постпубертатными
("пост" - после, "пубертатный"
- подростковый), но на его долю выпадает
задача устранение диспропорций, обусловленных
неравномерностью созревания. К концу
этого периода главные процессы биологического
созревания в большинстве случаев завершены,
так что дальнейшее физическое развитие
можно разглядывать уже как принадлежащее
к циклу взрослости.
Социальное положение
юношества неоднородно. Молодость -
завершающий этап первичной социализации.
Подавляющее большая часть юношей
и женщин уже учащиеся, их роль в
производительном труде рассматривается
не лишь и не лишь с точки зрения
его экономической эффективности,
сколько с точки зрения его
воспитательной ценности. Молодость
– это возраст больших личностно
важных приобретений: друзей, любимых,
специальности, собственного жилья
и т.д. Ведущие потребности молодости
– это потребности в социальном и профессиональном
самоопределении, социально-психологической
поддержке и защите, а также потребность
в достижениях. Ведущей деятельностью
в молодости является профессиональное
образование. Главные психологические
новообразования личности на данной стадии
становления – самостоятельность, социальная
зрелость, обобщенные методы познавательной
и профессиональной деятельности, социально-профессиональная
компетентность.
Взрослость:
- молодость
(24-27 лет). Это возраст начала самостоятельной
трудовой деятельности, вступления в брак
и установления семейных отношений. К
огорчению, в данном возрасте часть юных
людей остаются безработными, разводятся,
осваивают асоциальные и противоправные
формы поведения. Ведущей деятельностью,
на стадии профессиональной адаптации,
является нормативно одобряемая деятельность,
т.е. деятельность, методы, воплощения
которой уже сложились в должностных инструкциях,
квалификационных свойствах и технологической
документации. В условиях отсутствия профессионального
опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую
функцию. Освоение данной деятельности
и связанного с ней социально-профессионального
поведения приводит к развитию следующих
психологических новообразований: профессиональной
социализации, профессионального опыта,
мастерски принципиальных свойств, профессиональной
идентичности.
Актуальным
становится профессиональный рост. Часть
сверстников уже добилась определенных
профессиональных достижений. Но подавляющее
большая часть юных людей, завершивших,
казалось бы, стройку собственной
жизни и мастерски самоопределившихся,
начинают испытывать психологический
дискомфорт, обусловленный нереализованными
возвышенными профессиональными планами
и психологическим насыщенным профессиональным
трудом. Наступает период душевной
смуты. Ревизия профессиональной жизни
инициирует определение новейших жизненно
важных целей.
Возможны
два пути: или оставаться в избранной
профессии и утверждать себя в
ней, становиться специалистом, или
профессиональная миграция, значащая
смену работы либо профессии.
- зрелость
(28-60 лет). Это более продуктивный возраст
– период реализации себя как личности,
использования собственного профессионального
потенциала. Конкретно в этом возрасте
реализуются жизненные и профессиональные
планы, оправдывается смысл самого существования
человека. Профессия предоставляет неповторимую
возможность применить свои способности
на конкретном трудовом посту, выработать
личный стиль деятельности, воплотить
свою потребность быть Личностью, индивидуальностью
в профессиональном труде. Высокий профессионализм
дозволяет личности воплотить и свою склонность
к сверхнормативной профессиональной
активности, очень выражающей запредельные
способности человека. Полная погруженность
в профессиональную жизнь, удовлетворенность
выбранной профессией, осознанная профессиональная
позиция, неизменное доказательство собственной
профессиональной значимости, нужности
и полезности приводят к возникновению
особенного эмоционального состояния
– профессионального оптимизма. Все эти
мастерски обусловленные конфигурации
способствуют профессиональному самоутверждению,
конституируют самоопределение личности
в профессиональной культуре и означают
полную интеграцию в профессиональную
среду. Наряду с этими психологически
положительными переменами происходят
и деструктивные. Часть профессионалов,
в большей мере сориентированных на признание
собственного мастерски-психологического
потенциала не удовлетворенных своим
профессиональным и должностным статусом,
вновь ревизуют свою профессиональную
жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных
достижений приводит их к мысли о необходимости
кардинальной смены работы, должности
и даже профессии. Но груз большого положительного
профессионального опыта понижает профессиональную
мобильность личности, затрудняет способности
профессиональной передвижения. Компенсацией
сужающегося профессионального пространства
становится инициирование получения «добывания»
различного рода профессиональных наград,
социально важных должностей, премий,
званий и т.д.
Основными
психологическими новообразованиями
в возрасте 28-33 лет стают социально-профессиональная
активность, самостоятельность, социальная
ответственность, мастерски обусловленные
черты характера. Так, в возрасте
30 лет человек анализирует и, при необходимости,
корректирует свою жизнь. При этом мужчины
пересматривают собственные установки
по вопросам карьеры и способы их реализации,
женщины же делают окончательный выбор
между карьерой и семьей.
Период
относительно спокойной жизнедеятельности
34-42 года. Дамы и мужчины примеряются
с социально-профессиональными условиями
и семейными отношениями. Многие
стают специалистами, самоопределяются
в профессиональном обществе, достигают
вершин профессионализма и пика творческих
фуроров.
Чертами
социальной ситуации развития в 45-60 лет
обусловлены следующими моментами:
- постепенное
физическое старение, ослабление психофизиологических
и психических функций (внимания, памяти,
мышления), понижение сексуальных потенций;
- изменение
жизненного пространства за счет появления
новейших родственников и постепенного
ухода из жизни близких, коллег, друзей;
- сужение
перспектив профессионального продвижения,
карьеры.
Старость:
О возрасте с 65 до 75 лет говорят
как о первой старости. После 75 лет возраст
считается преклонным: человек переосмысливает
всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных
раздумьях о прожитых годах — и либо принимает
свою жизнь как неповторимую судьбу, которую
не надо переделывать, либо понимает, что
жизнь прошла зря.
В преклонном возрасте (старости)
человеку предстоит преодолеть три
под-кризиса. Первый из них — переоценка
своего Я, не касающегося профессиональной
роли, которая у многих людей вплоть
до ухода на пенсию остается главной.
Второй под-кризис связан
с осознанием ухудшения здоровья и старения
тела, что дает возможность человеку выработать
необходимое равнодушие к этому.
В результате третьего под-кризиса
исчезает самоозабоченность, и теперь
без ужаса можно принять мысль о смерти.
Столкнувшись с ее неизбежностью, человек
переживает ряд стадий. Первая из них —
отрицания. Мысль «Нет, не я!» — обычная
и нормальная реакция человека на объявление
ему смертельного диагноза. Затем наступает
стадия гнева. Он охватывает больного
при вопросе «Почему именно я?», изливается
на заботящихся об этом человеке других
людей и вообще на всякого здорового. Чтобы
такая стадия подошла к своему окончанию,
умирающий должен излить свои чувства
вовне.
Следующая стадия — «торга».
Больной пытается продлить свою жизнь,
обещая быть послушным пациентом
или примерным верующим, пытается
продлить свою жизнь с помощью
достижений медицины и покаяния перед
Богом за свои грехи и ошибки.
Все эти три фазы составляют
период кризиса и развиваются
в описанном порядке, бывают возращения
к предыдущей стадии.
После разрешения этого кризиса
умирающий вступает в стадию депрессии.
Он осознает: «Да, на этот раз умереть
предстоит именно мне». Он замыкается
в себе, часто испытывает потребность
плакать при мысли о тех, кого
он вынужден оставить. Это стадия подготовительной
печали, на которой умирающий отрекается
от жизни и готовится встретить
смерть, принимая ее как свой последний
жизненный этап. Он все дальше отделяется
от живых людей, замыкаясь в себе,
— наступает состояние «социальной
смерти» (от общества, от людей человек
уже отдалился, как бы умер в социальном
смысле).
Пятая стадия — «принятие
смерти». Человек осознает и соглашается,
смиряется с неизбежностью близкой
смерти и смиренно ждет своего конца.
Это состояние «психической смерти»
(психологически человек уже как
бы отказался от жизни). Клиническая
смерть наступает с момента прекращения
работы сердца и остановки дыхания,
но в течение 10-20 минут медицинскими
усилиями еще возможно вернуть человека
к жизни. Смерть мозга означает полное
прекращение деятельности головного мозга
и его контроля над различными функциями
организма, в результате происходит гибель
клеток мозга. Физиологическая смерть
соответствует угасанию последних функций
организма и гибели всех его клеток.
3. Соотношение
биологического, психического и
социального в человеке
Человек представляет собой
сложную биосоциальную систему,
которая подчиняется трем программам
развития: биологической, психологической
и социальной.
Когда речь идет о биологической
форме развития, то человека называют
индивидом, то есть носителем человеческих
качеств, а с социальной точки зрения человек
– это личность, которая находится в определенных
отношениях с другими людьми. Таким образом,
индивид – это потенциально человек, появляясь
на свет как индивид, человек постепенно
приобретает особое социальное качество,
становится личностью. Сущность природы
человеческой личности и особенности
своей личности каждый человек постигает
в течение всей жизни, расширяя представление
об окружающем мире и о себе самом.
В социологии и психологии личность определяется
как совокупность качеств человека, приобретаемых
им в социокультурной среде и процессе
совместной деятельности и общения. Личностью
в психологии обозначается системное
(социальное) качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности
и общении и характеризующее меру представленности
общественных отношений в индивиде (А.
В. Петровский). Личность имеет социальную
сущность, сознательно индивид занимает
определенное положение в обществе и выполняет
исторически определенную роль.
Б. Г. Ананьев определил
личность как «общественный индивид,
объект и субъект исторического
процесса». Ученый подчеркивал, что
личность всегда конкретно-исторична,
она является продуктом «эпохи и
жизни страны», «современным участником
событий», которые составляют вехи
истории общества и ее собственного
пути развития. Личность каждого
человека наделена только ей присущим
сочетанием психологических черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность,
составляющих своеобразие человека и
его отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента, характера,
привычках, преобладающих интересах, в
качестве познавательных процессов (восприятия,
памяти и др.), в способностях и т. д. (А.
Н. Леонтьев).