Соотношение биологического, психического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 21:19, контрольная работа

Описание

Понятие "личность" соотносится с такими понятиями, как "индивид", "индивидуальность", "человек". Из этих понятий "человек" - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек как индивид представляет собой биологический род, род homosapiens - "человек разумный". Индивид являет¬ся носителем не только врожденных свойств, но и тех, которые получены в ходе развития.
Понятие "индивидуальность" подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отли¬чия.

Содержание

1 Индивид, индивидуальность, личность………….………………………………….4
2 Половозрастные особенности личности………………………………………….....6
3 Соотношение биологического, психического и социального в человеке…...…...13
4 Список литературы………….…………………………………………….………….15

Работа состоит из  1 файл

ОКР0.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

- раннее детство (1-3года) - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. Надо активно помогать малышу осваивать её. Ведь с нашей помощью ребёнку намного легче усвоить назначение и научиться пользоваться различными предметами (куклой, юлой, машинкой, мячом, водой, строительным материалом, ложкой, карандашом и др.). Наше внимание к этой деятельности будет способствовать развитию мышления, поможет сформировать у ребёнка готовность к деловому общению с другими детьми и взрослыми.

♦ Интенсивно идет сенсомоторное  развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования  предметами, исследовательской деятельности.

♦ Осуществляется речевое  общение, развивается понимания  речи взрослых, увеличивается запас  слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).

♦ Возникает способность  к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в  общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.

♦ Ребенок овладевает предметными  действиями: действия, и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

♦ Растет любознательность ребенка (он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и пр.

♦ Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

♦ Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может  выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов  по цвету, форме).

♦ Происходит становление  элементарного самосознания («Я сам»).

♦ Начинает формироваться  способность к произвольной саморегуляции.

♦ Ребенок приучается к  чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций.

♦ Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости  от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.

♦ Возникает кризис 3 лет  как утверждение самостоятельности.

Новообразование: феномен  «Я сам» означает не только возникновение  внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.

Из новообразований кризиса 3 лет — тенденция к самостоятельной  деятельности, в то же время похожей  на действия взрослого.

- дошкольный возраст (3-6лет). Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей. Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. Среди них:

♦ Гармонизация отношений  со взрослыми, повышенная потребность  в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности  к ним — критический возраст  для формирования способности любить другого человека.

♦ Установление отношений  со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения  лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

♦ Развитие способностей к  конструкторским играм, практического мышления.

♦ Развитие способностей к  рисованию, музыкальных (понимание  музыки, умение петь, танцевать), творчества.

♦ Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок  воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и  уловить связь между предметами.

♦ Синкретизм мышления: проявляется  в том, что ребенок вычленяет  из целого отдельные детали, но не может  их связать друг с другом и с  целым; он не способен установить связи  между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

♦ Мышление ребенка характеризуется  анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

♦ Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

♦ Интерес к сказкам (они  выступают средством эмоционального и информационного воздействия  на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

♦ Становление воли, произвольности действий.

♦ Любознательность (в 4-5 лет  дети — «почемучки»),

♦ Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески  продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также  выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря  воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства  и эмоциональные состояния). Между  рисунком и личностью ребенка, уровнем  его умственной одаренности заметно  явное соотношение.

♦ Появляется способность  вступать в диалоги с другими  людьми (к 6 годам лексикон ребенка  возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая  речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать  действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

♦ Ребенок начинает оперировать  понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия).

♦ Развивается мышление.

♦ Появляется интерес к  половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального  развития (в 3-4 года). Складывается и  преодолевается эдипов комплекс ((в 5-6 лет) бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола), формируется совесть — цензор моральных суждений.

♦ Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

♦ У ребенка впервые  возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные  морально-этические понятия (что  такое хорошо и что такое плохо).

♦ Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

♦ Становление произвольного  поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

♦ Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место  в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

♦ Готовится к школе, что  проявляется не в формальном овладении  навыками счета, письма, чтения. Это  результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его  психического, умственного, эмоционального и социального развития.

♦ Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать  точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

♦ Появляется мотивация  к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

♦ В интеллектуальной сфере  — концентрация внимания, понимание  на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного  мышления; наличие фонематического  слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять  движениями руки и пальцев).

♦ В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к  учителю; уровень самосознания, позволяющий  проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

♦ В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать  и паясничать; проявляется симптом  «горькой конфеты», когда ребенку  плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок  оценивается хорошо, то это его  огорчает.

Школьный возраст:

- младший школьный возраст (7-10лет). Поступление ребёнка в школу ведет к возникновению кризиса семи лет. Изменение социальной ситуации развития, новая система отношений приводят к рождению общественного Я дитя. Перестройка всего жизненного уклада, смена ведущей деятельности вызывает у него глубочайшие переживания по поводу собственной социальной роли. Оценки учителей и родителей определяют самооценки детей. Неудачи либо успехи приводят к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности либо чувства своей значимости и компетентности. Эти аффективные образования, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки школьника.

Принципиально новая социальная ситуация развития ребёнка возникает с поступлением его в школу. В первый раз ребенок начинает делать общественно важную деятельность, что ставит его в объективно новенькую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье.

В процессе её выполнения происходит развитие главных  психологических новообразований  этого возраста: усиливается произвольность психических действий, возникает  внутренний план действий, формируется рефлексия.

Структура учебной деятельности младшего школьника:

  • учебно-познавательные мотивы, в базе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии;

  • учебная задачка, т.е. система заданий, при выполнении которых школьник осваивает более общие методы выполнения учебных действий;

  • учебные операции, входящие в состав обобщенных способов выполнения действий;

  • контроль процесса учебной деятельности, основным образом обобщенных способов её выполнения;

  • оценка способов решения учебной задачки. При этом принципиальна не столько отметка как такая, сколько содержательная оценка процесса и результата учебной деятельности. Учебная деятельность строится таковым образом, что в младшем школьном возрасте развивается в большей степени словесно-логическое мышление.

- подростковый возраст (11-14 лет). Период кардинальной перестройки организма. Интенсивное физическое и физиологическое развитие происходит разновременно у девочек и мальчиков и существенно варьируется. Психофизиологическое развитие выражается в половом созревании, обусловленном эндокринными переменами в организме. Скачок в росте, появление вторичных половых признаков, неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы порождают эмоциональную нестабильность. Половое созревание увеличивает половую идентификацию. Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте повышают энтузиазм к собственной внешности и инициируют формирование нового вида физического Я. Промежуточное положение подростков в системе «ребенок – взрослый», неадекватная психофизиологическая перестройка организма приводят к подростковому кризису, который порождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

Социальная  ситуация развития значительно не изменяется. Система социальных отношений и социальная роль прежняя. Своеобразие социально ситуации развития заключается в том, что это переходный возраст (ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый). Такое промежуточное положение в обществе порождает у подростков чувство неуверенности, нестабильности. Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер главных психологических новообразований. К ним в первую очередь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что ребенок отвергает свою принадлежность к детям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется. Поиск себя, собственного места в обществе взрослых побуждает ребенка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу своей внешности, выраженности собственных способностей, нравственных свойств. Такое пристрастное отношение к себе приводит к росту самосознания и развитию самооценки.

Информация о работе Соотношение биологического, психического и социального в человеке