Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.

Работа состоит из  1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  исследования 

   Проблема  формирования мотивационной сферы  личности современного студента актуальна  в психологической науке. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.

   Отсутствие  единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста, адаптацией и идентификацией в условиях социальной нестабильности.

   Внимание  к такому понятию, как перфекционизм, обусловлено особенностями современного общества. Детерминанты этого явления  развиваются ещё в детском  возрасте. Студенческая среда является плодотворной почвой для развития данной личностной особенности. 

   Разработанность проблемы

   Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических  феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Г. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.). Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л.И. Божович и др.),  осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А.Н. Леонтьев и др.).

   В русле мотивации достижения выполнено  довольно много исследований, как  в зарубежной, так и в отечественной психологии (Д. Маклелланд, Д. Аткинсон, Р. Вейнер, Дж. Роттер, К. Левин; Н.В. Афанасьева, И.А. Батурин, В.А. Белых, М.Ш. Магомед - Эминов, В.И. Степанский, С.А. Шапкин).

   Феномен перфекционизма разрабатывается такими зарубежными психологами, как: Д. Бернс, А. Вайсман, П. Хьюитт, Г. Флетт, Р. Слэни, Дж. Эшби. Отечественными учёными: А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян, И. Г. Малкиной-Пых, И. И. Грачёвой, сделан вклад не только в разработку многомерной модели перфекционизма, но и в адаптацию Многомерной шкалы перфекционизма для российской выборки.  

   Цель  исследования –  изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.

   Задачи  исследования:

  1. Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
  2. Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
  3. Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
  4. Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
  5. Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.

   Объектом  исследования является мотивация достижения успеха, избегания неудач, уровень перфекционизма.

   Предмет исследования – перфекционизм как психологический фактор развития и формирования мотивационной сферы личности студента.

   Гипотеза исследования: уровень перфекционизма влияет на развитие мотивации избегания неудач (достижения успеха).

   Глава 1. Проблема соотношения перфекционизма и мотивации достижения успеха и избегания неудач в психологии

1. 1 Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация

        Изменение мотивационных факторов творческой, рабочей и учебной активности у учащихся в сторону их снижения  в 90-е годы – не случайно. Социально-экономические реформы последнего десятилетия и сопутствующие им  “рыночные бури”, по общепринятому мнению оказали заметное воздействие на  массовое сознание, общий менталитет и формы поведения.  В массовых жизненных наблюдениях, социальной публицистике и произведениях искусства отмечены:

  • переориентация систем ценностей, их массовое снижение в духовном и социальном  аспекте, при одновременном возвышении материальных, индивидуальных ценностей; ориентация на деньги как на основное средство и критерий жизнесуществования и развития;
  • снижение нравственных норм в отношениях между людьми, формирование культа удовольствий, развлечений, вредных привычек, в частности, наркомании, развратных или близких к ним форм поведения;
  • увеличение деструктивных форм активности, в том числе преступных,               

       вандальских; совершаемых как  в корыстных целях, так и  для развлечения.

    С чем это связано?  С увеличением   свободы поведения в результате  снятия идеологической и организационной  цензуры, или с внедрением фундаментальных социально-экономических капиталистических принципов, замещающих действовавшие (или, по крайней мере, провозглашавшиеся) ранее принципы “социалистического общежития и формирования нового человека” ? 

        Ясно, что имели место влияния  и первого и второго рода. Однако, в основе происходящих процессов в психологии людей лежат, в первую очередь, несомненно, произошедшие социально-экономические сдвиги, повлекшие за собой значительное изменение и перераспределение основных форм деятельности [16, c. 6 – 7].

 Внедрение рыночной экономики, перераспределение собственности, необходимо сопровождается в масштабах общества изменением характеристик и соотношения  основных видов человеческой деятельности, в  основе которых лежат основные экономические процессы общества. В соответствии с этим меняется и требования к человеку как со стороны общества, так и к самому себе. Всё чаще люди стали стремиться к идеальному выполнению своей деятельности, налаживанию идеальных гармоничных межличностных отношений, к достижению личностно значимых, но часто эфемерных идеалов. 

    1. 2 Феномен перфекционизма

     Психологический анализ тенденций  современной культуры свидетельствует  о том, что перфекционизм стал  важной характеристикой человека  нашего времени.      

     Перфекционизм – убеждённость в том, что совершенствование, как собственное так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Люди, характеризующиеся перфекционизмом, склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, компульсивно стремиться к невозможным целям и определять собственную ценность исключительно в терминах достижений и продуктивности.

   В настоящее время выработано представление  о перфекционизме как о многомерном  конструкте, имеющем сложную структуру  и включающим, наряду с высокими личными стандартами, ряд когнитивных и интерперсональных параметров [14, c. 208].

   1. 2. 1 Одномерная модель перфекционизма

   Впервые в русскоязычной литературе термин «перфекционизм» встречается в  раннем эссе Карен Хорни «Новые пути в психоанализе», отражающем её полемику с З.Фрейдом по вопросам о стремлении к моральному совершенству в функциях Супер-Эго.

   В психологии и психиатрии концепция  перфекционизма стала активно разрабатываться  в 60-е – 70-е годы XX века. Когнитивные психотерапевты рассматривали перфекционизм как одну из разновидностей иррациональных убеждений (А. Эллис) или дисфункциональных установок (Д. Бернс, А. Бек). В их описаниях и эмпирических исследованиях конструкт изучался как единственный параметр – «высокие личные стандарты». Перфекционист – это личность, чьи стандарты существенно превышают разумные, устремлённая к недостижимым целям, измеряющая собственную ценность исключительно в терминах продуктивности и достижений.

   Психоаналитики  комментировали онтогенетические пути в формировании перфекционизма, подчёркивая роль детских переживаний стыда, неполноценности и «условного принятия» со стороны родителей.

   Таким образом, одномерные модели полностью  не уравнивали перфекционизм с высокими стандартами [6, c. 74 – 76]. 

   1. 2. 2 Многомерные модели перфекционизма

   Главная инновация 1980 – 1990-х годов заключалась  в выдвижении тезиса о многомерной  психологической структуре перфекционизма. В результате данный феномен стал изучаться с позиций теории личностных черт, согласно которой каждая черта включает множество отдельных компонентов.

   Идея  о многомерности перфекционизма была последовательно развита в  трёх концепциях, разработанных несколькими  коллективами: канадской группой  П. Хьюитта и Г. Флита, британской группой Р. Фроста и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби.

   В канадской концепции за основу взята  объективная направленность черты  и выделены 4 её параметра: «Я-адресованный перфекционизм» (изнурительно высокие  стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование поведения), «перфекционизм, адресованный другим людям» (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание человеческого совершенства и постоянное оценивание других), «перфекционизма, адресованный миру» (убеждённость в том, что в мире всё должно быть точно, аккуратно, правильно, а все человеческие и общемировые проблемы должны находить правильное и своевременное решение) и «социально предписываемый перфекционизм» (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным).

   Британская  концепция описывает 6 параметров черты: «личные стандарты» (склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты), «озабоченность ошибками» (негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче), «сомнения в собственных действиях» (постоянные сомнения относительно качества выполнения деятельности), «родительские ожидания» (восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания), «родительская критика» (восприятие родителей как чрезмерно критикующих) и «организованность» (важность порядка и организованности).

   В американской концепции в качестве основных параметров перфекционизма выделены «высокие стандарты», «склонность к  порядку», «тревога», «прокрастинация  – склонность откладывать начало деятельности» и «проблемы в интерперсональных отношениях». Вместе с тем можно выделить несколько спорных положений вышеперечисленных концепций. Уязвимость канадской концепции заключается в её внутренней противоречивости. Правомерно выдвигая о многомерности перфекционизма, её авторы фактически акцентируют единственный параметр «высокие стандарты», оговорив возможность их разной адресации (собственной личности, окружающим людям, миру). Параметр «социально предписываемый» перфекционизм представляет те же высокие стандарты, только делегируемые индивиду значимыми другими (субъективное ощущение «принуждения к совершенству»). Но эти представления не объясняют в полной мере то, как высокие требования к собственной личности и другим людям трансформируются в саморазрушительную погоню за невозможным и становятся патогенными. Известно, что высокие стандарты могут стимулировать человека к продуктивной деятельности, сопровождающейся удовольствием и азартом. Канадские исследователи игнорируют ряд важных когнитивных параметров перфекционизма, в сочетании с которыми высокие стандарты становятся дезадаптивными. В ранних феноменологических описаниях перфекционизма высокие стандарты дополнялись когнитивными характеристиками – поляризованным мышлением («полное соответствие стандартам или тотальный крах»), сверхобобщением («единичная погрешность равна полному провалу»), избирательной концентрацией мышления на настоящих и прошлых ошибках. Отмечается склонность перфекционистов к генерализации стандартов во всех областях жизнедеятельности [6, c. 77 – 80].

   Нуждается  в уточнении параметр «интерперсональный перфекционизм». Канадская модель описывает  склонность перфекционистов к ожиданиям  безупречности в поведении других людей, низкую толерантность к их ошибкам и неудачам. Она также  акцентирует их своеобразное восприятие социального мира как угрожающего, представленного людьми, склонными к суровым оценкам и моментальным разочарованиям при выполнении другими деятельности на уровне более низком, чем совершенный. Лица с выраженным перфекционизмом проживают жизнь в «режиме сравнения» себя с другими, испытывая при этом мучительное ощущение собственной «второсортности и несостоятельности». Для такого сравнения они, как правило, выбирают «самых успешных и совершенных» – реальных людей, идеализируемых фантазийных персонажей, создателей шедевров мировой культуры; их попытки равняться на последних приводят к особо мучительным «нарциссическим травмам». Последствия таких сравнений очевидны – чувство зависти, недовольство собой, ложные жизненные выборы, конкурентные установки в общении, обесценивающие коммуникации, избегание контактов, в итоге – одиночество.

Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов